С названием
Николай Грицанчук (11/02/2014)
Художник, испытывая затруднения с выбором названия картины, обычно именует ее “Без названия”. Тем самым он дает понять, что картина может быть названа одним из множества наименований, предложенных любым из зрителей, – или всеми названиями сразу. Свое право именовать художник передоверяет зрителю, надеясь, что он, внутренне, для себя, именуя произведение, проникнется переживаниями и мыслями автора, сделает их “своими”. Наш собственный проект назван “С названием”. Название как бы приглашает зрителя точнее прочувствовать содержание, вложенное художником в картину, и совпасть с ним в возможном названии.
Николай Грицанчук. С названием 2. Холст, акрил. 50х70. 2012 г.
Одна из целей проекта – попытка соотнести максимальную интертекстуальность данных художественных произведений с имеющимися формальными ограничениями.
Одна из моих работ, выставленная в 2004 году в Зверевском центре современного искусства в рамках проекта «Платформа», так и называлась «С названием». Это был небольшой холст на подрамнике, заклеенный бумагой. В свою очередь, к ней был приклеен ярлык, где сообщалось потенциальному зрителю, что содержательная часть работы (пока скрытая), возможно, будет размещена на специально созданном для этой цели сайте, будущее доменное имя еще не существующего сайта также было указано. Таким приемом носитель и сообщение разделялись во времени и пространстве. Подобные разделения, в довольно широком диапазоне, можно наблюдать и в реальной жизни – от рождения ребенка до игры в лотерею. Своего рода аналог физического принципа неопределенности, указание на вероятностный характер любого творческого процесса, на важную роль импровизации и случайности. Кроме этого, на более длительном временном промежутке все упомянутые черты в совокупности можно рассматривать как одну из форм интертекстуальности – неустойчивого, переменчивого и потому продуктивного состояния культуры. Соответственно, и наш проект – развитие, или составляющая, более обширной темы.
Николай Грицанчук. С названием 3. Холст, акрил. 50х70. 2013 г.
Визуальную часть проекта составляют работы из нескольких различных серий, объединенных общим подходом. Довольно часто элементами, определяющими различия жанров и техник в современном изобразительном искусстве, являются результаты непредсказуемого случайного стечения обстоятельств – неконтролируемое перетекание цветовых масс, случайное расположение пятен, геометрия, прозрачность и направление мазка, пространственная ориентация фигур и т.д. В итоге, после того как художник завершил работу, особенно в многослойной живописи и графике, казалось бы неупорядоченные, разобщенные структуры в целом воспринимаются как гармонические и красивые, становятся эстетически состоявшимся произведением искусства, способным отражать состояние, восприятие, неповторимость мироощущения автора. По нашему мнению, неравновесность, многовариантность выбора, первичный хаос – один из источников и непременное условие рождения уникального, неповторимого произведения искусства. Преодоление нестабильности, но вместе с тем периодический возврат к хаосу в кризисные для искусства периоды – необходимое условие его обновления и развития. Но вместе с тем постоянство определенных соотношений в природе и культуре, проявление симметрии и самоподобия – материал и часто побуждающая причина для творчества, попыток изменить мир и человека.
В целом в данном проекте многое определяет более общая позиция художника: автор использует возможности живописи, основанные на линии, цвете, форме, активно работает с современными технологиями и материалами, социокультурными явлениями и культурологическими теориями, исследуя и представляя в художественной форме актуальные темы, сюжеты и «тексты». С точки зрения художника, образная составляющая произведения искусства может и, при необходимости, способна существовать самостоятельно даже при отсутствии разъясняющих или комментирующих текстов. Произведение изобразительного искусства воспринимается зрителем в целостной полноте, одномоментно, либо эмоциональному отклику предшествует фаза осмысления и анализа.
Николай Грицанчук. С названием 10. Холст, акрил. 50х70. 2012 г.
Картины предназначены для демонстрации не только в выставочном пространстве, но и в пространстве действия. Такого рода пространство поможет в полной мере восстановить и выявить художественный, культурологический, социально-экономический контексты представленных работ. Об экономическом контексте мы говорим не случайно. Картины рассматриваются не только как носители «изотем» – воображаемых линий, отражающих существующие связи между понятиями, терминами, концептами из различных областей гуманитарной науки, но и как носители «эпитем» – ментальных точек пересечения изотем, отражающих существующие и возможные связи между понятиями, терминами, концептами науки, техники, искусства, бизнеса, политики. Одно из возможных определений культуры – интертекстуальное, контекстное существование эпитем. В семиотико-культурологическом значении необходимость возникновения и область приложения термина «эпитема» обоснована автором в статье «Наука. Культура. Опыт моделирования». Картины и связанные с ними акции в совокупности образуют и средство, и инструмент, и повод для совершения определенных действий в области современного искусства. То есть созидающая экономическая деятельность, например банковская деятельность или деятельность юридической фирмы, рассматривается как одна из форм современного актуального искусства – искусства действия, искусства демонстрации. Банк или фирма, как структура, и работающие в ней люди – не только социально ответственный «корпоративный гражданин», но и «корпоративный творец», плодотворно работающий в сфере искусства.
Как видим, наш проект прочитывается и воспринимается по-разному в зависимости от точки входа в него. Проект – это моделирование поиска и прочтения еще не выявленных, утерянных или намеренно скрытых текстов; определенная конфигурация взаимосвязей между изотемами, эпитемами, действиями и явлениями из различных областей культуры, науки, бизнеса; и, надеемся, в случае отсутствия комментирующего текста, просто качественная, интересная живопись.
Последние публикации:
Эпитемизм как современное искусство –
(14/10/2024)
Морозный хруст кленовых чипсов –
(14/08/2024)
Проект «Непросчитанные эмоции». Теоретическая основа проекта –
(08/08/2024)
Мобильные состояния –
(26/02/2024)
Твердеет день посмертной маской –
(08/06/2023)
Цветных карандашей затылки –
(10/04/2023)
Волшебная поляна (Из сборника «Тень тени») –
(15/03/2023)
Пломбир ванильного жасмина –
(13/01/2023)
Эпитемизм – что это такое? –
(17/11/2022)
Неопознанное –
(25/10/2022)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы