Русская философия. Совершенное мышление 416. Теорема актуальности 55
Стоит постоянно напоминать самому себе и другим, что всё, что делает, в чём участвует или что переживает человек, он делает, участвует, переживает ВСЕМ СОБОЙ, независимо от того, берёт ли он ложку со стола, смотрит фильм, играет в футбол или пишет докторскую диссертацию, 2 года ему, 12 или 72. Это фундаментальное обстоятельство имеет отношение и к индивидуациям: ощущение телесности (первичная индивидуация), переживание родства или родового единства (индивидуация вторичная) и достигнутая субъектность (третичная индивидуация) осуществляются человеком (или происходят с ним, что одно и то же) тотально, целостно, с задействованием всего себя, всех способностей: нет ощущения без чувства и мысли, нет чувства без ощущения и мысли, нет мысли без ощущения и чувства. Есть всё и сразу, в момент, целиком, актуально; в этом отношении человек ничем не отличается от животного, растения, бактерии и вообще любого существа (предмета, объекта, системы и т.д.) в данной вселенной, поэтому этот цикл эссе обозначен как теорема актуальности.
Также стоит иметь в виду качественную цивилизационную неоднородность наличного человечества: на сегодняшний день современным по типу является его крайне незначительная часть, в лучшем случае 5 – 10 процентов; оставшиеся находятся в "серой зоне" межцивилизационного барьера или перехода, они уже вышли из-под формирующего влияния родовой матрицы, но не вошли (полностью, всем собой, актуально) в действие матрицы современной, пребывая в своего рода "бардо смерти", когда развоплощение уже произошло, а воплощение ещё нет, когда человек как бы есть, а субъекта точно нет, когда невозможно определить, кто или что именно движет человеком: выживание, родовая память, индивидуальное желание. В тумане бессубъектности нет субъектной опоры, но множество опор бес- или не-субъектных, прежде всего тех, которые предложены или навязаны наличными социальными трендами, в большинстве случаев манипулятивного характера: семейными, родовыми, религиозными, национальными, институциональными, потребительскими и т.д. Человека межцивилизационного перехода я называю "человеком спасения", прежде всего потому, что он "ищет спасения" от своей актуальной природы как человека современного, – от субъектности, переживаемой им как одиночество, которое для всех предшествующих цивилизаций, особенно родовой, было главным проклятием: быть изгнанным из семьи и рода было наказанием страшнее смерти, поскольку смерть оставляла человека в родовом единстве, а изгнание – нет. Редко кто выбирает, как Эзоп, "пропасть свободы", предпочитая оставаться "живым рабом" той или иной общности. Современному человеку не от чего спасаться, он уже один, некуда бежать, он везде будет один, ему никто не может помочь, потому что кроме него никого нет; единственное, что у него есть, это он сам, всё, что у него есть, это он сам, его опора – самость. Современность начинается с точки, в которой человек гол и одинок. Как бы не была мала эта точка, если она обрела существование, из неё вырастает новая вселенная.
Нет никакого закона, в соответствии с которым современная цивилизация станет господствующей, определит развитие человечества в настоящем и будущем, прежде всего потому, что современная цивилизация находится ещё в начале своего формирования, к сегодняшнему дню её история насчитывает максимум 5 – 6 тысяч лет, тогда как жизненный цикл первобытной цивилизации растянулся, как минимум, на несколько сот тысяч, родовой – десятков тысяч лет. Препятствовать развитию полного цикла формирования современной матрицы могут как внешние причины: катастрофические изменения климата, внезапное излучение квазара, столкновение с небесным телом и т.д., так и внутренние: полномасштабная ядерная война, фундаментальные искажения современной матрицы, например, её сращение с остатками матрицы родовой, а то и первобытной, что будет препятствовать полному отделению индивида от рода и превращению его в субъекта или, в случае, если такое отделение и превращение всё-же произойдёт, вполне вероятна неспособность или невозможность установления эффективного взаимодействия между индивидами, что также оставляет индивида и цивилизацию в квази-статусе, чем-то подобным мирам "Игры престолов" или "Дюны".
Сегодня любой родовой феномен потерял свою цивилизационную матрицу, в результате чего потерял и свою действительную природу, трансформировавшись в некое квази-образование; например, народ перестал быть родовым единством, превратившись в толпу, законы действия которой имеют не родовой, а хаотичный, то есть превращённый характер, подобный трансформации кузнечика в саранчу. Я не буду раскрывать это подробно, имеющейся литературы достаточно.
Скорее всего, необходимым условием адекватного формирования и развития современной цивилизации является соответствующее понимание человеком природы своей современности или просто своей природы; для эффективного функционирования первобытной и родовой матриц такого понимания не требовалось. В цикле "Совершенное мышление" я исследую природу современного человека как "человека намеревающегося", который становится субъектом, если осваивает и применяет технологию намерения – четырёхступенчатый технос формирования и удержания внимания, результатом которого становится действующая связь со стихией творения. Опять же, скорее всего, без такого понимания человечество будет осваивать не живые, а квази-живые формы, которые можно наблюдать сегодня практически во всех регионах этой планеты и в которых национальность, религиозность, государственность используются прожорливой и агрессивной саранчой как оружие.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы