Комментарий | 0

Протестанты и старообрядцы в социально экономических отношениях

В комментариях несколько человек написали, что купцы старообрядцы в этике ведения бизнеса очень похожи на протестантов. Тоже аскетизм. Тоже много труда.

Так и не так... Давайте попробуем разобраться в природе этой самой этики.

...

Что мы видим и там и там за внешними проявлениями? Это чувство собственной исключительности.
 
Но бизнесмен протестант развивает чувство собственной исключительности, через предопределение и богоизбранность, а исключительность купца старообрядца питается  другим – «защищаем истинную веру» и «мы гонимы за правду». То есть делая выбор в пользу социальных ограничений во имя великого, старообрядец этим взращивает чувство собственной исключительности, которое у протестанта приобретается через деньги, как признак правильного служения Богу.
 
При этом у протестантов все еще сложнее… они не только своим делом служат Богу, они еще и идею спасения совсем по другому трактуют. Плюс протестант – это еще и пахарь для которого понимание Бога – это творческий акт. Там сверхсмысл – своим трудом угодить Богу, как благодарность за гарантированное спасение. Если у православного и старообрядца спасение сложная метафизическая категория, где спасение надо заслужить, то протестанту для спасения надо просто поверить, а делом послужить Богу. Поэтому само дело (и зарабатывание денег, как следствие дела богоугодного) для протестанта сакрально.
 
Православный (и старообрядец) спасается «смирением, постом и молитвой». Для них вера без дел тоже мертва, но спасение – это категория на порядок более сложная, чем у протестанта. А природа активности в социально-экономических отношениях старообрядцев и, как следствие, их успех в бизнесе – это гонения на общину и протест против гонений, где деньги становятся источником свободы. Плюс купеческое дело еще и одно из немногих, чем старообрядцам дозволялось заниматься.

Итого,

 1) этика, аскетизм и отношение к личному потреблению действительно похожи.

 2) Даже природа жизненной активности одна – это чувство собственной исключительности, а не сопереживательность или чувство ответственности. Только в одном случае оно формируется из богоизбранности, а во втором, как следствие сознательного выбора быть гонимым «за истинную веру». То есть старообрядцы через гонения и страдания получали алгоритм формирования убеждений в собственной исключительности. И это свойство психики давало энергию Урал покорять, новые дела открывать, пахать от рассвета до заката.

 3) Ну и самое отличительное – идея спасения (то есть смысл жизни). У протестантов труд сакрален, а для спасения достаточно поверить (креститься) и заняться делом. У православного (и старообрядца) спасение крещением не гарантируется, а является результатом духовного поединка (со своими страстями, пороками и грехом) длиною в жизнь. А бизнес и деньги для старообрядца – это инструмент защиты общины, но никак не признак богоизбранности.

Если найдете ошибку в рассуждениях, буду признателен.

Из опубликованного ранее:

Этика старообрядческого купечества

Протестантская этика и русский бизнес

Однажды случился у меня спор с умным евреем. Пытался ему рассказать, почему методы организации труда, которые работают для компаний, чей культурный код построен на протестантской этике (транснационалы, например) не работает у нас. Умный еврей делал вид, что очень интересно, но категорически не соглашался. Можно я на вас потренируюсь?

Протестантская этика — уникальное явление в организации социально-экономических отношений. В чём уникальность? В том, что она сформировала культуру предельной эмоциональной значимости профессионализма, который обеспечивал финансовое благосостояние. В этой культуре богатство – это признак правильного служения Богу. А значит и деньги, и профессионализм на уровне сердца (структур бессознательного) обеспечивают жизненную энергию общества.

Протестант искренне гордится своим профессионализмом и деньгами, которые его знания позволяют зарабатывать. Его «сердце» зовет к богатству. Причем в предельно рациональной поведенческой модели — за счет высочайшей эмоциональной значимости усвоения лучших деловых практик и накопления компетенций.

У нас же большинство народа живет в другом нарративе: духовное выше материального, который строится на тысячелетнем «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Где искать? Тоже ясно показано: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Именно поэтому русского человека ежедневным трудом ради приобретения богатства не заманишь. Труд этот для него
эмоционально не значим, потому что «сердце» ищет того самого «Царствия Божия». Это, кстати, и верующих, и неверующих касается. Это понимали коммунисты и вовсю эксплуатировали «Духовное выше материального».

Наши сказки о том же. Иван-дурак лежал-лежал на печи, потом поймал золотую рыбку, и она ему моментально все жизненные проблемы порешала. Наш дурачок и на царевне женился, и царство ему в управление досталось. Ивану-дураку и в голову не приходит тратить время на оттачивание мастерства, чтобы стать воином. Зачем, если есть «золотая рыбка»? Халява – вот мечта русского человека.

Поэтому!

Если принять за факт, что у русского человека нет конструктивной жадности, как у других народов, то получается, что нам как воздух нужны знания, которые позволят воспитывать в нашем человеке целостное видение собственной природы и окружающего мира.

А если нет у русских той жадности, которая может давать жизненную энергию, то и быть конкурентоспособными (в творчестве, в инновациях, в созидательной деятельности) мы способны только в солидарной модели. Потому что наше общество в большинстве своем «эмпатичное» и «коллективное», как бы нас не атомизировали и не растаскивали по углам. А еще Бердяев такому обществу 100 лет назад поставил антикапиталистический (и антипротестантский) диагноз: «у России не буржуазная душа. Не поклоняется она золотому тельцу. И за одно за это ее можно любить.»

Я сейчас выше несуществующую страну описал, или это все-таки про нас с вами?

UPD
Здесь можно посмотреть наш батл в HBR с Дэном Блиновым. Он представлял Pfizer и западную культуру, а я настаивал на том, что мы другие.

 

Счастливая жизнь после работы vs Умереть у станка

 

 

 

 

Условия пробуждения русского культурного кода

В разборе культурных кодов подошли к самому "инструментальному" или практичному. Где же находятся те самые "кнопки", которые нас включают?

Предположение и гипотеза, на ваш суд.

Весь многовековой контекст освоения огромной территории евразийской лесостепи в условиях резкоконтинентального климата сформировал две пары условий, когда наш культурный код надёжно "включается".

Базовое условие одно. Нужно предоставить свободу выбора. Без принуждений. Опереться на "волю" (https://t.me/sergei_ivanov_efko/2859) и дать возможность человеку принять решение самостоятельно.

1. Трудности и свобода выбора.

Трудность включает режим преодоления («надо с печи слезать»), эмпатия 2-го рода (https://t.me/sergei_ivanov_efko/2855) вместе с правом свободного выбора (волей) формирует внутреннюю ценность принятого решения. В крайней форме это наблюдается при любой экзистенциальной угрозе. То есть надежнее всего наш культурный код «включает» война. Именно поэтому танки с ракетами у нас получаются лучше чайников и автомобилей.

На этом можно было бы поставить неутешительный диагноз, если бы не существование второй пары обстоятельств.

2. Труднореализуемая мечта и свобода выбора.

Если есть мечта с потенциалом «изменить мир», «спасти человечество», «сделать шаг в эволюции» и тд. Тогда героизм, жертвенность, воля, религиозность и парадоксальность (https://t.me/sergei_ivanov_efko/2888) включают у нас «двигатель второй ступени», и мы можем горы свернуть. Это работает как в управлении малыми коллективами – подарите своим людям резонирующий образ будущего (мечту) и дайте им возможность самостоятельно присоединиться к ее реализации. Это работает и на социальных пространствах бОльшего масштаба. Успехи советской космонавтики опирались именно на этот источник жизненной энергии нашего общества.

То есть для того, чтобы включать вторую пару обстоятельств, нам всегда надо замахиваться на что-то большое. Экология. Космос. Накормить человечество. Вылечить. И т. д...

А вы на этот вопрос как бы ответили?  Как по вашему мнению можно «разбудить» нашего человека?

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка