Леночка
	Леночка – моя бывшая одноклассница. Сейчас она живёт в городе Дубне,
	где работает её муж-физик. Вообще-то наши «девочки» (теперь
	уже, понятное дело, «тётеньки») над Леночкой всегда
	смеялись – над тем, что она такая романтичная и увлекающаяся. Схема
	жизни Леночки проста и трогательна до слёз; в ней всегда
	действовал один и тот же алгоритм, как то: Леночка пылко
	влюблялась – выходила замуж – рожала ребёнка – разводилась. В
	итоге у неё за плечами осталось три брака и, соответственно,
	трое детей, по одному ребёнку от каждого брака. С нынешним
	своим мужем она решила не расписываться, что, в общем-то,
	правильно: он такой учёный-фанат, патриот, за границу не уезжает
	и, при отсутствии финансирования, делает синхрофазотроны
	едва ли не из консервных банок. И ему, в общем, нравится; ему
	многого и не надо. Леночка относится к нему с уважением и,
	так сказать, с материнской нежностью. Утром она работает в
	школе, вечером репетиторствует, а днём забегает в институт к
	мужу-физику и там кормит его супом из термоса и тёплыми
	домашними котлетами из кастрюльки. Я у них в Дубне однажды была.
	Мне понравилось. И муж у Леночки тоже хороший – он прям как
	из кинофильма 60-х годов про физиков-романтиков. Только на
	гитаре не играет и бороду не носит. И очень молчаливый и
	застенчивый. А так – наш человек.
	Да и Леночка очень хорошая. Зря наши бабы её репутацию полоскали.
	Зачем? Ведь она, Леночка, всё и всегда, с младых ногтей,
	делала честно, а не то что иные прочие наши одноклассницы,
	которые пожизненно замужем за депутатами и генералами, а вот
	насчёт того, чтобы, так сказать, «канканировать» с разными там
	калифами на час – это они всегда пожалуйста. Собственно, и
	меня наши девочки-тётеньки тоже не особо уважают. Где,
	спрашивают они, твоя карьера? Где – семейные устои? Стыдно, говорят,
	в таком преклонном возрасте жить в походных условиях, не
	иметь машины, фарфоровых зубов и т.д.
	В общем, мы с Леночкой, несмотря на несходство характеров,
	оказались, так сказать, своего рода изгоями… изгойками в обществе
	наших «девочек», в результате чего мы с ней естественным
	образом как-то сдружились, хотя, по объективным причинам, общаемся
	крайне редко: Леночка, как было сказано, живёт в Дубне,
	телефона не имеет, поездка на электричке в Москву наносит её
	бюджету непоправимый урон… Но вот она недавно мне неожиданно
	позвонила, неожиданно застала меня дома и сказала: «Пойдём в
	баню». Бани я вообще-то не люблю: мне почему-то кажется, что
	там свирепствует сифилис. Да и вообще – некомфортно там мне
	как-то. Но тут позвонила Леночка, и я поняла, что надо идти
	и что дело – серьёзное. Доехать ко мне домой ей было
	некогда, а вот зайти в баню после покупки партии педагогической
	литературы для родной школы – это ей в самый раз. И я пошла.
	Одним словом, помылись мы там, завернулись в простыни, сели выпивать
	и закусывать (клюквенный морс с баклажанной икрой, если кто
	интересуется). Вот тут Леночка и начала говорить. «Как у
	тебя положение с детьми?» – спросила она строгим учительским
	тоном. «В смысле?» – насторожилась я. «В смысле детей у тебя
	сколько?» – спросила Леночка, хотя это было ей хорошо
	известно. Я подняла один палец свободной руки (другая рука была
	занята стаканом). Жест получился не совсем приличным. «Вот и я
	про то, – сказала она. – Ужасно это всё. Ужасно». – «Я не
	понимаю, ты меня что, осуждаешь? – начала кипятиться я. – Да
	ведь…». – «Это я себя осуждаю», – сказала Леночка. На сей
	раз удивилась я: у Леночки, как известно, трое разновозрастных
	детей, самостоятельно живущих в Москве и постоянно
	ссорящихся друг с другом из-за жилплощади (или, вернее, из-за
	площадей от разных отцов и разных браков). «За что тебе себя
	осуждать? – спросила я. – По-моему, ты уже внесла свой вклад в
	борьбу с депопуляцией: почивай на лаврах». – «Какие лавры?» –
	возмутилась она и начала рассказывать.
	А история была такова. Полгода назад на конгрессе учителей-новаторов
	Леночка познакомилась с педагогом из Франции по имени
	Сергей Валерьянович. Сергей Валерьянович был потомком ещё тех,
	первых, эмигрантов. И у них в роду все были русскими, вот уже
	несколько поколений, с французами не смешивались, что, в
	общем, по нынешним временам большая редкость. Но и в Россию
	они, родственники Валерьяныча, не возвращались, и это, в
	общем-то, тоже правильно. А зачем? Чтобы приехать на родное
	пепелище и увидеть там крепкий забор, за которым возвышается
	безобразный кирпичный коттедж какого-нибудь Вована? Одним словом,
	Сергей Валерьянович приехал на конгресс. И Леночка в него
	влюбилась. Сергей Валерьянович этого не знал, но опрометчиво
	оставил Леночке свой парижский телефон. И Леночка стала
	звонить туда каждый день (для чего она, собственно, и стала
	заниматься репетиторством – учить болванов разбираться с
	правописанием слова «корова»). Сначала они обсуждали педагогические
	проблемы, а потом однажды Леночка зарыдала в трубку и
	закричала: «Серёжа, а что мне делать?». И Сергей Валерьянович
	содрогнулся. Он, конечно, уважал Леночку. Она даже была ему
	симпатична. И внешне она ещё такая… ничего, вся в кудряшках,
	сдобная, румяная и оптимистичная. И учительница она хорошая. И
	вообще… Но только что он должен был делать?
	Собственно, он и не собирался ничего делать. У него был свой дом,
	своё дело в виде лицея, где потомки русских эмигрантов
	начинали каждый свой учебный день гимном «Боже, царя храни». И ещё
	у Сергея Валерьяновича была семья: жена, урождённая княжна
	Мещерская, и двое детей – Ниночка и Костя, все, как
	понимаете, русские – не хухры-мухры. А Леночка со своими кудряшками,
	романтическими рыданиями, тремя детьми от разных браков и
	нерасписанным мужем-физиком, спавшим на раскладушке прямо в
	институте… Ну, вы понимаете… А вот для Леночки это – жизнь, и
	я поняла это по её глазам, хотя сначала и собиралась было
	отделаться шуточками.
	«А что мне делать?» – спрашивала она уже у меня, потому что Сергей
	Валерьянович на подобный вопрос ей не ответил, а призвал
	сосредоточиться на изучении трудов прогрессивного педагога мсье
	Фуке. «Лен, а чего ты-то хочешь?» – спросила её я, плотнее
	закутываясь в простыню: из-за двери потянуло сквозняком.
	«Ничего», – сказала она. «Ну тогда давай ещё вдарим по морсу и
	пойдём». Леночка схватила меня за запястье распаренной
	розовой рукой и свистящим шёпотом умоляюще проговорила: «Погоди!».
	– «Хорошо, ну чего же ты всё-таки хочешь?» – повторила я
	свой вопрос уже в другой тональности. «Всего!» – выдохнула
	Леночка. «Ты что, хочешь в Париж?». – «Да нет… да… да это
	неважно…». – «Ты хочешь выйти замуж за Сергея Валерьяновича?» –
	методично продолжала я свой допрос. «Да нет… да… да это
	неважно…» – снова ответила она. «А тогда что важно-то?» –
	довольно невежливо спросила я, начиная терять терпение. «Нам бы
	только встретиться… нам бы только…» – на глазах у Леночки
	выступили слёзы, и мне стало уже не смешно. «Ну неужели же ты не
	понимаешь? – продолжала Леночка. – Я бы сразу же вернулась
	обратно… Да я бы никогда больше… не потревожила бы… Всё, что
	было раньше, это были не те мужья… да и не те дети, главное…
	Не те дети, понимаешь?».
	И вот теперь я поняла. Я даже перестала уминать баклажанную икру и
	теперь смотрела на Леночку не просто с состраданием, но и…
	как бы это сказать… с пониманием… таким пониманием, что, в
	общем, я до сих пор даже и не догадывалась, что оно может
	подняться из глубин моей рациональной и ехидной души. А что я
	могла ей сказать? Да ничего! И поэтому я только на неё
	смотрела, глупо улыбалась и тоже плакала. В общем, мне показалось,
	что мы друг друга поняли и что я только сейчас стала с ней
	вровень, хотя у нас в классе и говорили, что Газизова – это
	ума палата, а Прокопенко (то есть Леночка) – дура дурой и что
	вместо мозгов у неё льняные кудряшки.
	«Не те дети, понимаешь?» – машинально повторяла я уже после того,
	как проводила Леночку до электрички и спустилась в метро.
	«А что мне делать, Серёжа?» – с упорством умалишённого твердила я
	Леночкин вопрос, обращённый к неизвестному французскому
	педагогу.
	«Не знаю, не знаю-ю-ю», – издевательски повторяла вьюга, встретившая
	меня в аэродинамической трубе на подходе к дому.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             