Русская философия. Совершенное мышление 414. Теорема актуальности 53
Итак, три типа (вида) человека, три типа внимания, три типа индивидуации, три цивилизации: первобытная, родовая, современная; человек как вид определяется типом внимания. Мне повезло жить в эпоху перемен, на живом стыке родовой и современной эпох, я имею непосредственный доступ к наследию родовой цивилизации и одновременно сформирован современной матрицей индивидуальности; при этом несколько тысячелетий перехода от рода к индивиду "очистили" родовое наследие, освободили родовую матрицу от шелухи истории, в результате чего сегодня я могу видеть её "голой", именно и только в качестве формирующей матрицы.
Всмотримся в индивидуацию: первобытная индивидуация формируется и осуществляется наиболее рано, вскоре после рождения, как переживание индивидом себя как тела семьи; родовая индивидуация формируется и осуществляется несколько позже, лет в 5 –7, как переживание индивидом себя как части (тела) рода; современная индивидуация формируется и осуществляется (если вообще осуществляется, об этом позже), скажем так, в промежутке между 15-тью и смертью, как переживание себя субъектом (и об этом позже). Индивидуация неизбежна и необходима как результирующее закрепление освоения и одновременно формирования соответствующего типа внимания: первобытного, родового, современного. Понятно, первобытный человек консолидировал матричный опыт один раз, родовой – два, современный должен эффективно, то есть действенно, освоить три типа внимания, первые два в "снятом" виде, третий, собственно современный, – в полном объёме. Чем определённей, конкретней содержание индивидуации, тем раньше формируется, "созревает" человек: в родовом и особенно в первобытном обществе человек взрослел гораздо быстрее, чем в современном, в силу того, что соответствующая матрица ставила перед каждым задачу, для решения которой требовалось определённое и, следовательно, ограниченное количество элементов, что в итоге приводило к интенсификации физиологического, психического и умственного развития. В древнее время и даже совсем недавно, ещё пару веков назад, жизненный цикл человека был интенсивнее и короче, чем сейчас, прежде всего потому, что он был определённее, конкретнее задан, более предопределён; не сам по себе, конечно, а в сравнении: жизненный цикл первобытного человека осуществлялся примерно за двадцать – тридцать лет, родового – за тридцать – сорок, современного – за сорок – пятьдесят.
Общий вектор развития человека очевиден: сжатие элемента физиологии и расширение элемента социальности, так современная цивилизация ориентирована на максимально "свободный", не определённый и, тем более, не предопределённый горизонт возможностей человека, что влечёт за собой "универсальность" как физиологического становления, то есть способность, точнее, возможность освоения разнообразных по содержанию и форме действий, так и – одновременно – "универсальность" становления социального, способность действовать в социальной структуре любого типа. Человек рождается как всё более "абстрактный" инструмент, в формировании и развитии которого решающая роль отводится своего рода "интенсивной универсальности", возможности и способности стать кем угодно: водителем, преподавателем, музыкантом, администратором и т.д., для чего необходимо не наращивание мышечной, костной или мозговой ткани для выполнения специфической задачи, а баланс всех элементов и, что особенно важно, свобода взаимодействия этих элементов, именно так, как когда-то эволюция человеческого мозга сменила принцип увеличения массы нейронов на принцип интенсификации их взаимодействия, увеличения скорости передачи импульса и способности образовывать всё более сложные сети, цепи, системы связей.
Универсальность индивидуума – вот принцип современной цивилизации.
Реализации этого принципа мешают первичная и вторичная индивидуации, "привязывающие" человека к его телу, семье и ближайшему окружению, которые ограничивают его универсальность, задавая зону ближайшего, то есть тактического, а часто и стратегического развития: "враги человеку близкие его". Здесь интересен следующий вопрос: возможно ли освобождение от первых двух индивидуаций через их полную реализацию, которая становится основанием индивидуации третьей, основанием становления субъектом, впрочем, это вопрос не философский, поскольку сиюминутный, в любом случае, все индивидуации в итоге неизбежно станут элементами индивидуации субъектом, так что этот вопрос я опущу, психологи разберутся.
Универсальность индивидуума – эволюционно – "стирает" любые "характерные особенности" популяций человека: расовые, культурные, архетипические, физиологические; современная цивилизация "сделает" всех одинаково разными (насколько это вообще возможно), настолько, что каждый человек, на вопрос: кто его предки, может ответить:
у меня нет ни предков, ни потомков, я – первый и последний человек.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы