Диалоги с Олегом Куликом #2. Человеческое.
Кулик влюблённый
- А ты ведь можешь свою девушку задействовать в проектах и, таким образом, ввести в творческий контекст?
- Это совершенно невозможно сделать!!!. Я иногда использовал девушек - для проектов. С некоторыми из них у меня сложились близкие отношения. Но после участия в проекте, все отношения быстро заканчивались. Потом я смотрю на них уже как на подопытный материал. Ощущение схожее с тем, когда покупаешь цыплёнка на рынке, и начинаешь его ощипывать. Что он может инвестировать в твоё искусство? Он съеден, а любить можно только не съедобное.
- Тебе это давало власть над ними?
- Напротив, стыд и вину. Когда чувства накрываются сферой профессиональной работы, ничего извлечь для себя уже нельзя. Это как кончать и мочиться одновременно: не выйдет, либо - одно, либо - другое, перекрываются каналы. Знаешь, да?
- Возвращаясь к теме смерти. А ты не видел акцию Александра Шабурова «Кто как умрёт»: Шабуров лёг в гроб и выдержал там всю похоронную церемонию. Привезли массу венков и женщину из похоронного бюро, которая вела церемонию. Его девушка Инна натурально плакала, люди произносили прочувственные речи, потом устроили поминки…
- Это - сильный проект, но, всё-таки, - симуляционный. А мы с тобой говорим об ином - о тонкой грани между жизнью тела и жизнью души, когда одно влияет на другое и непонятно, что сильнее.
- Я знаю, что у тебя был ещё один опыт пограничного состояния, когда во время проведения акции ты вошёл в психоделический транс и увидел Бога.
- Но это было только один раз.
- Когда это произошло?
- 11 ноября 1996 год, музей современного искусства в Генте (Бельгия), акция называлась «Броненосец для вашего шоу».
- Четыре девушки восемь часов наклеивали на моё тело несколько тысяч кусочков зеркал. Одна из них была кореянка, другая - француженка, третья - бельгийка, и, наконец, немка. Девочкам было по 16-18 лет. Процесс, разумеется, был приятный, хотя мы совершенно не знали, как клеить кусочки на голое тело так, чтобы они затем не отваливались.
- То есть, одновременно и изобретали технологию?
- С помощью нитроклея. Большая часть кожи оказалось покрыта нитроклеем, наступило лёгкое отравление. Интоксикация.
Так я стоял восемь часов, всё онемело, пробил холод, какое-то полуживотное состояние.
Затем меня подвешивали высоко под потолком, и я вращался как дискотечный шар.
На меня были направлены тесячеламповые прожектора - узкие, сильные лучи, играла самая эмоциональная музыка Х1Х и ХХ веков, от Моцарта до техно, свет от меня разбегается лучиками в разные стороны…
- Буквализация метафоры о вечной мечте художника - находиться в лучах славы, и отражать этот свет обратно людям. Кто тебя пригласил делать эту акцию?
- Известный куратор Барт де Барре - на открытие музея. Там были сплошные звёзды, от Ильи Кабакова до Синди Шерман, и я, среди них тогда - был самый неизвестный художник.
- И какова была его реакция после окончания показа?
- Де Барре сильно переживал за то, какое впечатление произведёт перформенс. Но когда он закончился, Барт бегал, задирая ноги и кричал: «Фантастик! Фантастик!»
- Что её вызвало, опиши свою работу.
- Я зашёл на эту лестницу, меня подвесили, включили дымовую машину, я стал вращаться. Началось головокружение и полное ощущение, что я нахожусь в облаках, в тысяче километров от земли… Земля маленькая, её уже не видно, и я парю…
Эйфория и полный кайф…
Длилось это полтора часа.
Я стал видеть какие-то существа, лица поющих ангелов, а музыка (они там перестарались) бухала столь сильно, что давила на диафрагму…
Люда рассказывала, что внизу некоторые люди плакали: всё-таки крутился живой человек…
- Мечты художника осуществились!
- Но какой ценой! Внизу стояло четыре жирных парня: если я начну падать - они меня поймают на руки. У нас был уговор: устав, я подниму руку. Но за полтора часа беспрерывных вращений, я уже так устал, что не мог ничего сделать, только пальцами шевелил… А они внизу стали переводить, что же я хочу им сказать…
Потом меня оттуда сняли, и два дня я лежал в больнице, отходил, не мог встать, тело болело так, что…
С меня снимали приклеенные стёкла и весь я был как в засосах…
Спасал меня дешевый-дешевый бельгийский джин «Эйр». Я выпивал литровую бутылку за один присест: состояние моё было таким чудовищно нудным…
- А Бог-то как выглядит?
- Да никак. Я же видел не бородатого дядьку, но ощущение наполненного инобытием пространства. Ангелы, облака, немыслимо яркий свет…
Словно ты уже присоединился к сонму неодушевлённых существ, бесплотных тел.
- И как ты всё это пережил?
- Передо мной стояла задача - ни на чём не фокусироваться. Чтобы голова не закружилась.
- Это кто тебе сказал?
- Сам придумал.
- Как у балете - когда фуэте крутят?
- Именно так. Поэтому у меня и было впечатление - что все эти превращения происходят только в моей голове.
- Как тебе пришла идея «Броненосца»?
- Тогда много говорили о том, что массовая культура задавила современное искусство: де, у них всё схвачено, всё так ясно, так ярко, так мощно… и идеи они у нас все воруют.
Вот я подумал и решил: а почему бы нам не взять у них их идеи?
Почему мы высасываем из пальца, а они потом всё это раздувают до невероятным размеров и продают. Вот и нужно взять самый попсовый ход, какой?
- Зеркальный шар, который всем нравится и всех завораживает…
- Ну, да. Только мы его немного переиначим: попса вынимает из своих акций всё живое, оставляя только оболочку. А мы возьмём их оболочку и вставим туда живого человека.
Выходит чистая конструкция.
Но когда мы стали его реализовывать реально, оказалось, что всё это не так легко.
- Почему ты не думал об опасности? Клей, высота, кружение…
- Я был в плену идеи, я ещё не берег себя для любви.
- Когда в театр приходит сценограф и приносит оформление нового спектакля, специальный инженер-технолог просчитывает его до последнего гвоздика, до последнего шва.
- Ты абсолютно прав. Но когда я прыгал с крыши, самое интересное было не то, как я прыгнул, а то, как я чуть не обкакался от страха.
- Где это было?
- В Питере. Я не цирковой артист, я не тренируюсь месяцами перед выходом на сцену. Я демонстрирую свои страхи.
Любой человек боится прыгнуть с крыши и, в этом смысле, ему куда интереснее мой перформенс, чем выступление профессионала, который сто раз уже прыгал, и заранее знает, какой кульбит он сейчас покажет.
Когда я сидел на крыше перед тем, как прыгнуть, я вцепился в её край, и меня не могли сдвинуть ни туда, ни обратно.
Представь, я сижу голый, мне холодно и страшно. Уже моча по ногам течёт.
- Как называлась акция?
- «Кулик - это всё-таки птица» (1995). Сначала зрители внизу свистели, потом начали кричать, потом, когда все замолчали и всех пробил ужас, я решил: «Прыгну».
Подо мной, внизу, были стальные прутья и бетонные плиты. Меня привязали канатами и сказали: «Не беспокойся, ты привязан».
Но я-то этого не чувствую. Полное ощущение, что я просто кончаю жизнь самоубийством.
- Но раз назвался куликом - полезай в кузов…
- Тем более, что вокруг висят видеокамеры, масса журналистов… Я сползаю, сползаю, сползаю, хоп, и я полетел…
Инженер, который крепил трос, немного не подрассчитал: я пошёл не по центру двора, но наискосок. В углу росло старое дерево. И я почувствовал ощущение, будто меня ветками бьют по лицу. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш…
Я открываю глаза и вижу, что подлетаю к дереву.
Высота…
и я завизжал, как свинья своё собственное имя.
Интересным было преодоление страха, а не полёт человека, подвязанного тросом.
- Ты напоминаешь мне русского умельца Левшу, который на коленке делает какие-то чудеса. Непрофессионализм здесь оказывается залогом успеха.
- Представь себе слабого, интеллигентного человека, который подходит к быку (выставляет вперёд челюсть и разводит руки), обидевшему девушку, и бьёт ему в морду.
Он бьёт его не потому, что он сможет сбить его с ног, но просто проявляет характер.
В проявлении характера, художника или зрителя, это уже не важно, и заключается главная задача современного искусства.
- А свой последний перформенс ты когда показывал?
- Уже давно. Года полтора назад. Он назывался «Чёрная собака, белый человек» (1999). Честно говоря, в этом случае, я не очень знал, что делать, потому что устроители выставки «Современное украинское искусство в Загребе» требовали чего-то радикального.
- То есть, ты как Кабаков представляешь у нас не Россию, но свою историческую родину?
- Иногда. Отчасти. Это была большая выставка, и для перформенса мне выделили дом, который построил Иосиф Броз Тито. Огромный, как цирк, офигенный дом. В центре большой круглый зал без окон.
Я приехал туда за неделю, и всё это время жил с большой чёрной собакой. Важно было, чтобы она ко мне привыкла.
Ко мне привели большого пса, смесь дога и добермана, свирепый волчара, чёрный и немного мохнатый.
Я с ним подружился, приласкал его, прикормил, мы вместе спали и ели, разговаривали, пока он ко мне не привык…
- И что вы с ним сотворили?
- Людей на перформенс запускали четыре часа. Всех обыскивали - чтобы не было зажигалок, ножей и фонариков. Кроме фотоаппаратов, пожалуй.
- Из-за угрозы терроризма?
- Мне было важно установить полную темноту, вот я и не хотел давать кому-то хотя бы минимальный шанс что-то включить.
В кромешной мгле звучала эротическая мелодия, курились курения, публику медленно рассаживали, оставляя небольшую площадку в центре, диаметром три на три метра.
Народу набилось около семьсот человек. Пропускной режим действовал строго, поэтому рассаживались все долго, так, что публика начала бесноваться.
Темно, тесно…
Потом звук становится очень громким, и тут выхожу я…
- В кромешной темноте же ничего не видно?…
- Но фотографам разрешается фотографировать. Хотя они и не видят объекта съёмки.
Атмосфера нагнетается, у всех выступает пот нетерпения…
Мне рассказывал об этом известный фотограф Борис Михайлов, он был среди зрителей.
Он говорил, что когда свет полностью выключили, семьсот человек, сидевших в зале, превратились в единое коллективное тело, задыхающееся от приступов клаустрофобии.
Ощущение ужаса возникало не из-за того, что происходило (или не происходило) на пятачке, а от колебания воздушных потоков - когда за тобой стоят сотни людей, и ты их не видишь…
- А твоя то роль в чём выражалась?
- Я принимал разные позы, обнимался и целовался с этим здоровым псом, ласкался - всё, как дома, только в обнажённом виде…
- Давай скажем более прямо - в голом…
- Но одеждой мне была темнота. Публика видела всё происходящее только в свете отдельных фотовспышек.
Пух-пух-пух…
И у тебя в глазах сразу же возникает негатив увиденного и изображение как бы плывёт.
Но при этом никому не понятно, что происходит. Только мгновенные огненные всплески…
точно молнии…
Именно освещение прессы давало какую-то визуальную картинку.
- Как долго это продолжалось?
- 15 минут. Зрелище вышло неожиданным. Потом я отпускал собаку и начинал идти по головам. Люди сидели настолько плотно, что я мог идти по ним, как по дороге. Собака бегала, а люди орали и кричали…
- И терпели… Потому что положено терпеть. Потому что все понимают, что это - современное искусство. Вообще, положено ли терпеть, когда художник открыто издевается над тобою?
- (пауза) Это вопрос сложный. Если тебе идут по голове, что тебе остаётся делать? Ты четыре часа стремился сюда попасть и ждал. Ты сел, тебе показали акцию…
- И ты понимаешь, что это жест вольного художника…
- Поэтому меня никто не ударил. Но в шоке были многие.
Когда все вышли, то долго не расходились: ждали моего выхода. Хотелось посмотреть на чудовище, которое причинило им столько неудобств.
- И какой мессидж был заложен во всём этом безобразии?
- До сих пор не могу понять, в чём была суть.
Но я понял: когда ты пропускаешь людей через какую-то сложную процедуру, медленно и даже мучительно, огромное количество людей, далее можно показывать всё, что угодно.
Сам акт сопричастности, соучастия, делает акцию успешной.
- Это как ожидание нового года - когда нарезание салатов и ожидание гостей оказывается всегда интересней застолья под звук громко работающего телевизора…
- После долгого мучения, когда люди выходят на свет, их настигает запоздалый катарсис. Они благодарны тебе, что с ними не случилось ничего более серьёзного.
- А с чем связано то, что ты уже достаточно долго не устраиваешь никаких акций?
- Я теперь активно делаю другие вещи…
- В данном случае меня интересуют именно акции.
- Перформенс для меня был формой выражения неартикулированного художественного жеста. Когда ты не очень понимаешь, что хочешь сказать - раз, когда тебе не очень понятно, что происходит в большом мире - два. Тогда и возникает необходимость в более адекватных ситуации, сырых формах.
Жизнь сама действует в режиме перформенса, развиваясь без сценария…
Сейчас жизнь изменилась, всё кристаллизовалось, стало жёстче, честней, чётче. Грубее или тоньше…
- С приходом Путина?
- Это уже и при Ельцине началось. Но подмерзание происходит не только у нас, это же общий мировой процесс.
- А мы часть этого процесса?
- Разумеется.
- То есть, в этом смысле, у нас нет особого пути?
- Есть. Особый - по отношению к чему? К кому?
Мы находимся между востоком и западом, между Китаем и Америкой, эти две культуры, эти две традиции определяют наше вынужденно промежуточное бытие. В этом смысле, мы не свободны от общих тенденций.
Но, тем не менее, принципы местной жизни у нас формулируются исходя из ощущений собственной идентичности.
- Как это произошло у тебя с твоей собакой-которая, может быть, единственная и останется от всего искусства ХХ века, а даже не «Чёрный квадрат» Казимира Малевича?
- «Чёрный квадрат» произошёл от итальянского футуризма и всей предшествовавшей ему традиции. А моя собака - символ выпадания из культуры.
Только в этом смысле и мы и можем быть оригинальны.
И именно в этом смысле мы можем быть интересны западу, как атавистические, мощные регионы, где сохраняется дикая природа - волки живут, медведи по улицам ходят…
Когда я последний раз был в Англии, какой-то человек сказал мне с гордостью: «Последнего волка в этой местности мы убили сто лет назад».
Он имел ввиду, что Россия опасна, а вот в Англии жить уже давно не страшно. Но, если по сути, он же говорил чудовищные вещи: это же геноцид - они уничтожили всё живое и учат теперь этому отсталых нас, как нужно жить.
Хотя у нас есть и волки, и медведи, и куропатки, и касатки…
- Словом, все жизни, все жизни… Может быть, в разговор об окончании у тебя акционистского периода имеет смысл подверстать идею о том, что ты теперь активно живёшь чувственной жизнью, и тратишь себя на более сильные раздражители. Тогда беседа наша сделает кольцо, и снова выведет на тему влюблённого художника Кулика.
- Любовь для меня слишком живая вещь, пока что ускользающая от формулировок, здесь я нахожусь только в самом начале пути…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы