Комментарий |

Пьеса без послания. Премьера новой пьесы Александра Гельмана в Челябинске

С самого начала событие подавалось как маленькая сенсация - многолетний
затворник-молчалец прервав добровольный обет, написал новую пьесу
"Профессионалы победы", премьеру которой сыграют в Челябинске.
В присутствии автора. Действительно, гордость советской драматургии приехала
на Урал, вышла в финале на поклоны, усталая, но довольная проделанным
результатом. Не зря, значит, ехал.

Единственное, что смущало - спектакль-то антрепризный, с участием Льва Дурова
и Бориса Щербакова, что, как не крути, знак определённой эстетики и качества.
Снова "звезда на фоне занавески"? Может быть, на этот раз пронесёт?

Не пронесло. Менее чем скромное оформление, актёры, изображающие сильные
эмоции. Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Стало понятным, почему
Челябинск. Спектакль вышел сырой, необкатанный. Зато с идеей. С болью за
державу. За судьбы отечества.

Впрочем, подстава содержалась уже в исходном материале - в пьесе
А. Гельмана.
"Профессионалы победы" - фантазия на темы президентских выборов в неотдалённом
будущем (2017 год). Действующий президент России Дубов убит во Владивостоке
и на досрочных выборах, во что бы то ни стало, должен победить его сын
(Борис Щербаков), чтобы прикрыть папкины делишки.

Но Дубов-сын не на что не способен: он сильно пьющ и вял, никакой харизмы.
За дело берётся фирма "Профессионалы победы", устраивающая выборы в разных
городах и странах. Руководит фирмой - правая рука убитого президента
(Лев Дуров), он же, по совместительству, глава Дальневосточной мафии,
вытеснившей в Кремле мафию ленинградскую. У него в помощниках - жена
Дубова-сына, которая влюбляет в себя двойника президента Олега (его тоже
играет Борис Щербаков), и на энергии этой любви (сладкая парочка всюду
появляется вместе) и выигрывает выборы.

Почти, "Пятый элемент": любовь движет не только солнце и светила, но и
предвыборные марафоны. Однако, не выдержав напряжения, дублёр стреляется
на первой же своей пресс-конференции, фенита. И тогда приходят мародеры:
потрясённая вдова берёт управление в свои руки, объявляя начало новой
предвыборной компании. В которой, никакого сомнения быть тут не может,
она обязательно победит - ведь за ней стоит контора "Профессионалы победы".

О работе подобных фирм, Александр Гельман, наверняка, знает не понаслышке и
из первых рук. Странно только, что маститый автор не знает другого: есть
хороший американский роман с точно таким же поворотом сюжета. Не помню
автора, но там президента убивали на трапе самолёта, и его жена, на глазах
потрясённого мира, принимала единственно правильное решение. Задолго до
этого просчитанное в тайных лабораториях предвыборных штабов.

Перенесённый на российскую почву, сюжет этот не выглядит убедительным по
множеству причин. Но главное не это - попытка острой, полемически заострённой
пьесы, оборачивается постмодернистским фарсом, внутри которого - пустота.

Разумеется, в "Профессионалах победы" масса смешных реплик и интересных мест,
но, в целом, пьеса явно не задалась - хотя бы потому, что её коллизии легко
просчитываются. Тема медиального обмана, симулякров, политической
недобросовестности - явно не для орденоносца и лауреата государственных
премий.

Время изменилось, темп жизни, отношение к окружающей действительности.
Понятно, когда об информационной агрессии пишет
В. Пелевин
или В. Сорокин -
тут они, что называется, в материале. Когда за подобные темы берутся
литераторы старшего поколения, выходят "Профессионалы победы". Или, вот,
не к ночи будет помянут, "Господин Гексоген".

Впрочем, не случайно, что пьесой этой заинтересовалась именно антреприза -
явление пустотное, симуляционное. Антрепризные постановки, за редким-редким
исключением никакого отношения к театру не имеют. Создают видимость
театра - да, обладают всеми признаками театрального действа - безусловно.
Тем не менее, всё это - видимость, копия, обманка, использующая зрительские
рефлексы: имена-приманки, пряный декаданс, падкость на рекламу. Банальный чёс.

Жив оказывается и другой древний зрительский атавизм: отношение к театру как
кафедре. Вот постановщики "Профессионалов победы" и решили сыграть именно
на этом. Справедливо посчитав, что надоели потоки липкой лжи про красивую
заграничную жизнь и вертлявые комедии из жизни насекомых. А тут - Гельман, боль и горечь, всё как у взрослых. По настоящему, типа. Вот и выходит то, что выходит: ещё на одном театральном жанре (актуальная публицистика) можно поставить жирный-жирный крест.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка