Комментарий | 0

Культурный код русского человека. Эмпатичный человек и «Большое дело». Условия пробуждения русского культурного кода

 

 

 

8 элементов культурного кода

 
Итак, наш культурный код можно образно изобразить в виде цветка, где в центре «эмпатия 2-го рода», а по краям – воля, некатастрофичность мышления, героизм, жертвенность, государство (и отношения с властью), парадоксальность, религиозность.

Причем эту картинку нельзя воспринимать по отдельности, как было предложено в изложении этого материала! Это целостный и единый образ, убрав из которого любой элемент, он разваливается.
 
Эмпатия 2-го рода, как определение не самое удачное. Но мы сознательно приняли такую семантическую конструкцию, потому что слово «любовь» (наиболее близкий и точный аналог в русском языке) перегружено разными смыслами.

Мы любим бутерброд с колбасой, проехать на хорошей машине, собаку с кошкой. Любим детей, родителей, родственников и друзей. Любим жен и мужей. В отличии от греков в нашем языке все это – любовь. Если вы найдете более точное слово, будем признательны, а пока попользуемся корявой «эмпатией 2-го рода».

Итак, элементы культурного кода:

1. Эмпатия 2-го рода

2. Воля

3. Некатастрофичность мышления
 
4. Героизм

5. Жертвенность

6. Государство (отношения с властью)
- природа русского бунта
- силы и вызовы

7. Парадоксальность
8. Религиозность

...

И важное дополнение, для понимания механизмов социального регулирования:

- Изгой или почему "закон не писан"?
- "Благодать", а не закон.

К теме рассуждений о культурных кодах…

…за Истину мы (как правило) принимаем то, что нашему «сердцу приятно». Что нам нравится – то и правильно. Что не нравится – то бред и ерунда какая-то.

Ладно бы это, но самое страшное – природа этого «нравится».
...нравится что-то может нашему черному или нашему белому. И поди разбери, что именно внутри тебя радуется, чёрное твоё или белое…

 

Эмпатичный человек и «большое дело».

 

Если все вышесказанное о структуре нашего культурного кода верно, то можно сделать предположение как рекрутировать эмпатичного человека на «Большое дело».

Во-первых, на какие источники внутренней силы можно опереться – ответственность перед ближним кругом, готовность жертвовать ситуационным комфортом, «не могу подвести».

Во-вторых, вызовы социального конструктора, на которые важно найти ответы – страх подвести, потому что нет компетенций, низкие амбиции, невысокие потребности, слабая материальная мотивация.

Если гипотезы о культурном коде верны, то «включить» внутренние силы такого человека и рекрутировать его на большое дело можно, реализовав следующий «план действий»:

- Предложить ему (ей) мечту и сверхидею;

- Показать, что сам готов за эту идею «умереть», то есть пожертвовать как минимум своим комфортом, а как максимум, возможно и всем (поставив на кон всё, что имеешь);

- Сформировать у человека значимость пространства (общего дела) – предложить ему вложить в это пространство свои силы;

- Сформировать специальные знания о работе психики, чтобы человек мог сам себя защищать, от своих бессознательных реакций;

- «По вере вашей да будет вам» (дать возможность поверить в собственные силы);

И выполнить два обязательных условия:

- Предоставить свободу выбора (опереться на волю;

- Обеспечить избыточными ресурсами (опереться на эмпатию.

 

 

Условия пробуждения русского культурного кода

 

 

В разборе культурных кодов подошли к самому "инструментальному" или практичному. Где же находятся те самые "кнопки", которые нас включают?

Предположение и гипотеза, на ваш суд.

Весь многовековой контекст освоения огромной территории евразийской лесостепи в условиях резкоконтинентального климата сформировал две пары условий, когда наш культурный код надёжно "включается".

Базовое условие одно. Нужно предоставить свободу выбора. Без принуждений. Опереться на "волю" и дать возможность человеку принять решение самостоятельно.

1. Трудности и свобода выбора.

Трудность включает режим преодоления («надо с печи слезать»), эмпатия 2-го рода (https://t.me/sergei_ivanov_efko/2855) вместе с правом свободного выбора (волей) формирует внутреннюю ценность принятого решения. В крайней форме это наблюдается при любой экзистенциальной угрозе. То есть надежнее всего наш культурный код «включает» война. Именно поэтому танки с ракетами у нас получаются лучше чайников и автомобилей.

На этом можно было бы поставить неутешительный диагноз, если бы не существование второй пары обстоятельств.

2. Труднореализуемая мечта и свобода выбора.

Если есть мечта с потенциалом «изменить мир», «спасти человечество», «сделать шаг в эволюции» и т. д. Тогда героизм, жертвенность, воля, религиозность и парадоксальность включают у нас «двигатель второй ступени», и мы можем горы свернуть. Это работает как в управлении малыми коллективами – подарите своим людям резонирующий образ будущего (мечту) и дайте им возможность самостоятельно присоединиться к ее реализации. Это работает и на социальных пространствах бОльшего масштаба. Успехи советской космонавтики опирались именно на этот источник жизненной энергии нашего общества.

То есть, для того чтобы включать вторую пару обстоятельств, нам всегда надо замахиваться на что-то большое. Экология. Космос. Накормить человечество. Вылечить. И т. д...

А вы на этот вопрос как бы ответили?  Как по вашему мнению можно «разбудить» нашего человека?

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка