Ощупывание слона №4. Тоска по реке Ганг
Ощупывание слона №4
Тоска по реке Ганг
Звёздный миг Франка Кабеле
Даже бессмысленная смерть – смерть, которая не принесет ни
цветов, ни плодов, обладает достоинством Смерти
Человека.
Юкио Мисима. «Хагакурэ нюмон»
Тридцатипятилетний христианский проповедник из Габона сообщил своей
пастве о том, что во сне ему было видение – Бог сообщил, что
он сможет повторить одно из чудес Христа, хождение по воде,
если достаточно сильно в это уверует. В присутствии
многочисленных свидетелей Франк Кабеле вошёл в воду реки Комо,
однако чуда не случилось. Тем не менее, проповедник продолжал
упрямо входить в реку, пока вода не покрыла его с головой.
Франк Кабеле до последнего верил, что Бог ему поможет, но Бог
ему не помог. Когда удивлённые зрители попытались вытащить
его из воды, было уже поздно.
Вера в идею превращает бессмысленную, с точки зрения глупой толпы,
смерть человека в миг его наивысшего торжества. Это победа
человеческого Духа, который способен двигать горы и с помощью
нескольких костяных ножей взрывать упирающиеся в небеса
языческие капища. Я приветствую звёздное мгновение жизни и
смерти истово верующего фанатика, которое самой своей
бессмысленностью полностью отрицает и делает абсолютно ничтожной
нескончаемую череду лет растительного прозябания мелочно-жадных и
суетливых обывателей.
Я мысленно вижу, как Франк Кабеле идёт по воде – если не в этом, то
в лучшем мире. Ведь для истинной веры не может быть ничего
невозможного.
Тоска по реке Ганг
Когда группа бывших узников концлагеря спустя двадцать лет после
войны посетила место своего заключения, многие из них пришли в
сильное волнение и торжествующе рассказывали об ушедших
годах и о том, как они выжили, чтобы всё остальное время уныло
торговать в галантерейной лавке где-нибудь в пригороде Лиона.
Согласно философии экзистенциализма, человек способен осознать смысл
своей жизни, находясь в пограничной ситуации между жизнью и
смертью. Немецкий экзистенциалист Хайдеггер в 30-е годы
поддержал режим Гитлера, а французский экзистенциалист Сартр
участвовал в движении сопротивления и по своим политическим
взглядам был близок к левым. При этом последний весьма
отрицательно рассматривал общество буржуазного благополучия, в
котором по ночам люди спокойно спят в своих буржуазных постелях,
не опасаясь того, что за ними придут, чтобы бросить в
пограничную ситуацию застенка, где они смогли бы, наконец,
отыскать свой жизненный смысл. Однако этого не происходит и сытые
буржуа продолжают мирно спать – и во сне, и наяву.
Об этом говорит Тайлер Дердон – герой романа Паланика «Бойцовский
клуб»: «Мы должны научить людей свободе, поработив их, и
показать им, что такое мужество, испугав их».
Один из персонажей пронзительного автобиографического романа
Габышева «Одлян» рыдает перед выходом на свободу из колонии для
малолетних преступников, в которой его всячески истязали: «За
три года, проведенных в Одляне, Малику порядком отбили
грудянку. И вот теперь ему надо освобождаться, а он не идет. Ему
тяжело покидать Одлян, ему хочется побыть в Одляне ещё с
часок и поплакать. Надо ещё немного побыть здесь – просит душа
Малика, и он остается на площадке второго этажа.
Дежурный помощник начальника колонии приказал активу найти Малика и
послать на вахту. Его же выпускать надо.
Только один Глаз знал, где Малик, но молчал.
Прошло около часа. Кто-то из воспитанников нашел Малика.
– Маликов, ну хватит, пошли,
Малик вытер рукавом слезы и медленно стал спускаться».
Юкио Мисима писал: «Когда-то призраки тюрьмы и смерти бродили рядом
с жизнью. В те времена женщины спокойно мылись в реке,
которая несла трупы. Вот это была жизнь!»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы