Гром. Совершенная дребедень или спрайт-драйвер со льдом -- от всего сердца.
или спрайт-драйвер со льдом – от всего сердца
(о романе Владимира Сорокина "Лёд")
Краткое содержание романа. Людей ловят, бьют
по грудной клетке ледяными молотками и кричат им при этом, чтобы
они "говорили сердцем". Одних просто забивают насмерть, у других
сердце что-нибудь хрюкает; этих оставляют, потому что они "проснулись".
Почти сразу выясняется, что на Земле живут 23000 предсуществ,
которые Землю, собственно и создали, но случайно воплотились в
возникшие на Земле материальные живые организмы и стали их пленниками,
забыв о собственной сущности. В XX веке на Землю упал метеорит,
состоящий из "Льда", предвечного вещества, которое пробудило в
некоторых древнюю память. "Пробуждённые" стали делать из этого
"льда" молотки и колотить ими тех, кто ещё не "проснулся", но
подозревается в том, что является носителем, коконом одного из
23000 древних. Когда проснутся все 23000 создателей, они хором
скажут несколько особенных слов и материальный мир прекратит существование.
Пока (во времени романа) этого не произошло лишь потому, что один,
решающий, кусок пробуждающего "льда" попал случайно в руки ребёнку,
который растопил его, играя в лучах летнего солнца.
В начале был Эру, Единый. Это понятно. Потом он наплодил кучу
эонов, из которых отдельные оказались недоношенными. Эти самые
недоношенные эоны состояли не из чистой мудрости – как их более
удачливые братья и сёстры (наделённые не полом, разумеется, но
лишь родом как грамматической категорией) – но из предначального
света, который, как говорят, способен оказывать давление на материю.
А материи-то никакой и не было. Фигня, подумали порченые эоны,
дунули, плюнули и... тьма над бездною, и дух Елдаваофа носился
над водами... Айнуры и гимны вед воплотились в живых существ и
эволюционировали к чёртовой бабушке, но подлинный, приблизившийся
к Сущему бхакта видит глазами своего сердца и различает хитрых
среди простых... если, конечно, не попал в его сердце ледяной
осколок зеркала тролля...
Что мы имеем в итоге? Об итоге говорить не хотелось бы: итог -
результат некоторой работы, а что тут? "Лёд". Растопим и покрутим
некоторое время в сепараторе для явного разделения на фракции,
хоть это и чистая формальность: их видно и без того, ибо грубы
они и ярко окрашены.
Итак, как учили, сравнительно-историческиий метод...
"Колыбель для кошки". Понятно, почему, да? Во-первых,
конечно, особенный лёд, способствующий концу света. Во-вторых,
ритуал "сердечного разговора", прикосновения сердцами, слишком
похож на боконистский ритуал с прикосновением пятками.
"Снежная королева". См. первый абзац этой статьи –
про зеркало тролля. Сердце стало ледышкой, а Герда для пробуждённого
таким образом Кая – лишь бессмысленная мясная машина. И ещё: "Он
крепко прижался к Герде, а она смеялась и плакала от радости.
Да, радость ее была так велика, что даже льдины пустились в пляс,
а когда устали – улеглись..." Узнаёте "сердечный разговор"
брата и сестры?
"Адамант Хенны". Осколок древнего, предвечного вещества,
изменяющий саму природу тех, кто к нему прикасается. Это из более-менее
ближайших, а так – и Толкина сюда, разумеется, с его кольцами
и сильмариллами, и всяких начала XX века "магов", нашедших "Грааль",
ещё многих таких же и подобных.
Евангелия гностиков, Тора, Каббала, Гита, - это тоже
понятно: созданный по ошибке материальный мир, священное число
священных букв, священный язык и прочая. Мантры, сердечное видение,
избранный народ, число которого известно, перерождения, вегетарианство,
отрицание секса.
Галковский. "Отзывы читателей" на "Бесконечный тупик"
= отзывам получивших оздоровительную приставку "LЁD". Или это
"Амели"? Или "Семнадцать мгновений весны"?
Впрочем, какая разница...
"Посмотри в глаза чудовищ". (Успенский и Лазарчук).
Древние высшие существа, относящиеся к людям, как... ну, как чёрт
знает к чему, в общем. Тысячи таких книг.
Что ещё? А, трагическая случайность. Мальчик поймал ящерку или
раздавил бабочку, от которой должен был произойти новый сверхразумный
вид. Всемирный заговор рухнул из-за комариного укуса и т.п. Таких
книг, впрочем, тоже тысячи. Плюс, конечно, проститутки, бандиты,
отсутствие нужников в русской деревне, т.е. стандартный местный
колорит.
Составляющие ясны. Осталось выяснить только – зачем? Зачем талантливый,
популярный и серьёзный писатель накатал это примитивное фэнтези
по мотивам гностической мифологии и расхожим шаблонам? Чтобы лишний
раз показать, что он владеет клавиатурой и языком? А кто в этом
сомневался (раньше)? Чтобы "отметиться" в культовом среди подростков
и фидошников жанре? Дык, подростки и фидошники всё равно не заметят,
потому что Сорокина не знают и не пересекаются с теми, кто знает,
а тем, кто знает, фэнтези это как-то пополам. Наверное, как и
положено книгам Великого Писателя, которым В. Сорокин безусловно
является, несёт в себе "ЛЁД" какое-то послание? Какой-то "мессадж",
как сейчас модно говорить? Какой?
Обратим внимание на то, что цель "проснувшихся" глубоко эгоистична,
и на то, что определил их автор не куда-нибудь, а в СС, гестапо,
НКВД, ВЦСПС, "молодые реформаторы" и т.п. Что это – очередное
утверждение, что "загоняющие человечество к счастью железной рукой"
стремятся лишь к собственному оргазму – пусть и особенному, "сердечному"?
Что на человечество в целом и на каждого отдельно взятого человека
им свысока положить ледяной топор? Тоже мне, блин, открытие...
А? Что? Я разве сказал, что открытие – непременное условие, оправдывающее
существование художественного текста? Нет, я этого не говорил.
Например, в "Сердцах четырёх" тот же Сорокин ничего нового не
сказал – ну, игра наша жизнь, игра, никто не спорит, – но как
он не сказал там ничего нового! Это ж песня была просто, лироэпическая...
На первых буквах дух захватывало и уже никогда не отпускало...
А тут? Стоило ли LЁD разводить?
Стандартный метод, стандартные темы, стандартный сюжет, стандартные
приёмы, не по-сорокински убогий бедный скучный язык... Мастер
лиру подарил народу своему? В качестве ещё одного пера ремесленника
меча и магии? Или просто расслабился? Типа, теперь такой крутой
и признанный, что можно гнать, как Ахматова какая, любую пургу,
потому что всё равно купят? Надменное глумление над читателем
или простое человеческое желание срубить немножко денежек, не
напрягаясь? Получить свой личный карманный оргазм, наплевав на
сердечные пожелания всех остальных, да ещё и написать об этом,
практически открытым текстом? Возможно. В конце концов, почему
бы и нет? Вложения сил состоялись и были удачными, теперь гений
может спокойно стричь лавры и почивать на купонах.
Счастливого отдыха, Владимир Георгиевич! Мы Вас помним.
- Крысиное сердце. Глава из романа "Лед".
- "Я написал "Лед" вместе с собакой Саввой..." Интервью Владимира Сорокина.
- "Колыбель для кошки". Курт Воннегут.
- "Снежная королева". Г.Х. Андерсен.
- "Адамант Хенны". Ника Перумова.
- Виртуальный сервер Дмитрия Галковского.
- "Посмотри в глаза чудовищ". Лазарчук А., Успенский М.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы