Комментарий | 0

Геракл. Место Геракла в мифологической системе мироздания

 

Зевс и Гера

 

 

Образ Геракла (Ἡρακλῆς) — это мифологический символ человеческого рода. Его подвиги и приключения, как и лю­бого мифологического героя такого масштаба, оказываются неким «предчувствием» или даже «аллегорическим проектом» всемирной истории, которая, как и положено всякой истории, имеет начало и конец. Вместе с тем мифическая история Геракла вписана в общую картину мироздания, в круг бытия, его вечного пребывания и становления из со­стояния Хаоса в упорядоченный Космос.

Гесиод (Ἡσίοδος; VIII–VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, автор поэмы «Теогония» (Θεογονία, букв. «происхождение богов»), так передает древние космологические мифы о становлении мира:

 

       Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а сле­дом
       Широко­грудая Гея, всеобщий приют безопасный,
       Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
       И, между вечными всеми бог­ами прекраснейший — Эрос
      Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
       Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает[i].

 

Хаос (Χάος, зияющая, мрачная бездна[ii]) — это образ еще не оформившегося мира, а Гея (Γαῖα, земля) символизирует рождающее начало, которое дает существование первому вселенскому богу Урану (Ούρανός небо). Тартар (Τάρταρος[iii]) означает глубинные и никому не ведомые возможности мироздания, скрытые в небытии[iv], а Эрос — символ единства мира и одновременно устремленности к единству всякого су­щего в нем отдельного.

Единство и одновременно оппозиция Урана и Геи очерчивает не только пространство как таковое, но и границы возможного для человека представления и познания, за которыми для него, человека, нет ничего, кроме немыслимой пус­тоты, воображаемой как мрак, холод и ужас Тартара.

Союз Урана и Геи дает начало второму поколению древнегреческих богов (титанов и сопровождающих их хтонических, букв. «земляных», чудовищ) во главе с Кроносом (Κρόνος), оскопившим своего отца Урана. Кронос олицетворяет собою всё пожирающее бесконечное время, точнее, вечность (недаром говорят «кануть в вечность»). Его жена Рея (Ῥέα, от глагола ῥέω — течь, литься, струиться, расплываться, исчезать)[v] символизирует самую существенную черту времени — его текучесть как вселенскую изменчивость, временность всего существующего. Единство Кроноса и Реи означают необратимость изменчивости от прошлого к будущему через вечно длящееся (покоящееся) настоящее.

К высшим богам третьего поколения принадлежали, во-первых, шестеро детей Кроноса и Реи, называющиеся Кронидами: старший сын Аид — бог подземного Царства мертвых; средний сын Посейдон — бог морской стихии; младший сын Зевс — верховный бог древнегреческого пантеона; старшая дочь Гестия — богиня домашнего очага; средняя дочь Деметра — богиня плодородия и земледелия; младшая дочь Гера — жена Зевса; во-вторых, дочери и сыновья Зевса: Афина — богиня мудрости и военного дела; Арес — бог неправедной, завоевательной войны; Гефест — бог огня и кузнеч­ного ремесла; Гермес — бог, провожающий души умерших в Аид, покровитель торговли, красноречия, воровства и странников; Аполлон — бог света, покровитель искусств, врачевателей и оракулов; Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле; Дионис — младший из сыновей Зевса, дважды рожденный бог виноделия и веселья. Наконец, в число высших богов входила самая старшая бо­гиня — богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из капель крови и семени оскопленного Урана (его фаллоса) и морской пены. Этих богов, кроме Аида, принято называть Олимпийскими, поскольку они обитали на вершине Олимпа. Аида же, старшего сына Кроноса, называли «подземным Зевсом», т.е. богом царства мертвых; его супругой стала дочь Зевса и Де­метры, Персефона. Таким образом, высших богов в древне­греческом пантеоне было не 12, как часто пишут, а 14.

«Первым среди равных», хотя он был младшим из сыновей Кроноса, стал Зевс (Ζεύς[vi]), олицетворяющий собою миропорядок, или закон, который всегда оформляется и выявляется лишь по прошествии определенного (конечного) времени, ко­торый сосуществует с бесконечным временем Кроноса, низвергнутого в Тартар. Собственно, благодаря этому закону Хаос и становится Космосом[vii].

Весьма примечательно, что имя Зевса Ζεύς — одного корня со словом ζεῦξις — εως ἡ, которое означает: 1) запрягание, способ запряжки; 2) наводка моста, соединение мостом[viii]. Иначе говоря, Зевс — это «наводящий мосты, порядок». Та­ким образом, как верховный правитель Зевс выполняет функ­цию координатора и вседержителя, который обеспечивает целостность и прочность системы мироздания. В этом смысле, Зевс как бы дополняет и завершает функцию Эрота, обес­печивающего тяготение природных стихий друг к другу. Можно сказать, что Зевс — как закон или миропорядок — до поры до времени не позволяет Космосу «схлопнуться» в недифференцированный Хаос, а может быть, и до точки небытия, как это предполагал в своей онтологии Гераклит[ix].

Впрочем, на этом роль Зевса в мироздании не исчерпы­валась. Древнегреческие поэты (особенно Гомер) давали ему множество самых разных эпитетов: «владыка и повелитель», «отец богов и людей», «высший промыслитель», «величайший из богов», «податель всех знамений», «громовержец», «эгидодержавный», «блюститель законов гостеприимства», «покровитель просящих об убежище», «спаситель», «освободитель от иноземного ига», «бог браней», «страж и покрови­тель верности», «защитник священных масличных рощ Аттики», «хранитель домашнего очага и семейных уз». Иногда Зевс вообще обособлялся от сонма богов, например, в обра­щении ὦ Ζεῦ καὴ θεοί (возможно, это можно перевести так: «О Зевс, сжигающий [всех] богов (?)» — А.Ч.)[x], или в клятве πρὸς (τοῦ) Διός! «Клянусь [единым] Зевсом!»[xi]. Так Зевс — бог одного из племен древних пеласгов (Πελασγικός) — стал со временем почитаться во всей Греции (Элладе). А главный культовый центр Зевса находился в г. Додоне (Δωδωναῖος, царство Эпир, расположенное на северо-западе Греции).

О «любовных» похождениях Зевса, которых было огромное множество[xii], можно было бы написать не один авантюрный роман, осуждать или даже смаковать их[xiii], но все же стоит помнить, что миф — это всегда религиозные, философские, космологические и социально-исторические аллегории и символы. Действительный смысл и сущность мифов о «любвеобильном» Зевсе заключается вовсе не в сексе, свойственном людям и животным, а в том, что всё это образное (антропоморфное, или человекоподобное) отображение дальнейшего (после Урана и Кроноса) становления Космоса в его бесконечном качественном разнообразии, сложнейшей системы причинно-следственных связей и отношений — в противоположность мертвенному единообразию еще не дифференцированного Хаоса.

Кроме якобы случайных связей «на стороне», у Зевса были три законные супруги: Метида, Фемида и Гера[xiv]. В этой последовательности жен скрыт глубокий смысл.

Первая жена, Метида (Μῆτις), олицетворяла собою способность различения добра и зла, а также замысел как таковой[xv]. Гея предсказала своему внуку Зевсу, что он будет иметь от Метиды мудрую дочь, а затем сына, который во всём превзойдет отца и свергнет его власть. Вероятнее всего, этим сыном Зевса от Метиды мог стать только Логос, о котором иногда говорят как о всё же родившемся потомке верховного бога, что подтверждается эволюцией значений этого термина в философии и религии вплоть до христианского Сына Божьего[xvi], что не удивительно, поскольку слово Λόγος было чрезвычайно многозначным уже в античной Греции[xvii].

Собственно, Гея и Уран уговорили Зевса проглотить Метиду. В поэтическом изложении Гесиода это было так:

Сделалась первою Зевса супругой Метида-Премудрость;

Больше всего она знает меж всеми людьми и богами.
Но лишь пора ей пришла синеокую деву-Афину
На свет родить, как хитро и искусно ей ум затуманил

Льстивою речью Кронид и себе ее в чрево отправил,

Следуя хитрым Земли уговорам и Неба-Урана.

 

Так они сделать его научили, чтоб между бессмертных
Царская власть не досталась другому кому вместо Зе­са.
Ибо премудрых детей предназначено было родить ей

Деву-Афину сперва, синеокую Тритогению,
Равную силой и мудрым советом отцу Громовержцу;

После ж Афины еще предстояло родить ей и сына —
С сердцем сверхмощным, владыку богов и мужей земнородных.
Раньше, однако, себе ее в чрево Кронион отправил,

Дабы ему сообщала она, что зло и что благо.[xviii]

 

Схолиаст (древний комментатор) рассказывает: «Как говорят, Метида обладала такой силой, что могла превращаться во что хотела. Зевс обманул ее и, уговорив сделаться маленькою, проглотил». Таким образом, Метида — премудрость — оказалась внутри самого Зевса. Богиня была в это время бере­менна Афиною, которая, таким образом, тоже оказалась во чреве Зевса. После этого Зевс родил ее из своей головы[xix]. Относительно эпитета рожденной Зевсом синеокой Афины «Тритогенея», который до сих пор считается необъясненным, могу только высказать предположение о том, что Афина ро­дилась сразу после традиционного в Древней Греции заупокойного жертвоприношения на третий день после «смерти» (в данном случае) проглоченной Зевсом Метиды. Этот ритуал носил название τρίτα[xx].

Как замечает А.С. Тахо-Годи, в мифе этот акт просто констатируется безо всякого осуждения (в отличие от каннибализма Кроноса)[xxi], но возникает вопрос — почему? Во-первых, мудрость Метиды воплотилась в замыслах Зевса. После того, как Зевс проглотил Метиду, из его головы (при помощи Ге­феста, вскрывшего топором череп Зевса) родилась дочь — богиня мудрости Афина. Во-вторых, потому что мир, устроенный исключительно по законам мысли, логики, лишенный противопоставления добра и зла, страсти, будет лишен развития и жизни. Такой «идеально правильный» мир может быть только мертвым миром. Реализация этого варианта развития означала бы пустую форму без содержания (бытие без воли и чувственной материи), т.е. смерть мироздания.

Вторая жена, Фемида (Θέμιδος[xxii]), символизировала собою формальный порядок, справедливость и правосудие. Однако и вторая жена Зевса получила отставку и заняла хотя и по­четное место на Олимпе (ее изображали сидящей по правую сторону у ног Зевса), но все же не центральное. На мой взгляд, тем самым Зевс предотвратил превращение мира в бездушную машину правосудия, которая работает беспристрастно, а потому не способна к любви, страсти, состраданию и милосердию.

Третья жена Зевса — Гера. Ее миссия состояла не столько в покровительстве брака (это функция Гименея) и домашнего очага (это функция богини Гестии), как об этом пишут в энциклопедиях, сколько в обеспечении (пусть далеко не все­гда разумных) желаний и страсти, присущих как богам, так и простым смертным, без которых ни одна цель не может быть достигнута.

Гера стала персонализацией воли и страсти — обязательного условия всякого развития, обновления мира, его вариативности и даже непредсказуемости. На это указывает само имя — Ἥρα, которое обычно переводят как «охранительница», «госпожа»[xxiii]; но это, на мой взгляд, ошибочный перевод, который исходит из того, что Гера была женой верховного олимпийского бога Зевса. Тогда как этимология этого имени совсем иная. Слово ἤρα — это 3-е л. ед. ч. глагола ἐράω — любит, стремится, желает, страдает (терзается страстями) и т.п. Слово ἐράω нам более знакомо по имени «Эрос». Таким образом, Гера — это символ субъективации воли вселенского Эроса, и потому, на мой взгляд, самым точным переводом имени Геры было бы — страсть. Тогда становятся понятными все, казалось бы, алогичные (часто шокирующие) действия богини Геры, а главное — её место и роль в пантеоне олимпийских богов[xxiv].

Пара Зевс–Гера — это аллегория и символ диалектического единства закона и воли, порядка и произвола, рассудка и страсти, необходимости и свободы. Жизнеспособность такого противоречивого единства была обеспечена, с одной стороны, принципом формальной справедливости (Фемидой); с другой — мудростью Афины в практическом применении этого принципа в каждом конкретном случае. Наверное, только такой «квартет» (разум, страсть, порядок и мудрость) и, конечно, присутствие как бы парящего над ними древней­шего — старше самого Урана — бога любви Эрота, мог обеспечить миру практически вечное, хотя и весьма непростое, существование и развитие, где разум борется со страстью (и наоборот), узаконенный порядок, основанный на прин­ципах рассудка, со временем всегда оказывается не столь уж разумным, а мудрость и любовь сплошь и рядом допускают ис­ключения из правил.

В этом мире пребывающих одновременно трех поколений богов, которые символизируют не столько временнýю последовательность, сколько три плана, масштаб и степень определенности бытия (бытие–небытие, пространство–время, закон–произвол), и было суждено появиться Гераклу. Его жизнь и судьба (предназначение), смерть и бессмертие обусловлены, с одной стороны, Зевсом и его супругой Герой, с другой — его земным происхождением. Поэтому обстоятельства земной жизни Геракла на каждом шагу отсылают нас не столько к олимпийским богам или к его прадеду (по матери) — «звездному» герою Персею, сколько к истокам мироздания, олицетворяемых самыми древними — хтоническими (букв. земляными) богами, титанами и чудовищами, с которыми боролся еще сам Зевс, утверждая свою власть после низвержения Кроноса. Это и было сутью 12-ти подвигов Геракла. Через рождение, жизнь и смерть Гераклу суж­дено было обрести бессмертие среди олимпийских богов и, может быть, установить свой закон вместо власти Зевса (об этом, в частности, пишет Г. Гегель, ссылаясь на толкование мифов о Геракле у Эсхила и Аристофана[xxv]), что не исключает возможности возникновения не только какого-то аналога че­ловеческого рода более высокого порядка, но и принципи­ально иного мироустройства, хотя может оказаться лишь столь же неизбывной, сколь и несбыточной мечтой человека стать богом и сотворить новый мир по своему разумению.

 

[i] Гесиод. Теогония. Ст. 116–125. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#116

[iii] Возможно, слово Τάρταρος образовано от глагола ταρταρίζω, букв. «дрожать от холода». https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-60986.htm, либо ταραςςω — «очень страшно». См.: Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб, 1899. С. 1228. Есть версия в духе Новой хронологии А. Фоменко и Г. Но­совского о том, что Тартар назван в честь гипотетической Тартарии («Великорусской» Сибири), однако гораздо логичнее было бы предположить обратное: холодную Сибирь западноевропейские картографы XV–XVI вв. образно назвали Тартаром женского рода.

[iv] Только в VI в. до н.э. (уже в рамках философии, выросшей из мифа) появляются понятия бытия и его «иного» — небытия, позже представшие в монотеизме как оппозиция посюстороннего и поту­стороннего миров, над «схваткой» которых стоит Бог как их единство.

[v]έω — течь, литься, струиться, расплываться, исчезать. Дворецкий И.Х. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-5545.htm

[vi] Ζεύς — Зевс, сын Кроноса и Реи https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-28213.htm

[vii] κόσμος: 1) упорядоченность, порядок; 2) надлежащая мера, благопристойность; 3) строение, устройство; 4) (тж. κ. τῆς πολιτείας Plat.) государственный строй, правовой порядок; 5) (на Крите) кос­мосом называли носителя высшей государственной власти; 6) миро­вой порядок, мироздание, мир (впервые названный так Пифагором как выражение высшего порядка) 7) небесный свод, небо; 8) мир, свет, земля; 9) перен. свет, люди, народ; 10) украшение, наряд; 11) перен. украшение, краса, честь, слава; 12) прикраса. Дворецкий И.Х. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-36145.htm

[ix] См.: Лебедев В.А. Гераклит. // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001.

[x] καὴ от καίω — сжигать.

См.: Дворецкий И.Х.  https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-32235.htm

[xii] См.: Зевс. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%B2%D1%81

Кроме того, есть популярные статьи на эту тему: «Мифы и ле­генды Древней Греции. Гера, 3-я жена Зевса» https://www.tart-aria.info/gera-3-ja-zhena-zevsa/, а также «Метаморфозы и любовные похождения Зевса» https://sergeyurich.livejournal.com/80664.html.

[xiii] См., например: Любовные похождения Зевса и другие его преступления. https://zen.yandex.ru/media/vfx/liubovnye-pohojdeniia-zevsa-i-drugie-ego-prestupleniia-5d4612ee118d7f00adcdaaca Показательно уже название статьи, не нуждающееся в комментарии, как и название другой статьи «Сексуальные извращения богов» — https://quibbll.com/iskusstvo/seksualnye-izvrashheniya-drevnih-bogov/32291/ Кроме того, есть особенная (заявленная как «эзотерическая») книга, написанная исключительно в сексологическом (при­чем «нетрадиционном») ключе, в которой большое внимание уде­лено фигуре Зевса: Печенкин А.И. Двенадцать подвигов Геракла. — М., 2001. 464 с.

[xiv] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. — М., 1989. Законные браки Зевса и рождение детей. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st025.shtml

[xv] Имя Метида образовано от μῆτις: 1) мудрость, ра­зум; 2) замысел, план, намерение. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-37539.htm. Важно то, что слово начинается с μή — частицы со смыслом колебания, запрещения, отклонения или предотвращения (в отличие от прямого отрицания οὐ) https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-41432.htm. Иначе говоря, имя Метида означает некую еще не офор­мившуюся мысль, ее возможность, еще не принятое окончательно решение, или пред-выбор. Ср.: русское: за-мысел (через дефис), букв. то, что стоит за мыслью, как бы спрятано за ней, предшествует ей.

[xvi] Об эволюции понятия «логос» см.: А.Л. Доброхотов. Логос. Античная философия. Энциклопедический словарь.  http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ancient-philosophy/articles/209/logos.htm

[xvii] И.Х. Дворецкий называет в своем словаре древнегреческого языка 34 значения термина Λόγος, обнаруженные им в древне­греческих текстах: 1) слово, речь; 2) сказанное, упомянутое; 3) лог. положение, суждение, формулировка; 4) филос. определение; 5) выражение, изречение, поговорка; 6) вещее слово, предсказание, прорицание; 7) решение, постановление; 8) право решать, законодательная власть; 9) приказание, повеление; 10) предложение, условие; 11) слово, обещание; 12) повод, предлог; 13) довод, доказательство; 14) упоминание; 15) слава, слух; 16) весть, известие; 17) разговор, беседа; 18) переговоры; 19) рассказ, повествование, предание; 20) сказка, басня; 21) прозаическое произведение, проза; 22) раздел сочинения, глава, книга; 23) право говорить, слово; 24) ораторское выступление, речь; 25) предмет обсуждения, вопрос, тема; 26) разумение, разум; 27) (разумное) основание; 28) мнение, усмотрение; 29) [сделанное] предположение; 30) значение [значимость] слова, его весомость; 31) (со)отношение, соответствие; 32) отчет, объяснение; 33) счет, исчисление; 34) число, группа, кате­гория.

См.: . См.: Дворецкий И.Х.   https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-39156.htm

[xviii]  Гесиод. Теогония. Ст. 886–900. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#880

[xix] Гесиод. Щит Геракла. Ст. 197. См.: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#924

[xxi] Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. — М., 1989. Законные браки Зевса и рождение детей. http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st025.shtml

[xxii] Фемида от глагола θεμίζω творить суд, судить. См.: Дворецкий И.Х.  https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-29640.htm, которое, в свою очередь, восходит к слову θεμίς — устанавливать, утверждать, закреплять. У Фемиды были три дочери — Оры. Это, собственно, богини времен года. Гесиод придает им дру­гое значение, связанное с нормальным гражданским устрой­ст­вом: Евно­мия — «Благозаконие», Дика — «Справедливость», Ирена (Эйрена) — «Мир». См.: Гесиод. Теогония. Ст. 900. Примечание. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001#t98

[xxiii] Например, Мифы народов мира. М., 1991–92. В 2-х тт. Т. 1. С. 275–277.

[xxiv] Ἥρα. См.: . См.: Дворецкий И.Х.  https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-25523.htm.

[xxv] Гегель Г. Философия религии. — М.: Мысль, 1977. Т. 2. С. 135.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка