Похабный поэт Жан Пистон и тихие провинциалы
В Даугавпилсе проходили Дни русской поэзии. На чтения пригласили и группу русских авторов из Риги. Среди них находился и поэт-авангардист Жан Пистон. Сам он называет свои стихи фонетическими: он записывает на диктофон различные шумы – скрипы, скрежет, завывание ветра и т.п. – а потом, прослушивая, вдохновляется этими шумами. Стихи его звучат, примерно, так: «УУУУ, эг-хру-тр-оооо-гррррр, р-куууу, мррррр, брррррр, тррррр....» Ну и т. п.
Однако читает свои тексты Жан Пистон мастерски! Прирожденный артист! Он читает их рыча, шепча, завывая, взвизгивая, пританцовывая и даже иногда катаясь по полу в псевдо-эпилептическом припадке. Завораживающее зрелище – оторваться невозможно!
Потому рижские поэты и взяли его с собой – как шоумена. Ну, хотели поразить отсталых коллег из Даугавпилса не только верлибрами, но и поэтическим перформансом.
Рижские поэты относились к своим коллегам из Даугавпилса свысока, считая их отсталыми и дремучими провинциальными консерваторами, а себя – продвинутыми, прогрессивными и актуальными авторами, которые впереди планеты всей! На том лишь основании, что выражали они свои чувство верлибрами, а поэты Даугавпилса продолжали упорно держаться за регулярный стих с рифмой.
То, что верлибру как литературной форме уже более сотни лет, столичных штучек нисколько не смущало.
И вот «столичные штучки» стали выходить по очереди на сцену местного Дворца культуры, нудно читая свои скучные длиннющие верлибры, совершенно одинаковые, неотличимые один от другого.... Провинциальных зрителей уже клонило в сон, но зевать они стеснялись: не хотелось им показаться отставшими от «европейских тенденций», и поэтому они старательно делали вид, что им интересно....
Наконец, вышел на сцену Жан Пистон с кипой белых бумажных листов в руке. Он изогнулся, как кобра, напрягся и стал метать в публику белые листы по одному. Это у него давний сценический аттракцион такой – в публику рукописями кидаться!
Рижские верлибристы довольно заулыбались: мол, покажи, Жан, этим сонным провинциалам, что такое настоящий современный Поэт!!!!
Но неожиданно для них Жан Пистон стал читать стихи, написанные традиционным размером и в рифму. Верлибристы озадачились, а потом насупились: «Предатель!» А провинциальные зрители стали просыпаться, услышав нормальные русские стихи: про «розы, березы и морозы».
Но неожиданно из уст Жана Пистона вылетела фраза, которая заставила вздрогнуть всех: и рижан и даугавпилчан, и литераторов, и чиновников, и спонсоров.
Жан Пистон громогласно, сделав ударение именно на этих словах, прочел следующее: «Поочередно девки хуй сосали мне// Пока я песни пел серебрянной Луне....»
И далее он, как ни в чем ни бывало, продолжил читать про «розы, березы и морозы».
По аудитории прошел нервный ропот. Первоклассники захихикали, стaршеклассницы смущенно потупились, школьные учителя окаменели, спонсоры насторожились, заподозрив провокацию, а чиновники, кажется, вообще не сразу поняли, в чем дело....
Жан Пистон закончил читать и с достоинством удалился. Все сделали вид, что похабная фраза им почудилась, и скандал раздувать не стали. Но рижских авторов с тех пор литературный истеблишмент Даугавпилса вспоминает с содроганием.
Нет, я хорошо понимаю Жана Пистона! Почему он так поступил!
Потому что большинству из присутствующих было абсолютно чихать на Поэзию: школьников на чтения загнали учителя, чиновникам надо было отметиться на «культурном мероприятии», спонсорам – пропиариться, а «прогрессивным» верлибристами и «отсталым» традиционалистам – потешить свое тщеславие.
И все вполуха слушали поэтов, думая о чем-то своем.... И лишь похабная строчка ворвалась в это сонное царство, как порыв ветра, и хоть чем-то растревожила нервы собравшихся.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы