Комментарий |

Современный человек

Начало

Глава 2.Современный человек как индивидуум

1. Человек и общественные структуры.

Современное общественное устройство берёт своё начало в античности,
а именно: фундаментом, исходной точкой развития современного общества
является античный город-государство, полис, объединение свободных
граждан, в личном взаимодействии друг с другом устанавливающих
и контролирующих общественные законы.

Однако уже Платон отмечал, что в полисе может быть только определенное
количество очагов, то есть количество граждан имеет значение,
так как при превышении этого возможного для полиса количества
граждан он теряет свои существенные свойства. Что и произошло
в новое время. Граждане перестали лично и непосредственно участвовать
в формировании общественной жизни, передавая свои права на деятельность
определенным общественным институтам (организациям).

То есть в новое время граждан как свободных агентов общественного
пространства (агоры) сменяют «свободные» (независимые друг от
друга) общественные институты: законодательная, исполнительная
власть, суд.

В новейшее время в связи с колоссальным увеличением количества
людей и усложнением общественных (государственных) систем общественно
формирующая активность граждан сошла практически на нет, а к значимым
«игрокам» социума добавились средства массовой информации, начиная
с прессы и заканчивая интернетом.

Современное общество представляет собой структурированное, фрагментированное,
иерархичное образование, состоящее из многообразия разнородных
элементов, находящихся в сложных, разноуровневых, опосредованных
отношениях. Отдельный человек не имеет никакой возможности принципиально
воздействовать на функционирование и развитие не только общественного
устройства в целом, но и его отдельных структур (институтов).

В новейшее время, то есть сейчас, общественное значение отдельного
индивидуума снизилось до минимальной во всей истории человечества
величины.

В связи с изменившимся соотношением между функционированием общества
и действием отдельного человека индивидуум потерял возможность
непосредственного свободного действия. Общественные институты
разрослись до размеров, в сравнении с которыми индивидуум стал
бесконечно уменьшающейся единицей. Единственной альтернативой
общественному институту становится не воля человека, а другой
институт. Общественное функционирование усложняется: непосредственное
волеизъявление свободных граждан (античность, возрождение) сменяется
выражением воли через общественный институт (новое время), которое,
в свою очередь, сменяется взаимодействием институтов (новейшее
время).

Единое поле взаимодействия свободных превратилось в многоуровневое,
полиструктурное, иерархичное поле, по которому разбросаны неминуемо
разрозненные действия несоизмеримо большего количества людей.

Таким образом, современный человек практически только «наблюдает»
за тем, что происходит в обществе: принимаются законы, формируются
правительства, , выдвигаются кандидаты и пр., но никак не влияет
на происходящее. Как герой Кафки, он не может отследить те механизмы,
которые работают в обществе, не может их понять; жизнь общества
для него – полностью закрытый процесс, вещь в себе и для себя.
Современный человек дезориентирован, не имеет критериев, точек
отсчета, исходящих из понимания природы происходящего, поэтому
в этом отношении его основное состояние – страх быть исключенным
из общества, оказаться на обочине из-за неадекватного поведения.

Основной задачей человека становится не развитие себя как осознающего,
а адаптация, «возвращение» в общество, но не на основе свободного
волеизъявления, ежедневного осознанного воссоздания и поддерживания
общественных законов, как в античном полисе, а на основе улавливания
и воспроизводства определенных матриц поведения, являющихся «правильными»,
соответствующими скрытым и по большей части не декларируемым законам
общественной жизни.

По преимуществу это матрицы выживания в данной общественной среде,
матрицы «лояльности», приспособления. То есть целостное развитие
человека в общественной жизни возможно только в условиях осознанного,
контролируемого взаимодействия его с обществом и другими людьми,
тогда, когда законы действия человека являются одновременно декларируемыми
в этом обществе, конституционными законами.

Однако в современном обществе (в большинстве ведущих мировых государств)
конституционные законы общественной жизни не совпадают с теми,
которые действительно определяют общественную жизнь. Соответственно,
человек вынуждается самой общественной ситуацией к адаптации,
приспособлению качеств своей личности к наличным условиям, к выделению
одних качеств и способностей за счет других, то есть развитие
человека как общественного существа носит фрагментированный, нецелостный
характер. Характер этой фрагментации зависит от особенностей общественного
устройства конкретного государства, но её суть заключается в «естественном»
общественном отборе: наиболее подходящими обществу становятся
не целостно развитые личности, а «люди выживания», люди, которые
принимают наличное общество как таковое, не соотнося его с матрицами
осознания, люди, которые в силу этого действуют на минимуме осознания.

Более того, осознание становится в такой ситуации препятствием
к успешной адаптации, а осознающая личность – «нежелательным»,
так как несёт в себе осознание другой общественной жизни.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка