Зеркало.
Если у нас действительно было то прошлое, о котором нам говорит имеющаяся у нас история, то наверняка в этом прошлом большинство наших далеких праотцов не так часто смотрели на собственное зеркальное отражение, как это делаем сегодня мы. Зеркала, надо полагать, присутствовали, в основном, во дворцах восточных эмиров, шейхов и радж, а также в небольшом количестве у разбросанных по всей мачехе-Европе убежденных оккультистов той поры. Большая же часть народа, так сказать, несущий, инертный, балластный костяк антропоидов могли видеть себя и свой вид лишь в отражении различных водных стихий, как то: река, озеро, лужа, светлый рассол в большой бочке - или - чуть позже в редких новомодных оконных стеклах, вечерком.
Нынешнее демократизированное население, произросшее на перегное мировых войн и повальных идеологических психозов - фрукт тепличный. Выращивается такой овощ в зеркальных теплицах цивилизации. Ни для кого не секрет, что в каждом доме и в каждой квартире имеются зеркала, подчас в изрядном количестве. Гигиенические процедуры, связанные с телесным “верхом”, обычно производятся перед зеркалом, укрепленным над раковиной. Когда вдруг вас будит звонок нежданного гостя, и вы идете открывать дверь, разве вы упустите возможность хотя бы мельком взглянуть на себя в зеркало (в прихожей, в гостиной, в ванной)? Каковым я предстану перед посторонним? Это попытка опередить время и посмотреть на себя глазами как бы “Другого” в ближайшем эпизоде будущего. Однако, на деле то, что мы видим в зеркале - это всего лишь какая-то одна из наших социальных масок, а если таковой нет, то она срочно нужна, потому что лицо, допустим, сонного или сильно расслабленного человека мало подходит для современной цивилизованной межличностной коммуникации класса “лицом к лицу”. Достаточно ли цивильна моя маска сейчас?
Дамы смотрятся в зеркальца и всегда имеют при себе в сумочке небольшого отражательного советчика. Многие оглядывают себя в отражениях стекол вагонов метро, автобусов, витрин. Как же не поглядеть хоть краем глаза на себя в мониторе, когда шагаете мимо видеокамеры бдения в супермаркете? Зеркала в туалетах, лифтах, коридорах отелей - список был бы огромен и концептуален. Суть остается той же: идентификация лицевых легитимностей на автоматическом уровне исполнения.
Это не плохо и не хорошо, не страшно и не уморительно. Хотя, мне все-таки кажется, что скорее страшно - для человека вцелом. Существование определенной политкорректности выражения лица в состоянии обыденного бодрствования в коллективе-социуме само по себе, конечно же, объяснимо. Считается, что мир без контроля - конченый мир. Поэтому расслабляться нельзя. Можно выбирать различные социально-психологические маски для разных ситуаций и настроений, но сам маскарад практически неустраним. По этой причине, в конце концов, нетрезвый, но мирный гражданин на улице все-таки воспринимается населением и (по выражению
Хармса) “миллицией” однозначно как “нарушающий общественный порядок”. Психоментальное поле социума заминировано плохой игрой. Вменяемость и адекватность, при всей широте их применения, вряд ли в первую очередь связаны с напряжением-расслаблением лицевых мышц. Неизвестно же, какое лицо было у астронавта в его скафандре, когда он столь вменяемо и адекватно ступил впервые на поверхность Луны (если верить той же истории). Действительно, говоря о зеркальной зависимости, я даже не имею в виду желание человека узнать, не коротки ли на нем эти брюки и не забрызган ли осенней грязью любимый плащ-палатка. Речь всего-лишь о лице личности. И страшно может стать оттого, что поймешь вдруг - все так часто сверяются со своим зеркальным отображением, поскольку не уверены, что смогли бы выдержать роль длительное время без развешанных повсюду визуальных “суфлеров”. Людям есть что скрывать о себе от других, поскольку такая вещь, как недовольство собой появляется с отмиранием мира детства, с приходом цивилизации и мира качественно новых “Других”. А всякая навязчивость, как минимум, настораживает.
Зеркальное отражение некой персоны - это, прежде всего, наиболее плотный выразитель “здесьности” и “настоящести” этой персоны. С момента взгляда на себя в зеркало, неслышно рушатся и тают параллельные и вспомогательные миры многомерной личности (которую
К.Г.Юнг считал превосходящей всякую психосоматику) и остается только это - сверка социальной вменяемости на вертикально простертой амальгаме. Зеркала таким образом выступают в мире цивилизации чем-то вроде Магнитов Материализма. Мы представляем себя такими, какими видим себя в зеркальном отражении, надеясь, что эта система с самого начала чиста и невинна, как девственный поросенок. “Зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают сущность”, - так считали мудрецы борхесовского Тлена, но в этом скорее можно разглядеть не внешнее “умножение” сущности, а скорее ее внутреннее “сокращение”. Зеркальная поверхность ограничивает натуралистичностью своей физической правды и служит в наши дни серьезным проводником душ в мир унифицированно-корректного поведения, основанного на глобальном подозрении и недоверии (к себе и Другим). Зеркала - зловещие ловушки, исправные западни и жесточайшие цензоры реальности Спрятанных Лиц. На деле люди смешны и нелепы, грациозны, гротескны, трагичны, сказочны, аффективны, странны, уникальны, многоэтажны и многостраничны. Но Зеркальные Теплицы по-прежнему существуют как один из способов удерживать все это невообразимое разнообразие в рамках пошлой единообразной “материальности” с ее заранее жестким, как заржавевшая двуручная пила, консенсусом.
За бортом пока остается тема т.н. “старения зеркал”, а также интересная тема, касающаяся различий в отражениях на статичных и динамически движущихся зеркалах. Но все это меркнет рядом с опытом, гласящим: если долгое время смотреть неотрывно собственному зеркальному отражению зрачки-в-зрачки - неизбежно тяжелейшее и глубочайшее сумасшествие.
Передозировка собственной эгоматериальностью - что может быть хуже?
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы