Легенда о Сибелиусе в девяти пьесах
В декабре 2020 года исполняется 155 лет со дня рождения великого финского композитора Яна Сибелиуса (1865-1957). Этому гению мировой музыки посвящена новая поэма петербургского поэта Евгения Валентиновича Лукина «Легенда о Сибелиусе», опубликованная в его сборнике «От Петербурга до Хельсинки».
Ээро Ярнефельт. Портрет Яна Сибелиуса. 1892.
Пьеса 1. «Камень»
(скрипка)
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в старинном городке Хяменлинне, который раскинулся на берегу живописного озера неподалеку от Хельсинки – столицы Великого Финляндского княжества Российской империи. Отец будущего композитора был гарнизонным врачом, мать – дочерью священника. В семье царил культ музыки. Мать музицировала на клавикордах, а дети составляли трио: сестра Линда играла на фортепиано, брат Кристиан – на виолончели, а Ян – на скрипке. Первым учителем музыки стал для них капельмейстер местного духового оркестра.
В школе Ян Сибелиус считался рассеянным учеником, предпочитавшим на полях тетрадей писать ноты, а не буквы. В девять лет он сочинил первое произведение – музыкальную пьесу «Капли воды» для скрипки и виолончели. Должно быть, юный композитор подслушал эту музыку на берегу озера, куда удалялся тайком. Там, взобравшись на утес, он играл на скрипке, подражая шуму волн и крикам чаек.
Пьеса 2. «Ночная скачка и восход солнца»
(альты)
Над городком Хяменлинна возвышался замок Тавастборг, воздвигнутый шведским ярлом Биргером в 1249 году во время второго крестового похода. Этот замок напоминал Яну Сибелиусу, что его шведские предки поселились среди финского племени емь в незапамятные времена, а родной дедушка просвещал финнов евангельским словом с таким же радением, с каким когда-то это делали крестоносцы знаменитого ярла.
Не случайно настольной книгой начинающего композитора стал поэтический сборник Йохана Рунеберга – великого финского поэта шведского происхождения. Ян Сибелиус так восхищался классиком, что однажды, посетив его могилу, внезапно почувствовал, будто в него вселилась душа Рунеберга.
Постепенно перед духовным взором Яна Сибелиуса складывалась необыкновенная мозаика мира, в которой суровые нордические мотивы эддических мифов гармонично сочетались со светлыми жизнерадостными тонами древнего карело-финского эпоса. Впоследствии образ рассвета, пробивающегося сквозь северный мрак, стал одним из ведущих в творчестве композитора.
2. Ночная скачка и восход солнца
Ээро Ярнефельт. Зимнее солнце. 1928
Пьеса 3. «Ларин Параске»
(кантеле)
Первым триумфом молодого композитора стала грандиозная симфония «Куллерво», исполненная в 1892 году в Хельсинки. Она была создана по мотивам карело-финского эпоса «Калевала», записанного великим финским фольклористом Элиасом Лённротом. В музыкальной ткани симфонии прозвучали интонации финских народных мелодий, которые композитор однажды услышал от Ларин Параске.
Знатная ижорская рунопевица Параскева Никитична Никитина жила в деревушке Васкела, что на Карельском перешейке. Время от времени ее приглашали в Хельсинки, где она под псевдонимом Ларин Параске выступала перед ценителями народной поэзии. Однажды среди них оказался и Ян Сибелиус. Он жадно прислушивался к старинным напевам, в которых древность представала в таинственной дымке, и запоминал каждый музыкальный оттенок. А позднее навестил Ларин Параске в родной деревушке Васкела.
Пьеса 4. «Финляндия»
(три трубы)
В ноябре 1899 года в Шведском театре Хельсинки состоялся благотворительный спектакль, на котором были показаны три сцены из истории Финляндии. В первой сцене мифологическую древность страны олицетворял мудрый певец Вяйнемёйнен – герой карело-финского эпоса «Калевала». Вторая сцена изображала легендарное крещение финнов шведским ярлом Биргером. А в третьей сцене современную пробуждающуюся Финляндию представляли фольклорист Элиас Лённрот и поэт Йохан Рунеберг – автор патриотического стихотворения «Наша земля». Сценические действия сопровождала музыка молодого композитора Яна Сибелиуса.
Спектакль имел ошеломляющий успех, а музыка к нему позднее обрела самостоятельное звучание, получив название симфонической поэмы «Финляндия». Слушатели воспринимали ее как национальный гимн.
Пьеса 5. «Первый поцелуй»
(тенор)
Признание помогло Яну Сибелиусу осуществить давнюю мечту. Еще юношей он встретил свою единственную любовь. Ее звали так же, как и возлюбленную древнего певца Вяйнемейнена, – Айно. Она была дочерью царского генерала Александра Ярнефельта и баронессы Елизаветы Клодт – племянницы российского скульптора Петра Клодта.
Эта семья, родившаяся на берегах Невы в 1859 году, принадлежала к древнему скандинавскому роду. Младшие Ярнефельты сыграли ключевую роль в расцвете современного финского искусства. Старший сын Арвид, увлекшись идеями Льва Толстого, снискал себе лавры талантливого писателя. Второй сын Ээро, окончив Санкт-Петербургскую Академию художеств, добился впечатляющих успехов в живописи. А младший сын Армас проявил замечательный музыкальный талант, дирижируя Стокгольмским и Хельсинским симфоническими оркестрами.
Женившись на Айно, молодой композитор стал полноправным членом этой именитой семьи. Своей единственной любви он посвятил романс «Первый поцелуй», который написал на стихи Йохана Рунеберга.
Пьеса 6. «Древесная симфония»
(фортепиано)
Шумный успех и суетная столичная жизнь не способствовали творчеству. «Я не могу жить в Хельсинки, – жаловался Сибелиус. – Здесь любая мелодия умирает во мне». Композитору приглянулась деревушка Ярвенпяя неподалеку от столицы, и осенью 1904 года семья Сибелиусов поселилась в новом доме, построенном в старинном финско-норвежском стиле. «Айнола», что по-фински означает «жилище Айно» – так в честь любимой жены окрестил композитор эту усадьбу. Но иногда он называл ее «Древесной симфонией», поскольку усадьба была окружена девственными лесами. Прогуливаясь по лесным тропинкам, Сибелиус восхищался образами финской природы. Она вдохновляла его на создание прекрасных произведений.
Здесь, в «Айноле», композитор написал пять пьес, посвященных любимым деревьям – цветущей рябине, одинокой сосне, трепещущей осине, кудрявой березе и ели, закружившейся в танце.
Частыми гостями в усадьбе «Айнола» были братья хозяйки – Арвид и Ээро Ярнефельты. Ээро приезжал сюда с мольбертом, чтобы запечатлеть на холстах очаровательные пейзажи. Арвид привозил с собой рукописи, и хозяева становились первыми слушателями его произведений.
Однажды Арвид познакомил Яна Сибелиуса со своей новой драмой «Смерть», написанной под влиянием символиста Мориса Метерлинка. Драма произвела на композитора глубокое впечатление. Особенно потрясла первая сцена, где умирающая мать рассказывает сыну, что видела во сне, будто она собирается на бал. Когда сын засыпает, за матерью приходит Смерть, но та принимает ее за своего покойного мужа, который увлекает ее в вальсе. Проснувшийся сын видит, что мать мертва.
К этой сцене Ян Сибелиус написал небольшую пьесу «Грустный вальс», которая вскоре была издана под французским названием «Valse triste». Красивые мелодии принесли произведению огромную популярность. К тому же пьеса напоминала слушателям известную картину Хуго Симберга «Танцующая смерть», которая была создана художником за несколько лет до появления драмы Арвида Ярнефельта.
Пьеса 8. «Восьмая симфония»
(пауза)
Шли годы – покой и счастье царили в усадьбе «Айнола». Айно воспитывала пятерых дочерей и хлопотала по хозяйству. Ян посвящал целые дни творчеству и лесным прогулкам. В 1925 году композитор подарил миру Седьмую симфонию, приурочив ее создание к своему 60-летию.
Никто не догадывался, что Седьмая станет его лебединой песней. В печати то и дело появлялись сообщения, что Ян Сибелиус напряженно работает над Восьмой симфонией. Нетерпеливым поклонникам композитор загадочно обещал вот-вот преподнести сюрприз. «Я не Обломов, – отшучивался он, – но и не Рудин». Однако ожидания публики не сбылись.
На самом деле Ян Сибелиус переживал тяжелый духовный кризис. Его мировоззрение претерпевало изменения под воздействием религиозной философии масонства. Все большее значение он придавал символике чисел и мистическим явлениям, свидетельствовавшим о фатальном влиянии Вышних сил на человека. Композитор до конца жизни так и не смог преодолеть холодный герметизм масонского учения и вернуться к оригинальному творчеству, окрашенному светлыми национальными красками.
Пьеса 9. «Туонельский лебедь»
(английский рожок)
20 сентября 1957 года национальное радио Финляндии неожиданно прервало трансляцию и сообщило печальную весть – скончался Ян Сибелиус. В эфире зазвучала симфоническая поэма «Туонельский лебедь».
Эта пьеса была создана композитором в 1892 году по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Ее предваряло авторское либретто: «Туонела, царство смерти, преисподняя финской мифологии, окаймлена широкой бурной рекой. По ее черным водам плавает величавый Туонельский лебедь, увлекая своим пением». Пьеса отличалась необычайно темным колоритом. На фоне мрачного звучания выделялось причудливое соло английского рожка, который олицетворял Туонельского лебедя, поющего песню смерти.
Поэма вечного покоя провожала своего создателя в последний путь. Тысячи людей стояли на пути похоронной процессии в Хельсинки, где прошла торжественная траурная церемония. Ян Сибелиус был похоронен в саду своей усадьбы «Айнола».
Jean Sibelius, Valse Triste (orch.Herbert von Karajan)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы