Культурный код русского человека. «Старообрядчество – осколок древней Руси»
История старообрядчества в нашей стране в контексте обсуждаемого вопроса интересна с нескольких сторон.
Первое.
Это пример социальной системы, до конца 20го века сохранившей в себе практически без изменения культурный код. Историк 19-го века И. Щапов считает, что «старообрядчество – это окаменевший осколок древней Руси».
На фото мой прадед и две пробабушки. Старообрядцы Забайкалья до 80х годов 20го века сохранили уклад жизни своих предков.
Второе.
Раскол – это трагедия нашего народа. Незалеченная рана, которая болит уже 300 лет. Пример того, как нельзя делать реформы. Пример предельного непослушания. Пример того, в каких крайностях описанная выше религиозность культурного кода может проявляться в борьбе за обряд и символы.
Третье.
И это самое интересное для современных русских предпринимателей. Совсем неочевиден ответ на вопрос – может ли носитель культурного кода с эмпатией 2-го быть успешным предпринимателем и бизнесменом. Старообрядческое купечество, пусть и с многочисленными оговорками в отношении причин и внутренних приводных ремней развития этого сословия, все-таки показало, что русский культурный код может достигать выдающихся высот в предпринимательской деятельности.
Доктор исторических наук Валерий Всеволодович Керов в своей книге «Се человек и дело его» изучает социально-экономическое устройство старообрядческого купечества. И выделяет такие причины, которые позволяли достигать успеха в делах купцам старообрядцам:
«Во второй половине XIX в. стали упоминаться такие особенности старообрядцев, способствовавшие успеху в делах, как трудолюбие и способность к интенсивному труду, умеренность в потреблении, аскетический образ жизни, бережливость и расчетливое ведение хозяйства.
• зам. министра внутренних дел Липранди отмечал, что материальному процветанию старообрядцев способствует их трезвость, умеренность в потреблении;
• Мельников: бережливость, расчетливость, враждебность к модной роскоши, нелюбовь к рискованным предприятиям;
• француз Лерой-Болье: строгая (как сам русский мороз) мораль и воздержанность;
• старообрядчество имело могучие средства для воспитания личности и выработки чувства личной ответственности и долга, столь существенных для экономической деятельности;
• “корпоративные” факторы: общинная солидарность, взаимовыручка, в том числе финансовая. Связи между общинами одного согласия были формой “товаропроводящей сети общероссийских связей старообрядческих купцов и предпринимателей”;
• внешние факторы: репрессивная антистарообрядческая политика российского государства в XVII-XIX вв. “Деньги сила, а без них нет свободы, а это убеждение сделало их трудолюбивыми, расчетливыми и воздержанными.” Лерой-Болье: преследование и дискриминация, в результате чего угнетенные обращаются к частным делам, коммерции, как у евреев, армян, коптов. Для того, чтобы быть свободными, они должны быть богатыми.
• современные авторы пишут о высокой трудовой этике и аскетизме старообрядцев, отношении к умножению капитала ради нового производства, не ради наживы, высоких нравственных качествах: взаимодоверии, честности, добросовестности (выше я уже писал о тщательности в отношении к труду);
Наиболее значительный вывод: практически все факторы успешности старообрядческого предпринимательства имели религиозно-этическое происхождение.»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы