Комментарий |

Проективный словарь философии. Новые понятия и термины (42). Философия единичного и повседневного (7)

Проективный словарь философии

Новые понятия и термины (42)

Философия единичного и повседневного (7)


Философия всеразличия идет на смену философии всеединства,
которая полтора века господствовала в России и объединяла идеалистов
и материалистов, соловьевцев и марксистов.


ВСЕРАЗЛИЧИЕ (total difference, pan-difference) – различие
как первое начало, из которого выводятся все свойства и явления
мироздания.

Принцип всеразличия позволяет критически пересмотреть
неоплатоническую идею «всеединства», получившую широкое применение
в восточной патристике и в русской философии. В русской мысли
принцип всеединства господствовал на протяжении второй половины
19-го и всего 20-го веков, приводя к тоталитарным практикам «всеобщего
объединения» и насильственной «соборности». При этом выдвигались
противоположные версии всеединства: идеалистические и теологические
– у А. Хомякова, В. Соловьева и их последователей; материалистические
и атеистические – в государственно утверждаемой философии марксизма-ленинизма.
Основной проблемой и коллизией философии считалось противоборство
материализма и идеализма. Между тем и материализм, и большинство
идеалистических учений объединяются своей принадлежностью к принципу
всеединства, выраженному наиболее последовательно именно в «идеалистической»
философии Платона и Гегеля.

На рубеже 20-21 вв. меняются основные философские ориентации,
и теперь основной проблемой предстает уже не взаимоотношение материального
или идеального единства мира, но ограниченность самого принципа
всеединства, который все более оттесняется принципом всеразличия.
Проявления его многообразны: от идеи «differance» Жака Деррида
до теории и политики «многокультурия» (multiculturalism). Один
из основателей философии всеразличия – Г. В. Лейбниц:
«...Никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы
совершенно одно как другое и в которых нельзя было бы найти различия...»
_ 1

В начале многих философских систем лежит некое первопонятие, из
которого выводятся все остальные. В древнегреческой философии
такими первоначалами выступали стихии воды (Фалес) или огня (Гераклит),
понятия числа (Пифагор) или бытия (Парменид). Европейская философия
еще больше умножила число этих начал: у Декарта – мышление, у
Фихте – «я», у Гегеля – абсолютная идея, у Шопенгауэра – воля,
у Маркса – материя... Всякий раз ищется нечто такое, что заключало
бы в себе основу всего.

Но если начала, авторитетно утверждаемые крупнейшими философами,
оказались столь различны, то не следует ли само Различие полагать
началом всех начал для философии? Пытаясь обосновать единое начало,
которое предшествует всяким различиям, мы приходим к различию
самих начал и, следовательно, к Различию как первоначалу. Какое
бы начало мы ни взяли, оно не может быть абсолютным, поскольку
выступает в своей определенности лишь благодаря отличию от всех
других. Например, Бытие определяется как таковое лишь в своем
отличии от Не-бытия, и значит, Различие предшествует как тому,
так и другому.

Различие и тождество не есть такая же оппозиционная пара, как
высокое – низкое, левое – правое, белое – черное. Все эти бинарные
понятия равноправны и делаются возможными благодаря различию.
Но само различие неравноправно с тождеством. Дело в том, что само
тождество отличается от различия, тогда как различие никак не
тождественно тождеству. Как заметил еще Гегель, «если тождество
рассматривается как нечто отличное от различия, то у нас, таким
образом, имеется единственно лишь различие». _ 2
Различие не просто отличается от тождества, но и делает возможным
само различие между собой и тождеством. В любой системе, где имеется
энное число тождеств, имеется n+1 различий. Различие предшествует
тождеству, поскольку тождество само отличается от различия и является
лишь одним из моментов его отличия от себя. Движение, дисбаланс,
асимметрия неустранимы из мироздания именно в силу изначального
преизбытка различия над тождеством. Отсюда и поступательно-саморазличающий
характер таких оппозиций, как «культура – природа», «интеллектуальное
– чувственное», «означающее – означаемое», где первое понятие
уже содержит свое различие от второго. Оппозиция культуры и природы
сама принадлежит системе культуры; оппозиция означающего и означаемого
принадлежит плану означающего. Различие может быть собой, лишь
не будучи собой; сохранять верность себе – лишь непрерывно отличаясь
от себя. Только различие имеет основание само в себе, ибо все
другое имеет основание в том, от чего оно отличается: не существует
бытия без не-бытия, воли без не-воли.

Принцип всеразличия нельзя отождествлять с плюрализмом,
который допускает, что начал может быть сколь угодно много; при
этом видимая множественность явлений и свойств превращается в
множественность философских начал и упраздняется различие между
явлением и основанием, между поверхностью и глубиной. Плюрализм
предполагает безразличное приятие всего того, что само в себе
глубоко различно. Если монизм подчас выступает (например, в «Государстве»
Платона) как философия насилия, подчинения одних
начал другим, то плюрализм выступает как философия бессилия,
разом признающая все начала без того, чтобы как-то направлять
изнутри их становление. Монизм и плюрализм сближаются своей «всеобщностью»,
которая трактуется то как единство многих, то как множество
единиц
, но в любом случае безразлично к тому, почему единое
должно различаться во многом и почему многое объединяется своими
различиями. Здесь – насильственное равенство, там – равнодушное
приятие.

Философия всеразличия ненасильственна и неравнодушна,
она приносит именно Различному ту дань и жертву, усилие и страдание,
какие обычно приносятся только Единому, Общему. Суть этой философии
– не только признание различий, но и соучастие в их порождающей
деятельности, поскольку Различие имеет собственную безусловную
ценность и обоснование в себе самом. «Отличное», как свидетельствует
язык, есть не только то, что несходно с другим, но и то, что превосходит
другое. «Хорошее» и «плохое» в равной степени отличаются друг
от друга, но само это различие между ними является хорошим признаком,
оно прибавляется к этому хорошему и содействует его преобладанию
над плохим.

По замечанию К.С. Льюиса, «Даже на биологическом уровне жизнь
подобна дереву, а не реке. Она движется не к единству, а от единства;
живые существа тем больше разнятся, чем они совершенней. Созревая,
каждое благо все сильнее отличается не только от зла, но и от
другого блага. Живые существа тем больше разнятся, чем они совершенней».
_ 3 Это означает, что благом является
и само по себе различие, коль скоро оно способствует созреванию
других благ; а отсюда следует, что по мере различения благ и зол
Блага становится больше, чем Зла.

Философия всеразличия предполагает критическое отношение
не только к понятию всеединства, но и к категории противоположности
и противоречия. Любая вещь обладает множеством признаков и потому
никогда не противоположна другой вещи, а только отличается от
нее. Противопоставлять можно только признаки, отвлеченные от вещей:
черное и белое, высокое и низкое, холодное и горячее. Между высоким
и низким – противоположность, но между высоким и низким домом
или высоким и низким человеком – уже не противоположность, а только
различие, поскольку и дом, и человек обладают множеством признаков,
частью сходных, частью несходных. Лишь по одному признаку, вычленяемому
из совокупности, вещи могут быть противопоставлены; но нет вещей,
состоящих из одного признака; и поэтому каждая, в своей целостности,
в сочетании многих признаков, лишь отличается от другой.

И тождество, и противоположность – это лишь абстрактные допущения
в определенных логических интервалах; например, по признаку «холодного-горячего»
все холодные вещи тождественны между собой и противоположны всем
горячим вещам. Тождество и противоположность – это две абстракции
различия, разрывающие его живую сердцевину на мертвые крайности:
сходство, лишаясь несходства, вырождается в противоположность,
так что дальше начинается уже игра в «единство и борьбу противоположностей».
Мышление подлинно творческое, восходящее от абстрактного к конкретному,
заинтересованное в обогащении реальности, движется в логическом
пространстве между тождествами и противоположностями, никогда
не приставая ни к одному из этих пределов, но постигая и умножая
различия. Здесь действует правило: «ничему не противостоять, ни
с чем не отождествляться».

Философия всеразличия во многом перекликается с учением Жака Деррида
о differance как безначальной и бесконечной игре различий. Есть,
однако, и существенные различия. Отличие всеразличия от differance
состоит в его личностности, что выявляется корневой
системой русского языка: лик – лицо – личность – различие
(differance имеет другую этимологию: латинское differre, dif-ferre,
разделять, разносить). Такое Различие, которое первоначально и
единоначально, не может различать ничего ни с чем, кроме как себя
с собой
. Следовательно, правильный вопрос: не что
лежит, а кто стоит в основании всех оснований?
Всякое «что» отличается лишь от другого, и только «кто» отличается
от самого себя. Отличие от себя, способность иметь себя в качестве
иного – свойство Личности. Сначала «Кто», и лишь потом «что»,
сначала отличие от себя, потом отличие от другого. Личность –
это различие, из себя происходящее и себя производящее, единство
Различающего и Различаемого, и потому она действительно является
тем основанием, из которого могут быть выведены все другие основания,
в их различии между собой.

Библейская картина миротворения с самого начала показывает нам,
что собственно творческим и первичным является акт различения.
Творится не одно, а два, земля и небо, разница между которыми
и раскрывает сущность и цель творения как различения. И далее
эти акты разделения поступательно сменяют и обогащают друг друга,
производя все разнообразие известного нам мира (шесть дней творения
– отделение света от тьмы, воды от суши и т.д.). «...При конце
этого мира, – писал Ориген, – будет великое разнообразие и различие,
и это разнообразие, полагаемое нами в конце этого мира, послужит
причиною и поводом новых различий в другом мире, имеющем быть
после этого мира» _ 4 Чем больше различий
в мире, тем полнее является в нем образ самой Личности, сотворившей
мир в его отличии от себя.

Перворазличие, или первоиное, выводя из себя остальные
смыслы, не сводит их к себе. В этом и заключается трудность
нахождения первоначала: мир не сводится к тому, из чего выводится,
он делается разнообразнее благодаря Различию как первоначалу,
все больше отличаясь от самого себя.


1. Г. В. Лейбниц. Монадология, 9.
Соч. в 4 тт., т. 1, М., Мысль, 1982, с. 414.

2. Г. В. Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук,
т. 1. М., «Мысль», 1974, с. 272. Сам Гегель, однако, начал построение
своей системы именно с неразличенности – с «бытия, чистого бытия»,
которое «не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению
к внешнему» (ibid., с. 84). Соответственно и в итоге своем система
приходит к неразличенности: «Таким образом, и логика возвратилась
в абсолютной идее к тому простому единству, которое есть ее начало...,
путем снятия опосредования, к своему соответствующему равенству
с собой» (Гегель. Наука логики, М., «Мысль», 1972, т. 3, с. 309).
Это и есть образец метафизического движения мысли, которая начинается
с тождества и через последовательность различений-опосредований
возвращается к тому же самому тождеству, но уже вобравшему все
мировые различия.

3. К. С. Льюис. Расторжение брака, в его кн. Любовь.
Страдание. Надежда. М., «Республика», 1992, с. 79.

4. Ориген. О началах (2.1.3). СПб., Амфора, 2000, с.
98.


Лит.: Учение Якова Абрамова в изложении его учеников. Составление
и предисловие М. Н. Эпштейна Л О Г О С. Ленинградские

международные чтения по философии культуры. Книга 1. Разум. Духовность.

Традиции. Л., Издательство Ленинградского университета, 1991,
сс. 211-254.

Ellen Berry, Mikhail Epstein. Transcultural Experiments: Russian
and American Models of Creative Communication. New York: St. Martin's
Press, 1999, 91-112.

М. Эпштейн. Философия возможного. СПб, Алетейя, 2001, 166-173,
190-196.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка