Культурный код русского человека. Религиозность
Элементы культурного кода русского человека
8. Религиозность.
Последний элемент культурного кода, предлагаемый к рассмотрению – религиозность или особые отношения с Небом нашего народа.
Лучше Владимира Соловьева об этой особенности не сказать:
«Идея нации не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»
Которого дополняет Николай Лосский «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием»
В пределе этот элемент всегда требует ответа на вопрос «Зачем я живу?» Или «в чём смысл жизни?». Поэтому где-то глубоко в структурах бессознательного у нас вшит запрос на гармонизацию отношений с Небом и вечностью.
Задолго до принятия Православия у древних славян уже существовали сложные отношения с Небом. Даже немецкая коммунистическая идея, попав на почву нашего культурного кода проросла до религиозного уровня и стала сверхсмыслом для существования народа. Советская власть не ломала эту часть кода, она вместо «жизни в вечности» предложила другие предельные смыслы – «свободы, справедливости, братства» и «пролетарии всех стран соединяйтесь». То есть мессианскую идею освобождения всего мира от гнета правящего класса.
Слово немецкому философу Вальтеру Шубарту о нашей религиозности:
«В России иное понимание Евангелия. У русского народа целый ряд христианских добродетелей является устойчивыми национальными добродетелями — христианство как бы врождено славянской душе. Русские были христианами до своего обращения в христианство. Поэтому христианство распространилось в России не мечом, как у Карла Великого, а само, легко и быстро — избранием.
Русское сердце было открыто не Ветхому, а именно Новому Завету. Так оно и осталось; в русской душе есть данные, делающие русского человека самым верным сыном Христа. Вот откуда русская национальная идея: спасение человечества придет из России.
Это самая глубокая и самая широкая национальная идея из всех, имеющихся у других народов».
Источники внутренней силы человека, которые формирует Религиозность:
· Потребность жить в гармонии с Небом, (если вы в своей деятельности вслед за Владимиром Соловьевым задаете себе вопрос «а что Небо по этому поводу думает» и гармонизируете свои дела с этим самым Небом, то это добавляет жизненных сил вашим коллективам)
· Значимость сверхсмыслов и образа мечты («идеалы ее святы – они то и спасали в века мучений);
Если есть мечта, которая еще и подкреплена основанием верить в ее достижимость, то это пробуждает внутреннюю силу, которая как «рука барона Мюнхгаузена», может нас из любого болота вытащить. И напротив отсутствие сверхсмыслов (что-то, что выше формального зарабатывания денег, если речь идет о бизнесе), выключает жизненную энергию из наших коллективов.
· Сверхценность долгосрочного видения («длинного взгляда» по Аузану)
Не просто долгосрочное видение, а предельность мечты, на которую замахиваетесь в вашем деле – это то, что добавляет сил носителям культурного кода.
Вызовы социального конструктора
· Ритуал важнее смыслов.
Раскол как пример проявления. Обрядоверие как формальное следование внешним канонам, с одной стороны, и готовность умереть за попытку исправления обряда, с другой.
· Уязвимость и слабость в социально-экономических отношениях (особенно в модели «разрешено все, что не запрещено и «ничего личного, только деньги»).
· Зависимость от экзистенциальных смыслов (переключение в состоянии «лежания на печи» в их отсутствии).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы