Русская философия. Совершенное мышление 415. Теорема актуальности 54
Предельное выражение формирующей матрицы современной цивилизации или содержание третичной индивидцации:
Я.
Я один.
Я сам.
Я – первый.
У меня нет предков.
Я – последний.
У меня нет потомков.
Я одинок.
У меня нет семьи.
У меня не было, нет и не будет родных.
Реален только я.
Всё из меня и только из меня.
Существует только то, что существует во мне.
"Вселенная во мне", словами поэта, кажется, Александра Блока.
Бытиём станет только то, к чему я смогу прикоснуться.
Мир – пузырь, сфера моего существования.
Моя вытянутая рука упирается в пустоту.
Прошлого не существует.
Вся история мира и человечества – всего лишь миф.
Будущего не будет, потому что там не будет меня.
Есть только я и то, что имеет ко мне хоть какое-то отношение.
"Снятое", по терминологии Гегеля, формирующее действие первобытной матрицы, выражающееся в первичной индивидуации:
Переживание, ощущение (себя) телом.
Восприятие мира телом, подобным, соотносимым с телом воспринимающего.
Действия как тела.
"Снятое" выражение и формирующее действие родовой матрицы, выражающееся во вторичной индивидуации:
Переживание себя сферой, топосом, пространством единства разнородного (то есть собственно рода): семьи, дома, двора, села, "улицы" (от "запаха" которой у Лапши из "Однажды в Америке" "стоит" и верность которой он сохранил, в отличии от Макса).
То есть первобытная матрица формирует ощущение, а родовая – чувство.
Первобытная и родовая индивидуации "приземляют" человека, привязывают его к конкретному "миргороду", мирному уголку, месту, внутри которого заключёно всё необходимое и одновременно достаточное для полноты жизни, место, заполненное "естественным", "старым светом", осеняющим и одновременно защищающим эту сферу от "диких котов" внешнего этому "уголку" хаоса (по Гоголю). Однако то, что было необходимо и достаточно для формирования человека в первобытной и родовой цивилизациях, явно недостаточно для формирования человека современного, которому (формированию) мешает, даже препятствует "заземление" человека телом и родом. Современный по типу человек "существует мышлением", по Рене Декарту, мыслью, когитацией, существует как тот, кто свободен от "ограничений пространства, времени и причинности", по Льву Толстому, существует как намеренно внимающий и действующий субъект.
Телесность и чувственность человека, в том числе человека современного, формируются первобытной и родовой матрицами соответственно: человек всегда будет ощущать огонь как тепло и воспринимать движение солнца как восход или заход; это фундаментальное положение дел. Активность современной матрицы заключается не в том, что она создаёт новые телесность и чувственность или преобразует "старые", а в том, что она "задействует" уже сформированные как свои внутренние элементы, например, при "считывании" показаний осциллографа, расчёте траектории движения планет или построении моделей атома: человек по-прежнему "видит" движение солнца, но понимает, что это всего лишь видимость, возникающая из определённого соотношения элементов восприятия, человек по-прежнему испытывает "угрызения совести", но понимает, что таким способом проявляется его участие в родовом единстве, или, по терминологии Берта Хелингера, "семейной системе" как своего рода самодействующем субъекте.
Современная (третья) индивидуация не может основываться на первых двух, требует нового, чисто субъектного опыта, необходимого и одновременно достаточного для того, чтобы эту индивидуацию осуществить. Семья, школа, двор, улица – эти пространства слишком задействованы первобытной и родовой матрицами, так что сегодня одним из первых топосов, в котором происходит реализация современной матрицы и, соответственно, накопление субъектного опыта, – это виртуальность, освоение единого информационного пространства, в котором каждый человек представлен и действует как "абстрактный субъект" или существо без тела, пола, имени, семьи, личной истории, социального положения, родины и т.д.
Присутствует и действует как атом, плавающий в пустоте, которая отделяет его от других атомов и одновременно объединяет собой их всех в одну вселенную; атомы объединяет не видовая принадлежность, не одинаковость (тождественность), не язык и пр., а только – единственность топоса, общность континуума, в котором они все присутствуют и каким-то образом взаимодействуют, и что особенно важно, взаимодействие происходит по законам континуума, а не "природы" взаимодействующих: в виртуальности или едином информационном пространстве нет людей, животных, инопланетян, искусственного интеллекта и т.д., а исключительно – "агенты", единичные субъекты, какова бы не была их природа самих по себе, в виртуальности каждый из них представляет собой атом в пустоте, точно в соответствии с атомистикой Демокрита. Здесь современный человек приобретает и накапливает свой первый опыт бытия субъектом, самостью, собой, песчинкой, которая начинает формировать новую вселенную.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы