Комментарий | 0

Культурный код русского человека. Парадоксальность

 

 

 

Элементы культурного кода русского человека

 

7.    Парадоксальность.

 
 
Самый загадочный и самый труднообъяснимый элемент нашего культурного кода. С одной стороны, то, что все описанное выше может переводит в состояние «анти». С другой, именно парадоксальность формирует наш культурный код во всей целостности. Если эмпатия – это его ядро, то парадоксальность – это связующий раствор.
 
Теория акцентуаций (бессознательных эмоциональных потребностей) выделяет демонстративные  или истероидные народы (жители юга – итальянцы, испанцы и тд), отмечает упертых или паранояльных (немцы и народы рисовой культуры). Мы по этой шкале – представители шизоидного типа. Постоянный поиск ответа на вопрос «зачем?» (в пределе «в чем смысл жизни?) – это как раз следствие шизоидности (не путать с шизофренией).
 
Именно парадоксальность совмещает несовместимое и делает возможным то, что описывает Бердяев:
 
«Душа России – не буржуазная душа, – душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно».

«Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы».
 
«Россия — страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна духовенства, погруженного в материальный быт, страна обрядоверия, страна интеллигентщины, инертной и консервативной в своей мысли, зараженной самыми поверхностными материалистическими идеями».
 
«Русский дух хочет святости в жизни абсолютной, и только святость его пленяет, и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной. Поэтому святая Русь имела всегда обратной своей стороной Русь звериную».
 
«Ангельская святость и зверская низость — вот вечные колебания русского народа, неведомые более средним западным народам».
 
И становится чуть более понятен Достоевский с его:
 
«...судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает…. идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом...»

 

Источники внутренней силы человека, которые формирует Парадоксальность:

 
·    Способность видеть контекст и природу причин наблюдаемых процессов;
 
·    Источник творческого потенциала;
 
·    Парадоксальность мышления (искусство, литература, изобретательство, наука,)
 
·    Предрасположенность к эмоционально-чувственному восприятию и моделированию

 

 
Вызовы социального конструктора:

 
·    Дорога познания «сатаны» через постоянное подталкивание к выбору.

 
Для человека, у которого есть эмпатия 2-го рода и воля, процесс «созидания с любовью» – это всегда ежедневный выбор между добром и злом (соблазном и добродетелью, сатаной и Богом). Ты под него ложишься? Или с ним борешься. Вызов – плоды деятельности чёрного внутри нас нужно уметь видеть и узнавать. Зло для такого человека – это искушение, тот, что обеспечивает саму возможность выбора дороги к Богу.
 
История преподобного Сергия яркий пример проявления этого «познания сатаны». Сначала отказ от игуменства, потому что «это корень властолюбия», то есть порока. А потом, несмотря на неизбежность встречи со злом на посту игумена – смирение перед просьбой митрополита и принятие вызова. Когда взваливаешь на себя соблазн и внутри ежедневного соприкосновения со злом и искушением – в итоге его побеждаешь.

Без парадоксальности душа просит простоты. Чтобы помолился, свечку поставил и сразу получил награду.

Такому человеку сложно быть просто «ровным». Натянуть маску «приличного» человека и жить себе. Таких постоянно сваливает либо вправо, либо в лево. Либо в «святость», либо в «мерзость».

 

 
·   Холодность и закрытость, как защитные механизмы психики.
 
· 
  Совмещение несовместимого («хочет святости в жизни абсолютной… и он же готов мириться с грязью и низостью в жизни относительной»).

 

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка