Записки дрянной девчонки
/Елена Трегубова, «Байки кремлёвского диггера». Москва, «Ad marginem», 2003, 382 стр., тираж 10 000 экз./
Такой книги давно ждали, такая книга обязательно должна была появиться
— нынешняя российская власть наглухо закрыта, и потому вдвойне
интересна. Мемуары отставников и взвешенные книги действующих
политиков скупы на подробности, волнующие общественность. Между
тем, медиальное напряжение вокруг Кремля уже давно сделало из
политиков и даже закулисных чиновников натуральных поп-звёзд.
Но про Киркорова можно в бульварной прессе почитать, а вот про
человеческие черты президентов и членов их семей только в некрологах.
Рынок жаждет подробностей, а про Германа всё нет. Так что книга
Трегубовой с самого начала была обречена стать бестселлером —
обычно осторожные издатели из «Ad marginem’a» выстрелили первым
тиражом в десять тысяч экземпляров. Следует отметить, что для
России сегодня это очень большой тираж.
Елена Трегубова, как журналист «Коммерсанта» и «Русского курьера»,
входила в пул кремлёвских журналистов, часто бывала в закулисье,
много общалась с чиновниками, ещё больше слышала, видела, знает.
Книга и рассказывает о том, как и почему принимались те или иные
судьбоносные для страны решения, как в той или иной ситуации вели
себя министры и советники. Короче, эпическое полотно из жизни
верхнего эшелона. Последние годы власти дедушки (так автор называет
Ельцина) и его «семьи», метания младореформаторов и появление
Путина, зарубежные вояжи и дефолт, интриги и разводки, деза и
информационные войны. То есть всё то, что до этого можно было
прочитать только в интернете, например, на сайте соmpromat.ru,
но без политологического (или какого иного) занудства.
Потому что пишет Трегубова легко и смешно, точнее, смешливо. К
вершителям судеб она относится как к соседям по лестничной клетке,
без пиетета, смакует слабости и нелицеприятные подробности (не
переходя при этом границ), обсуждает душевное и физическое здоровье
первых лиц государства, словно это её родственники или близкие
знакомые.
И в этом Трегубова уподобляется вольтеровскому Простодушному,
который что видит, то и говорит. Есть в литературоведении такой
прием — «остранение» — требующий, чтобы автор описывал действительность
так, как будто видит всё первый раз. Трегубова и описывает кремлёвскую
жизнь с точки зрения такого простодушно-остранённого наблюдателя
— молодой, безбашенной журналистки, не имеющей авторитетов, разве
что кроме своих старших товарищей-журналистов. Вот к ним, старшакам,
монстрам и профессионалам, Трегубова испытывает подчёркнутый (особенно
вопиющий на фоне неуважения к президентам и министрам) пиетет.
Елена постоянно подчёркивает свою молодость, необстрелянность,
оторванность от пафоса и официоза. Она — человек другого поколения,
иного воспитания, дитя свободной России. Отсюда сленг, отсюда
слог: все эти заигрывания с именами, все эти Валя и Таня, Лёшка
да Сашка, Дедушка да БАБушка, Володенька (обращение к директору
ФСБ и будущему президенту) — это про основных действующих лиц,
ну, и про себя, с точки зрения, например, вице-премьеров, Ленка,
Леночка. А главный пиарщик Белого Дома Лёшка Волин ей и говорит:
Ничего, Ленка... А я ему: Лёш, ну ладно тебе уж. А Валя говорит:
я думал, что ты подруга Волошина. А Вера дергает за рукав Таню
Дьяченко и громко, как контуженная, орет в лицо: Таня, это же
п....ц, Таня! Это же п....ц!
Картинки с ярмарки тщеславия, выполненные в духе чёрно-белой морали
комикса. Между прочим, очень напоминающие молодежную прозу Ирины
Денежкиной. Если кто не знает — есть такая молодая оторва из Екатеринбурга,
которую в последнее время усиленно раскручивают в качестве новой
литературной звезды. В клиповой манере Денежкина описывает провинциальных
тинейджеров, бесконечные пьянки и трахи современным сленгом. Самая
известная книга Денежкиной — «Дай мне» — переведена на все европейские
языки. Книгу Трегубовой тоже, скорее всего, переведут. Хотя её
персонажи давно не тинейджеры, и в ней нет ни слова о сексе. Сама
Елена говорит в предисловии к своим очеркам о том, что близость
к власти оказывается сильнее самых гремучих наркотиков. Что ж,
ей удалось выразить эту страсть в полной мере. Убедительно вышло
и весьма темпераментно. Это очень искренняя книга, читатель.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы