Тропы Антропоса. Современные и исторические перспективы гуманитаризации образования
Централизованная политика гуманитаризации высшего образования,
проводимая Москвой в 90-е годы, сводится исключительно к деидеологизации
общественных наук. Так, из государственного образовательного стандарта
исчезли "научный коммунизм" и "история КПСС", но появились социология,
политология, культурология. С точки зрения министерских чиновников,
современная концепция гуманитаризации высшего образования означает
замену идеологизированного знания на знание "чисто научное", позитивное.
Между тем, подобная точка зрения, действительно соответствующая
текущему моменту, не является перспективной. Ее несовременность
для философа очевидна: позитивизм и эпоха Просвещения с ее культом
разума, энциклопедичностью и сциентизмом являются не будущим,
но прошлым.
Для понимания «современности» гуманитарного образования необходимо
иметь представление об исторических типах гуманитарного образования.
Так, в эпоху античности гуманитарная подготовка
не мыслилась без риторической подготовки, без умения декламировать
стихи, правильно петь и исполнять национальный танец. В культуре
коммуникации важная роль отводилась одухотворенной телесности,
то есть той телесности, которая формируется благодаря основам
хореографии и вокала, мастерства актера и сценической речи. Физическая
культура была не столько частью военной или спортивной подготовки,
сколько частью эстетического воспитания. Главный принцип античной
образовательной доктрины формулировался просто: в общественных
собраниях каждый обязан при необходимости из «зрителя» превращаться
в «актера», будь то военный пир, городской митинг, праздничное
шествие или частный «симпосиум».
В эпоху патристики гуманитарная образованность
приняла богословское (не просто религиозное) направление, то есть
от молодого человека требовалось умение рассуждать «о началах»,
иметь личный аскетический и визионерский опыт, владеть техникой
экзегезы.
В эпоху Возрождения все гуманитарное образование
строится вокруг знания древних и новых языков, причем предполагается
такое владение языками, при котором появляется способность к стихосложению
на каждом из изученных языков (Ф. Рабле). История, археология
и филология лишь дополняют владение языками.
В эпоху Реформации гуманитарная образованность
вновь принимает богословский характер, однако появляются две новые
идеи: идея личности и идея призвания. Протестантская этика предполагает
деятельный образ жизни, – «всестороннее развитие личности» и «раскрытие
способностей». Гуманитарное образование принимает направленность
на формирование культурного слоя, среды, где ценятся умение музицировать,
рисовать, проявлять литературную начитанность и «интеллигентность».
В эпоху Просвещения гуманитарное более всего
ассоциируется с книжной начитанностью, общей эрудицией, с политическим
свободомыслием и приверженностью к идее прогресса. Средневековая
культура вызывает презрение, богословские интересы – иронию, нравственность
– скептицизм, физическая культура – сарказм.
Эпоха Романтизма поставила в центр гуманитарного
образования историю и этнографию, сформировала идею народности
и культуры, восстановила интерес к богословию через историю религий
и выдвинула на передний план художественное творчество. В эпоху
романтизма гуманитарное образование немыслимо без свободной ориентации
в жизни искусства и личной причастности к нему. История и художественное
творчество – вот сфера гуманитарного образования.
В истории гуманитарного образования можно выделить и «страноведческие
аспекты», связанные с формированием национальных образовательных
доктрин. Если взять такие три аспекта образовательного процесса,
как обучение, образование и воспитание, то существуют
этнические традиции их различного сочетания в плане "первичности-вторичности".
К.
Д. Ушинский отмечал, что в Англии на первом месте традиционно
стоит воспитание. Человек, правильно воспитанный,
не может позволить себе не быть образованным в той мере, в какой
этого требуют жизненные обстоятельства. То есть надо так воспитывать,
чтобы сделать возможным самообразование.
Совершенно иная педагогическая доктрина сложилась в Германии.
К. Д. Ушинский отмечал, что в Германии на первом месте стоит обучение.
Молодому человеку прежде всего надо дать знания, причем в сугубо
систематическом виде. Насколько систематичным будет знание, настолько
воспитанным будет человек. Образованный (знаниями) человек не
сможет позволить себе быть невоспитанным.
Во Франции К. Д. Ушинский обнаруживает парадоксальную ситуацию
в образовательной политике. Французы не занимаются занудным процессом
воспитания и не менее занудным процессом систематической передачи
знаний. Задача учебного заведения состоит в том, чтобы поставить
школьника или студента в условия, в которых он научится выражать
свои мысли и чувства не своими словами, а через обращение к литературной
классике. Цель образования в том и состоит, чтобы, во-первых,
иметь свои мысли и чувства, и – во-вторых – выражать их "литературно".
Общение (коммуникация) есть главный ориентир
французской педагогики.
Разрабатывая основы русской педагогики, К. Д. Ушинский формулирует
свой знаменитый "принцип единства воспитания и образования", ориентируясь,
очевидно, на Англию и Германию и обходя стороной Францию.
Между тем, в современных российских условиях, профранцузская образовательная
политика становится намного более перспективной, чем это казалось
в XIX веке.
В настоящее время ориентация гуманитарного образования в высшей
и средней школе исключительно на НАУКУ не представляется современной.
Мало знать, надо уметь и быть.
Так, изучение курса культурологии эффективно повышает эрудицию,
способствует выработке современной методологии научного поиска,
но, надо признать, не научает культуре, не вводит культуру в бытие
личности. Поэтому уместно поставить вопрос: а сводится ли гуманитарное
образование к изучению наук, хотя бы и самых современных? История
гуманитарного образования дает примеры обратного.
В гуманитарном образовании важно четко различать сферы знания и владения. Мало знать о поэзии народов мира, надо еще уметь декламировать поэтов древних и современных. Недостаточно знать о риторике, надо уметь произносить речи перед публикой. Бесполезно изучать логику без практического умения "мгновенно находить средний термин силлогизма" (Аристотель). Несерьезно рассуждать о песнях тем, кто не может их петь. Сегодняшнее гуманитарное образование готовит пассивного зрителя, а не активного участника межличностной коммуникации. Современный этап гуманитарной подготовки явно требует превращения зрителя в актера, то есть требует "актерского мастерства": это и физическая культура, и основы хореографии, вокала, элементарной музыкальной грамоты, и практическая подготовка в сфере изобразительного искусства, и владение речью в соответствии с нормами риторики.
Представляется уместным предусмотреть Государственным образовательным
стандартом разделение учебного времени в области гуманитарной
подготовки на изучение НАУКИ социально гуманитарного профиля и
овладение КУЛЬТУРОЙ посредством цикла специальных дисциплин с
соответствующим введением в штат гуманитарных кафедр хореографов,
вокалистов, живописцев, преподавателей актерского мастерства.
Сочетание учебных дисциплин гуманитарно-теоретического профиля
с дисциплинами культурного цикла позволит приблизить современное
гуманитарное образование к насущным проблемам цивилизованного
общества.
Предыдущие публикации:
- Тропы Антропоса. Полуобразованность как фактор дегенерации культуры
- Тропы Антропоса. Философия образования: проблема "теории деятельности"
- Тропы Антропоса. Философские проблемы русской национальной школы.
- Тропы Антропоса. Происхождение физики из духа живописи
- Тропы Антропоса. Ренессанс средневековья в ближайшем будущем.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы