Неизвестный театр абсурда (заметки о пьесах А.П. Платонова)
Неизвестный театр абсурда
(заметки о пьесах А.П. Платонова)
Продолжение
5
«Ноев ковчег (Каионово отродье)» – это незаконченная пьеса, над
которой Платонов работал в последний год своей жизни и которая
стоит особняком в его творчестве. Поэтому, ведя разговор о драматургии
Платонова, на этом тексте стоит остановиться отдельно. Любопытно
и то, что по количеству историко-политических и культурных аллюзий
«Ноев ковчег», возможно, превосходит все из написанного им. Эта
пьеса, которой Платонов способен удивить даже специалистов по
его творчеству, является незаслуженно забытым шедевром русского
абсурда. Главной темой здесь становится политический иррационализм,
а если взглянуть на пласт философский, – то речь идет об Апокалипсисе.
Советский критик А. Тарасенков, современник Платонова, оценил
пьесу как «полный распад сознания» _ 1.
Но сам писатель, судя по тексту, умер с убеждением, что на пороге
распада стоит окружающий его мир. Политический иррационализм второй
мировой войны для Платонова (как и для многих западных писателей
– С. Беккета, Л.– Ф. Селина, А. Камю) стал вовсе не торжеством
абсурда, как принято считать с легкой руки либеральной традиции,
а лишь одной из его первых значительных фаз. Абсурдный сюжет пьесы
«Ноев ковчег» при пересказе не покажется замысловатым: у подножья
горы Арарат американская научная экспедиция (одновременно являющаяся
военно-разведывательной) ведет поиски останков Ноева ковчега.
Затем эти останки находят, устраивают по этому поводу торжество
с участием западных политических, религиозных и литературных «звезд»,
в ходе которого забывают о цели празднества и вспомнят о ней,
только когда понадобятся дрова. Однако при этом в ходе торжества
ковчег умудряются украсть и заменить горсткой камней, что замечают
только после попытки стащить и золотую парчу, прикрывавшую ковчег.
Но самое главное – с самого начала известно, что останки ковчега
по просьбе разведки США были сделаны на заказ американской фирмой,
специализирующейся на антикварных подделках.
В пьесе затронуты большинство «злободневных» для послевоенной
эпохи тем: холодная война, создание государства Израиль, экономический
подъем США, атомные взрывы в Японии. «Американская» тема в силу
особенностей сюжета становится одной из главных: «Шеф считает
необходимым восстановить часть огромных расходов Соединенных Штатов,
вложенных в создание системы обороны, путем небольшой оплаты другими
народами тех величайших культурных ценностей, которые дарит им
Америка…» «Америка, подобно Ноеву Ковчегу, должна вторично спасти
человечество от потопа большевизма, уничтожающего радость, удовольствие,
всю светлую, легкую сущность жизни..» «Боже, дай нам их теплые
трупы! Боже, бей их!» «Вот она, Америка! Всюду Америка!» «Одного
у нас не было, одного не хватало: вещи или предмета бога, какого-либо
имущества прямо из библейского хозяйства, из божьего инвентаря…»
«Это сильнее атомной бомбы!» _ 2 Стиль
и сюжетное мышление Платонова снова заставляет здесь провести
параллели с послевоенными романами и сценариями Селина (о которых
Платонов вряд ли мог даже слышать). По степени абсурдности образов
Платонов превосходит Д.И. Хармса, а в гротеске, касающемся темы
разведки за разведкой и всемирного слежения, заходит дальше Е.И.
Замятина и Д. Оруэлла.
Пьеса включает массу великолепных второстепенных деталей, среди
которых, например, «иллюстрации» к афоризму У. Черчилля о том,
что «не существует постоянных врагов и союзников»: сам Черчилль
в пьесе ходит под руку с К. Гамсуном, и нередко к нему подходят
с просьбой: «Обратитесь вы к генералу Сталину… Ведь он вас прекрасно
знает»; большое впечатление производит диалог, пародирующий ситуацию
вокруг создания государства Израиль: «Цадик: Дайте мне пожалуйста,
кусочек ковчега, – нашему государству!.. Ной есть наш родной еврей…
Весь ковчег наш, а я прошу кусочек! Поймите меня – кусочек!..
Шоп: Это ложь и старомодная чепуха! Ной – американец! Экспедиция
Боба Спринглера доказала в тридцать втором году, что Ной был живой
американец… Цадик: Тогда парчу подарите. Парчу с ковчега!..» _ 3
Если снова попытаться рассмотреть воззрения Платонова внутри «левого
дискурса», то можно обнаружить, что этот «левый пессимизм» на
десятилетия опережает теории западных марксистов от Маркузе и
Дебора до Валлерстайна и Негри/Хардта. Поражает, насколько рано
Платонов подсознательно почувствовал не только конвергентность
политических моделей СССР и США, не только политические амбиции
неолибералов («Америка сразу во всех бомбой попала. Вот она –
Америка!»), но и саму сущность «общества спектакля», прологом
к которому здесь становится тезис «Под землей крепость, а на земле
бал-маскарад и касса наша», а эпилогом-эпитафией – «На небе фейерверки,
на земле могилы» <ссылк.сноск href="#1" num="4">.
В рассказе «По небу полуночи» Платонов размышлял о том, как предотвратить
наступление эпохи, когда «бомбы на землю начнут падать столь часто
и постоянно, что люди привыкнут к ним, перестанут их слышать,
и жизнь им снова покажется тихой, а смерть от осколка бомбы обычной
и естественной» _ 5. «Ноев ковчег»
– пьеса о торжестве этой эпохи. В этом смысле пророческий (а вовсе
не «злободневный») смысл «Ноева ковчега» соперничает с одним из
самых жутких и абсурдных рассказов Платонова – «Мусорный ветер»,
превосходящим по глубине анализа сущности фашизма многие послевоенные
исследования.
Поистине селиновский «пир во время чумы» разворачивается в последних
действиях, когда землю затопляет новый Потоп, во время которого
персонажи душат друг друга, совокупляются, пытаются спастись,
а радио передает, что «значительное количество воды, затопляющей
весь мир, обладает щелочными, лечебными свойствами; она может
быть использована для лечения желудочных и нервных заболеваний»
_ 6. Присутствие среди персонажей
пьесы «брата Господня» в свете братоубийственного финала и при
взгляде на подзаголовок «Каиново отродье» становится гениальным
ассоциативным образом.
Еще одна любопытная параллель с Кафкой. В романе «Процесс» есть
следующий эпизод: «…И какие лица окружали его!.. Из-под бород…просвечивали
на воротниках знаки различия разной величины и цвета. И куда не
кинь глазом – у всех были эти знаки. Значит, все эти люди были
заодно, разделение на правых и левых было только кажущимся… –
Вот оно что! – крикнул К. и взметнул руки кверху – внезапное прозрение
требовало широкого жеста. – Значит, все вы чиновники! Теперь я
вижу, все вы та самая продажная свора, против которой я выступал,
вы пробрались сюда разнюхивать, подслушивать, разделились для
видимости на группы…» _ 7 Но приговор
Платонова еще более жесток: «Конгрессмены, нунции, архипастыри,
ученые мошенники, шпионы, политики, и все вы одно и то же – убийцы,
теперь ясно!» _ 8 Абсурдность бытия
носит у Платонова апокалиптичный характер, который обнаруживают
поздние произведения Селина и Беккета. Круг замыкается, и «победивший»
либерализм оказывается родным братом «побежденного» фашизма, и
на него перепроецируются те же качества, в нем обнаруживается
та же «пустая душа в живом, движущемся мертвяке, и этот мертвяк
сначала убивает всех живущих, а потом теряет самого себя, потому
что и он не понимает, что это такое, он пребывает в постоянном
ожесточенном беспокойстве» _ 9. Завершает
же пьесу отчаянный риторический вопрос: «Неужели, чтобы быть человеком,
надо быть убийцей?»
(Окончание следует)
–––––––––––––––––––––––––––––-
1. Цит. по: Платонов А.П. Ноев Ковчег. Драматургия.
М., 2006, с. 459.
2. Платонов А.П. Ноев ковчег (Каиново отродье). //
Ноев Ковчег. Драматургия. М., 2006, с. 380, с. 382, с. 398, с.
383, с. 391, с. 392.
3. Платонов А.П. Ноев ковчег (Каиново отродье). //
Ноев Ковчег. Драматургия. М., 2006, с. 405, с. 396.
4. Платонов А.П. Ноев ковчег (Каиново отродье). //
Ноев Ковчег. Драматургия. М., 2006, с. 402, с. 380, с. 401.
5. Платонов А.П. По небу полуночи. // Собрание сочинений
в 3-х томах. М., 1985, Т. 2, с. 252.
6. Платонов А.П. Ноев ковчег (Каиново отродье). //
Ноев Ковчег. Драматургия. М., 2006, с. 404.
7. Кафка Ф. Процесс. // Cобрание сочинений в 4-х томах.
СПб., 1999, Т. 2, с. 49-50.
8. Платонов А.П. Ноев ковчег (Каиново отродье). //
Ноев Ковчег. Драматургия. М., 2006, с. 414.
9. Платонов А.П. Одухотворенные люди. // Собрание сочинений
в 3-х томах. М., 1985, Т. 3, с. 15.
10. Платонов А.П. Ноев ковчег (Каиново отродье). //
Ноев Ковчег. Драматургия. М., 2006, с. 423.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы