Продолжая дело Керуака.
Дмитрий Григорьев, петербургский поэт, писатель и художник, невзирая на внушительный пласт времени, отделяющий его от американского
пионера “рюкзачного” движения Дж.Керуака, решительно и бесповоротно идет по стопам знаменитого битника и продолжает его дело.
Продолжает, впрочем, по-своему, по-питерски. Серия “Поколение Y” издательства “Амфора” выпускает в свет прозу молодых авторов - если и
известных, то пока лишь в узком (в основном, питерском) кругу. Книга Григорьева “Господин Ветер” романтична, слегка эзотерична, органично
устроена и в меру иронична - то есть, подлинное “дитя” Северной Пальмиры. На обложке в подзаголовке указано - “Роман о хиппи”, и хотя сам
Григорьев на другой стороне обложки открещивается от такого ярлыка, по большому счету книга действительно о хиппи и об их классическом
средстве передвижения - автостопе.
Текст читается легко, словно смотришь американское “роуд-муви”. Только с поправкой на то, что пейзажи, города и люди - наши, отечественные,
с присущим им известным колоритом. Роман полон хипповских баек, анекдотов и дзенских притч, снабжен словарем слэнга, в каждую главу
вставлены авторские пояснительные отступления - на пятнадцать глав приходится двадцать четыре отступления. Один из персонажей, явно
репрезентирующий автора, даже объясняется в таком духе: “А что я буду писать, одному Богу известно. Они требуют от меня гибрид
Керуака и
Бушкова. Это все равно что помидор с настенным зеркалом скрещивать”. Однако, вместо гибрида получился добротный роман, базирующийся
на одной из четырех (по
Борхесу) универсальных историй - возвращении домой.
События, описанные в этой книге, относятся к отрезку времени шестилетней давности. Главный герой - хиппи или один из т.н. Людей
Радуги - странствующий музыкант Кристофер (или по паспорту Митя). Он возвращается автостопом с Алтая через Алма-Ату в родной
Петербург. Все перипетии странствия описаны Григорьевым просто и достоверно, в результате чего “Господин Ветер” по большей части
читается как произведение жанра “нон-фикшн”. В путешествии Кристоферу доводится рассказывать и слушать массу “телег”, наблюдать
красоты и странности чужих мест, браться за ружье, попадать в аварию, сталкиваться со шпаной, бандитами и милицией, ехать с педерастом,
ехать с турками, с “экуменическими” христианами, давать в двух разных городах два концерта, быть сбитым неизвестным автомобилем. Все
это подано не в виде примитивного “экшна”, а показано сквозь размышления, воспоминания и сны героя. Поэтому в романе столь много
близких каждому молодому русскому интеллектуалу суфиев, Кастанеды, Лао-цзы, Бодхидхармы, Маккены и марихуаны. Главным же стержнем
в повествовании является мистический компонент Возвращения как процесса экзистенциального. Герою удается встретить в дороге
потусторонний Караван, описанный в древних легендах Шелкового Пути. И снова стоит отдать должное Григорьеву - ему удалось удержаться
от тривиальной “сакрализации” материала, удалось не переборщить с эзотерикой. В результате получилась отличная книга о любви и свободе,
веселая и серьезная, умная и простая.
Так что, если читатель к ненасильственной борьбе за дело Керуака “всегда готов”, то “Господин Ветер” - безусловно, его книга.
.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы