Система, Утопия и антисистема (15)
Сергей Иванников (31/08/2023)
11. Космос как новая Русская Утопия
- Уже в ближайшее время Россия столкнётся с необходимостью формирования собственного конструктивистского (цивилизационного) проекта и, соответственно, с созданием нового образа Русской Утопии.
- Существование цивилизационного проекта без яркого образа будущего невозможно в принципе. Но этот образ должен не просто пассивно присутствовать на историческом горизонте. Он должен обладать силой, способной притягивать к себе и мобилизовывать. Такой образ государственная идеология не способна создать самостоятельно. При том, что государство должно стать инициатором этого процесса, к нему должны быть подключены широкие общественные силы.
- Новая Утопия должна, с одной стороны, отражать новый уровень технологического развития – и не только отражать, но и опережать его; а, с другой стороны, её содержание должно соответствовать русскому духовному и историческому опыту. При этом необходимо учитывать, что т.к. проект будет осуществляться государством, идея государства должна занимать одно из центральных мест в новом образе будущего.
- Роль новой Утопии связана с внешними задачами страны, но и с внутренними тоже. Русская повседневная жизнь должна формироваться под знаком новых смыслов. Сегодня, или, по крайней мере, до начала военной операции на Украине, она формировалась под знаком бессмысленности. Бессмысленность губительна для любого общества. Она разрушает социальные конфигурации и способствует социальной атомизации независимо от существования какой-либо виртуальной реальности.
- Важнейшей структурной особенностью всех предшествующих «редакций» Русской Утопии была её связь с задачами и целями, превосходящими эмпирические границы России. Соответственно, и новая Утопия также должна иметь подлинно всемирный характер. Она должна иметь значение не только для России, но и для всего мира.
- Под знаком всемирности Утопия не может ограничиваться исключительно задачами, связанными с установлением социальной справедливости. Эти задачи, во-первых, являются аспектами внутренней жизни русского народа. Во-вторых, они относятся к числу фоновых: это – то, что требует постоянного внимания в качестве обычной, повседневной деятельности. И, относясь к числу повседневных забот, социальная справедливость не открывает каких-либо принципиально новых исторических горизонтов. Скорее, эта тема замыкает восприятие общества на том, что уже есть и что уже было. Будучи безусловно важной для общества, она, тем не менее, требует дополнения идеями, способными не столько сохранить уже существующий горизонт, сколько разомкнуть его.
- Разомкнутость исторического горизонта – один из способов явления бесконечности. Именно бесконечность придаёт любому замыслу подлинно всемирный характер.
- Все Утопии, созданные русским народом, были отражением взгляда этого народа в Бесконечное. Парадоксально, но Россия слишком мала для того, чтобы существовать исключительно в собственных границах.
- В своей связи с Бесконечным Россия не является некой устойчивой, самодостаточной сущностью – государством, территорией, народом. Россия – это знак процесса. Это – движение, вихрь, космический ветер, сметающий прежние границы возможного и, соответственно, прежние границы реальности. И новая Утопия должна помочь этому ветру обрести подлинную мощь и силу.
- Главные духовные проблемы русского народа последних десятилетий на структурном уровне были связаны с тем, что образ Бесконечности померк в русском сознании. Бесконечное спряталось, скрылось. Взамен неё России было предложено движение в замкнутом пространстве, которое, по сути, и не является движением в русском понимании, а, скорее, пребыванием, топтанием на месте. Свидригайлов такую комнатку, в которой надлежит существовать всю свою оставшуюся жизнь, называл адом; на Западе её назвали Раем.
- Связь русского самосознания с идеей Бесконечности должна быть восстановлена. И эта идея не может быть трансцендентной. Трансцендентное мобилизует личность, массы устремляются к имманентному. Это означает, что Бесконечное должно иметь пространственные очертания.
- Новая русская Утопия должна быть созвучна образу Сибири, какой она являла себя русским первооткрывателям. Сибирь – это мир, формально имеющий границы, но эти границы столь далеки, что их можно не принимать во внимание. А в повседневном движении этот мир открывал себя как безмерность и безграничность. И в такой безмерности возрождалось ощущение подлинной свободы.
- Но смысл новой бесконечности не может исчерпываться простым движением-сквозь-пространство. В дополнении к движению он требует действий, направленных на преобразование той пространственной реальности, с которой предстоит иметь дело. Такая бесконечность являет себя как синтез пространства и технологии.
- Новая реальность, способная стать воплощением образа Бесконечности, уже имеется в наличии. Это – космическое пространство. Освоение этого пространства и может стать конструктивистским проектом Русской цивилизации. Масштабы этой цивилизации должны выйти за пределы внутрипланетарной перспективы. А словосочетание «Русский космос» должно перестать быть простой метафорой.
- Выбор космоса в качестве глобального проекта облегчается тем обстоятельством, что в России уже существует соответствующая инфраструктура, а сама тема имеет яркую событийную историю. Полёт первого человека в космос – главное историческое событие всей послевоенной истории СССР.
- Поражение СССР в Холодной войне было, прежде всего, поражением в войне идеологической. А идеологическую войну СССР окончательно проиграл не тогда, когда советская идеология подменила образ Революции образом Войны, и не когда сущность коммунизма была сведена к высокому уровню жизни, и даже не тогда, когда подвергся деструкции культ Сталина, а когда советское руководство приняло решение о свёртывании программ освоения дальнего космоса. СССР отказался отвечать на высадку американцев на Луну, и это стало советским поражением в космической гонке, за которым последовало более глобальное поражение в идеологической войне в целом.
- Космические станции, летающие вокруг Земли, сегодня стали обыденностью. И в таком качестве они уже не влияют на мироощущение общества. Едва ли много людей сможет вспомнить фамилии космонавтов, находящихся на орбите сейчас. Но современная Россия не имеет даже собственной космической станции. Российская станция была, по сути, уничтожена, а вместо неё возникла МКС. И слово «международная» в её названии не способно скрыть главного: это – станция западная. Мы не являлись на ней хозяевами.
- Разрушение станции «Мир» и замена её на МКС стало финальной точкой в истории 1990-х годов. Это десятилетие закончилось не 31 декабря 1999 года, когда Б.Н. Ельцин заявил о своей отставке, а 23 марта 2001 года, когда обломки станции «Мир» скрылись в водах Тихого океана.
- Восстановление Россией собственной космической станции является первостепенной задачей, которая должна быть решена максимально быстро. Символическое значение этого события, если оно, конечно, в очередной раз не будет выхолощено официальной идеологией, для жизни русского общества будет огромным. Оно будет вполне соразмерно победе России в военной операции на Украине. Возвращение России к самостоятельному освоению космоса будет воспринято обществом как непосредственная демонстрация начавшегося Русского Возрождения.
- Но воссоздание околоземной космической станции не может осуществляться на старой основе. Новая модульная структура должна позволять этой станции расти, увеличиваться в размерах. Она должна быть новационной. И в первую очередь такая новационность должна иметь идеологические и мировоззренческие коннотации. Должно быть объявлено, что Россия создаёт не просто ещё одну станцию, а начинает строительство космического города, или, по крайней мере, создаёт прообраз космических городов будущего.
- Список базовых космических достижений на данный момент не так уж и велик: первый спутник, первый полёт человека в космос, первый выход в открытое космическое пространство, первая орбитальная станция, первая высадка на Луне, первый спутник, вышедший к границам Солнечной системы… Создание первого космического города вполне вписывается в этот ряд. И оно будет ещё одним историческим достижением России, с которым никакая культура отмены не сможет справиться. И пусть городом его можно будет называть лишь условно, и он совсем не будет напоминать земные города ни по своим размерам, ни по структуре. Зато он станет первым в ряду бесчисленных городов, построенных за пределами Земли в будущем. А что касается размеров, то диаметр Трои, успешно срытой Шлиманом, был меньше размеров многих современных многоподъездных домов.
- Новая орбитальная станция должна стать источником новых идей и достижений. Эти идеи и достижения будут вполне рядовыми с точки зрения общенаучных исследований, но они должны быть, и о них необходимо рассказывать постоянно. Работа новой станции должна постоянно освещаться в информационном пространстве под знаком движения в будущее. Общество должно осознавать, что каждый день на этой станции получают всё новые и новые результаты, которых нельзя было бы добиться без выхода в космос. Такая станция должна стать символом достижений. И в таком случае она окажет непосредственное влияние на достижение Русским миром идеологической и культурной гегемонии.
- Пока кто-то развлекается посредством создания нового дизайна дамских сумочек, российские космонавты совершают очередное открытие, уточняющее наше понимание мира и расширяющее наши возможности... Этот тезис на психологическом уровне способен дистанцировать русское самосознание от идеологии массового потребления и Запада в целом сильнее и качественнее, чем все абстрактные размышления о глубинных особенностях Русской Души.
- Победа в идеологической войне и обретение культурной гегемонии имеют простое визуальное проявление. Если дети во дворах начинают играть не в американских супергероев и черепашек, а в покорителей космоса, то, следовательно, культурная гегемония завоёвана.
***
- Возникновение Русской космической утопии способно придать системе относительное равновесие. Такая Утопия способна минимизировать последствия импульса автономизации субъекта, идущего от виртуальной реальности. Негативному образу бесконечности, погружающему субъекта в состояние безразличия к социальным процессам и замыкающему его на самом себе, космос способен противопоставить образ позитивной бесконечности, раскрывающийся как пространство общего дела. При этом зов космоса не отрицает виртуальной реальности. Но он подчиняет её себе и заставляет служить своим целям.
- Если виртуальное пространство, предоставленное самому себе, неизбежно начинает претендовать на центр человеческой реальности, то, будучи интегрированным в космический проект, оно теряет это качество и превращается в силу, навязывающую индивидуальному субъекту новые горизонты восприятия. Даже тогда, когда это пространство раскрывается как очередная компьютерная игра, если в нём присутствует космическая тема с правильно расставленными акцентами, тема космоса актуализируется в восприятии. Возникает мысль, что космос – это предельно важно, и что Россия в деле освоения космоса является одним из лидеров.
- Виртуальное должно быть наполнено космической проблематикой точно так же, как оно должно быть наполнено и русскими историческими смыслами. Эти две тематики должны быть объединены на едином мировоззренческом основании: истории русского подвига. Битва за Сталинград – это героическая история прошлого, борьба за Азовсталь – не менее героическая история настоящего, а освоение новых планет и звёздных систем – это героическая история будущего. И в той мере, в какой человеческая история лишь начинается, всё самое главное у нас – впереди.
- Повседневная реальность будущего – это напряжение между двумя ирреальными с точки зрения физического (материального) пространства полюсами: бесконечностью космоса и бесконечностью виртуальности. Первое втягивает повседневность в будущее, второе погружает его в безвременье. Помочь повседневному миру сделать правильный выбор – важнейшая задача государственной идеологии. В этой перспективе государство должно понимать, что борьба за космос – это борьба за реальный суверенитет России, борьба за русское общество, за экономику, науку, образование, культуру и за всё то, что, на первый взгляд, непосредственной связи с космической Утопией не имеет. Тень космоса всегда падает на Землю.
- Влияние идеи освоения космоса должно проявиться во всех сферах социальной жизни. Оно должно непосредственно влиять на процессы символического потребления. Дизайн, визуальные образы, рекламные слоганы и всё остальное, что наличествует в режиме повседневности, должно сделать присутствие космической темы в повседневной жизни естественным, само собой разумеющимся и не требующим каких-либо дополнительных обоснований.
- Новая Утопия должна существенно повлиять на эстетику. Искусство, в первую очередь, кинематограф и те виды искусства, что возникнут в виртуальной сфере, должны активно эксплуатировать космическую тему. Механизм осуществления такого эстетического поворота очевиден: госзаказ.
- Россия нуждается в новой архитектуре. Нельзя одновременно говорить о величии и загаживать русские ландшафты бетонными коробками сомнительного качества. Идея величия предполагает визуализацию. Но если в качестве очевидного примера изменений в жизни страны перед глазами человека возникает очередной спальный район, то все идеологемы становятся сомнительными. Необходима новая архитектура, новый русский архитектурный стиль. Бессмысленно пытаться найти истоки такого стиля в классической традиции. Никакого русского архитектурного стиля никогда не существовало. Все классические архитектурные новации возникали в России на основе стилей, пришедших с Запада. Первым и, на данный момент последним, отечественным стилем архитектуры был конструктивизм, принадлежавший не к классической, а модернистской традиции. И появление конструктивизма моментально превратило СССР в лидера мирового архитектурного процесса. Сегодня мы нуждаемся в появлении подобного оригинального стиля. Речь идёт не об очередной модификации нео- или постконструктивизма, а о создании принципиально нового направления, реагирующего не на наше героическое прошлое, а на потребности будущего. И не только реагирующего, но и формирующего такие потребности. И если такой стиль будет иметь визуальные космические формы, его влияние на утверждение космической Утопии может стать одним из определяющих, т.к. архитектурный ландшафт – это самый устойчивый элемент повседневной городской жизни.
- «Космическая архитектура» устраняет жёсткую границу между двумя пространствами – земным и космическим. Благодаря такой стилистике космическое проникает в земное, расширяя горизонты повседневности. Она непосредственно, хотя и скрыто, воздействует на мышление, усложняя его и делая более открытым для новых идей и нового опыта. Но если, при этом, сама архитектура «вписана» в Утопию, то формирование нового опыта соотносится с ценностями, на основе которых Утопия сформировалась. И если в основе этих ценностей находится ощущение принадлежности к Русской цивилизации, ответственность за неё и гордость, то новый русский космизм неизбежно будет укреплять это ощущение и, тем самым, соучаствовать в процессах личностного становления, формировать их вектор.
- Интенсивное освоение космоса как русский конструктивистский проект делает идею космоса русской национальной идеей. Сам этот термин, несмотря на свою внешнюю масштабность, тем не менее, не может восприниматься как целостное и адекватное отражение всех чаяний, надежд и устремлений. Продукт рационализации всегда меньше того, что он рационализирует. Национальная идея – это исторический, локальный результат рационализации русского самоощущения. И в таком качестве национальная идея – это указание на участок целенаправленного приложения национальных сил. Это – символ конкретной задачи, которую необходимо выполнить в качестве условия реализации более глубинных целей. И космос как такая задача может стать той точкой, в которой возникнет цепная реакция, меняющая контуры Русского мира в целом, но, при этом, сохраняющая относительную историческую преемственность с прошлым.
- Космическая Утопия придаёт русскому традиционализму новое значение. Если для классического традиционализма прошлое – это то, к чему необходимо регулярно возвращаться и чему необходимо соответствовать, – некая сила притяжения, удерживания в своей орбите, то под знаком новой Утопии прошлое – это та точка опоры, оттолкнувшись от которой, можно прыгнуть в будущее. В этом случае прошлое – это то, что вбрасывает нас в будущее, придаёт скорость нашему движению, стремящемуся не вернуться в прошлое, а максимально далеко уйти от него, но по заданной им траектории. В современных условиях подлинный русский традиционализм есть футуризм.
***
- При сегодняшнем уровне развития технологий, границы наших возможностей освоения космоса замыкаются на Солнечной системе. Но и в таких рамках реальные достижения человечества на данный момент являются очень скромными. После разрушения СССР космические исследования очевидным образом замедлились. Из них ушла символическая составляющая, в результате чего вся деятельность на орбите свелась к получению исключительно прагматических результатов. Новая Холодная война и вступление в космическую гонку Китая даёт этим исследованиям новый шанс. Уже в первой половине этого столетия человечество может рассчитывать на создание постоянной космической станции на Луне, на высадку человека на Марс, на целенаправленное исследование дальних планет Солнечной системы. И все эти цели являются вызовом для России.
- Космос – это не только единичные путешествия к другим планетам. Космическая орбита в перспективе – элемент непрерывно функционирующей индустрии. Это – новые энергостанции, автоматизированные заводы, производящие новые материалы, большие научные лаборатории. И эти возможности также не должны быть упущены.
- Сегодня нет чётких представлений о том, каковы будут технологии, когда выход за пределы Солнечной системы станет реальностью. Но чем глобальнее поставленные цели, тем масштабнее достижения. Подлинно глобальное должно захватывать, подчинять себе деятельность воображения. Только такие цели могут стать смысловым ядром Утопии. И сама Утопия благодаря таким целям перестаёт зависеть от сиюминутных, случайных факторов, обретает устойчивость в общественном сознании. И пусть такие цели сегодня будут выглядеть ирреальными, фантастичными. Их главная сегодняшняя ценность – не реалистическая, а эстетическая. Притягивать к себе может лишь то, что по-настоящему красиво.
- Станислав Лем ещё в 1964 году одним из первых поставил вопрос о возможностях космической инженерии. Космическая инженерия – это создание средствами технологий новых звёздных систем с множеством планет, пригодных для человеческого существования. Вполне глобальная цель. По крайней мере, на сегодня.
(Продолжение следует)
Последние публикации:
Система и возможность её религиозной интерпретации (2) –
(08/11/2023)
Система и возможность её религиозной интерпретации (1) –
(03/11/2023)
Система, Утопия и антисистема (25) –
(31/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (24) –
(25/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (23) –
(18/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (22) –
(16/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (21) –
(09/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (20) –
(02/10/2023)
Система, Утопия и антисистема (19) –
(22/09/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы