Достоевский. Синдром Кассандры
200-летний юбилей писателя и пророка мирового значения
Пророчества Достоевского о социальных и духовных катастрофах 20-го века были пророчествами Кассандры. Услышали их и поверили им немногие. Эти немногие и назвали его пророком еще при жизни. Пророком называли Достоевского Владимир Соловьев и Николай Бердяев, Лев Шестов. Это философы, интеллектуальная элита. А народ? Каким пророкам и когда народ верил? Известное изречение: «Нет пророка в своем отечестве». Но есть ли пророк и в целом человечестве? Ведь Достоевский предупреждал в своих романах-предсказаниях не только Россию, но весь мир, всех людей. И многие его пророчества уже сбылись. Его пророчества о бесах революции и Гражданской войны, о «великих инквизиторах», о Смердяковых, о массовом безбожии и произволе, о том, к какому разгулу зверских инстинктов и какому хаосу в общественной жизни приводит индивидуализм и не ограниченная нравственным законом свобода. Вспомним страшный сон Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание» – апокалиптическое видение конца мира, безбожной цивилизации. В людей вселилась зараза, это зараза духовная, некие духи «трихины», и люди в бессмысленной злобе стали убивать друг друга. Целые народы заражались и безумствовали. Все заканчивается полным самоистреблением. Разве это не грозное предупреждение для всего человечества? И что же? Было оно услышано? Поздно, слишком поздно услышали. После революции и Гражданской войны, двух мировых войн, после атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
Достоевский часто декламировал пушкинского «Пророка». Для него пророк больше, чем писатель. Таким было его самосознание, писательскую миссию он понимал как пророческую. Еще Достоевский любил читать строки Огарева:
Но мы знаем и лермонтовский образ пророка. А Лермонтов сам был из тех, кто больше, чем писатель. У него тоже был пророческий дар. Лермонтовский пророк говорит с горечью отчаянья:
Достоевский в полной мере испытал на себе такую участь пророка. В него каменья бешено бросали, и бросателей нашлось немало. Однако его пророчества остаются в силе и в наше время. Пророчества о судьбах человечества. Апокалептический сон Раскольникова продолжает быть грозным предупреждением.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
Достоевский о небратьях
„…Не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!
И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян!
Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь,повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, они именно в защиту от России это и сделают.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись…
Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее.
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации.
У них, конечно явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать...”
Ф.М. Достоевский, Собрание сочинений в 15 т.-Т. 14. - С 352