Русская философия. Совершенное мышление 37
Современная цивилизация: если не юная, то, скорее всего,
повзрослевшая, будет характеризоваться тем, что мышление – как форма
жизни – станет способностью каждого, то есть такой же
обиходной и необходимой, как дыхание, движение, речь, память,
восприятие и пр.; причём именно способностью каждого, а не
избранных, особых.
Пока же мышление как форма жизни находится на стадии формирования и
освоения: в западном модусе современной цивилизации
развивается предметность мышления, в восточном – его
бессубъектность, в русском – его намерение.
Запад не может в своём стремлении освоения предметности выйти за её
пределы, так как их (пределов предметности) нет, ни в
размерности человека, ни в размерностях микро– и макромира.
Восток не может не стремиться аннигилировать мышление как один из
элементов, порождающих карму, пусть даже и «хорошую»; то есть
восток если и развивает мышление, то только для того, чтобы
более эффективно его уничтожить.
Так что, как бы странно это ни звучало, ответственным за
формирование и сохранение мышления как целостности, то есть как формы
жизни, является русский модус современной цивилизации.
Нельзя, конечно, понимать это буквально, а именно так, что мыслят и
будут мыслить только русские, – совсем нет, это означает,
что, во-первых, мыслят все, кто мыслит, всё равно – на
востоке, западе или в россии, и, во-вторых, русские в строгом
соответствии со своим типом «ответственны» за реализацию
направленности и удерживания внимания на до-бессубъектно-предметном
аспекте мышления – намерении.
Русские делали это со времени распада магической и формирования
современной цивилизации, русские вообще – преемники, наследники
намерения.
И, следовательно, преемники особой технологии, которую я раньше
назвал «живым сном». Надеюсь, вы понимаете, что каждый модус
имеет своё собственной оружие: запад – технос (предметности),
восток – йогу, россия – «живой сон», «дремоту».
Вот об этой технологии русских и поговорим; начну я с обучения (в
смысле – моего обучения у) этой технологии у русских поэтов не
потому, конечно, что они хорошо понимали особенность
россии, но прежде всего потому, что поэты хорошо чувствуют язык и,
следовательно, то, что в нём уже и – самое главное – давно!
– упаковано:
«Верь, друг мой, сказкам: я привык Вникать В чудесный их язык И постигать В отрывках слов Туманный ход Иных миров…»;
начнём с Блока (просто потому, что он оказался под рукой).
Чем больше я читаю Блока, тем яснее чувствую, как моё внимание всё
дальше и дальше отвращается от существования как «чужой
земли», где «день проходит как всегда: в сумасшествии тихом», где
«над мировою чепухою, над всем, чему нельзя помочь»
стелется «серый и гнилой гуманистический туман», в котором «увяла
плоть и дух погас»:
«Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет, Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь – начнёшь опять сначала, И повторится всё как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.»
Если западный человек видит в предметности своего существования
определённость, которая является его ориентиром и в соответствии
с которой он «узнаёт» себя, можно даже усилить: в
соответствии с которой он только и узнаёт себя; если восточный
человек посредством йоги «строит» такую предметность, которая
может понести достигнутую бессубъектность, то русский в
предметности уже ничего не может увидеть, так как
«Всё призрак здесь… Что б ни было, всю ложь, всю мудрость века, Душа забудь, оставь… Снам бытия ты предпочла от века Несбыточную явь… Чтобы сквозь сны бытийственных мечтаний, Сбивающих с пути, Со знаньем несказанных очертаний, Как с факелом, пройти.»
Для русского поэта предметность – призрак, неважно – ложь или
мудрость века, этот сон бытия, управляемый «страхом могилы,
беспокойством мертвеца».
Для русского задача уже решена – «все умрут», поэтому он отвращается
от мировой чепухи и всего того, чему нельзя помочь.
И обращается к «несбыточной яви», то есть к тому, что явно, но
несбыточно, как «абсолютное движение» Ньютона, как «равная самой
себе» прямая Евклида, к тому, что можно знать, но о чём
нельзя сказать, потому что сказанное уже относится к
существованию.
Друзья, напоминаю, я не анализирую Блока, ни его поэзию, ни его
личность, я учусь его вниманию к языку, которое показывает мне,
что в нём (в русском языке, конечно) спрятано как
отложившееся, но «несказанное», как – на моём языке – намерение.
Кто хочет понимать и чувствовать русское, тому придётся всегда иметь
дело именно со «знанием несказанных очертаний»; поэтому не
судите меня как критика, но вполне можете как того, кто
рассматривает русское, освещаемое факелом «древней воли»,
которая татарской стрелой пронзила и мою грудь тоже.
Продолжим. Почему сказанное не для русских? Послушаем Блока:
«Жду… доселе не слышанный звон. Вот он – возник. И с холодным вниманием Жду, чтобы понять, закрепить и убить. И перед зорким моим ожиданием Тянет он еле приметную нить. Длятся часы, мировое несущие. Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого нет. И, наконец, у предела зачатия Новой души, неизведанных сил, - Душу сражает, как громом проклятие: Творческий разум осилил – убил.»
Мы помним, что для западного человека «наука жить счастливо – жить
настоящим» (Пифагор), то есть как раз понимание и закрепление
«мирового» события, которое смог осилить творческий разум и
этим сделать его «настоящим», содержанием настоящего –
здесь и сейчас.
Но русское «здесь и сейчас» совсем не таково, оно – «у предела
зачатия», или в другом месте у Блока – «предел наш – синяя
лазурь»; то есть у русского вообще нет ни прошлого, ни настоящего,
ни будущего – намерение всегда перебрасывает мост от
прошлого в грядущее без настоящего, тогда как предметность именно
настоящим соединяет прошлое с будущим.
В этом смысле «нет пророка в своём отечестве» и «негде главу
приклонить»: земной успех, достижение, освоение, осиление и пр. для
русского является проклятием, убийством, а именно:
убийством «несбыточной яви».
Если на западе вдохновение не продано, то оно становится просто
рукописью, если рукопись продана – она становится вдохновением.
Наше же вдохновение – в печи.
Посмотрите, западный адам даёт имена всему и этим даёт этому всему
завершённость, русский адам не таков:
«Ведь я – сочинитель, Человек, называющий всё по имени, Отнимающий аромат у живого цветка.»
Если русский что-то называет, то называемое возвращается в своё
«прошлое», в своё формирование, где теряет себя, как цветок –
свой аромат. Такая «поэзия» – по мне!
Так у Хармса
:
«Я поднял тетрадь, открыл её И прочитал семнадцать слов, Сочинённых мною накануне, - Моментально голуби улетели, Лисица сделалась маленьким спичечным коробком. А мне было чрезвычайно весело.»
Русское предметное всегда «возвращается» в намерение, где только и
живёт, стоит ему оттуда выйти, как оно мертвеет, поэтому
русский может видеть только «мёртвые души», людей без душ, как
цветы – без аромата; любая попытка увидеть перед собой «живую
душу» невозможна, так как намерение не позволяет этого; для
западного человека всё наоборот – то, что можно увидеть, и
будет тем самым живым.
Однако неспособность видеть живых не означает отсутствие намерения
живого, как раз наоборот: именно удерживание намерения
единства живого не позволяет полагать его в существование как
существующее живое, а заставляет заранее, до всякого восприятия
«видеть» всё живым, а отдельное, отделяющееся воспринимать
мёртвым.
Что же такое намерение, или, точнее, поскольку сказать о нём «что»
не совсем корректно, как оно возможно?
Послушаем Блока, как намерение становилось возможным для него:
«Сердца поэтов чутко внемлют, В их беспокойстве – воли дремлют»… «Без слова мысль, волненье без названья, Какой ты шлёшь мне знак, Вдруг взгромоздив мгновенной молньей знанья Глухой декабрьский мрак?»… «Уютны мне чёрные сны, В них память свежеет моя сонноокая»… «Молчаливые мне понятны И люблю обращённых в слух»… «Буду слушать голос Руси пьяной»… «Дни и ночи я безволен, Жду чудес, дремлю без сна»… «Люблю тебя, Ангел-хранитель во мгле. Во мгле, что со мною всегда на земле» … и т.д.
Здесь мне приходит в голову, что русское вообще не ориентировано на
результат, и особенно – на предметный результат, русское
ориентировано на внимание в буквальном смысле: внимание, слух,
дление, ожидание; то есть «результатом» для русского
является именно сохранение этого внимания, а не стихи, или роман,
или капитал и пр.
Русский поэт не ориентирован на написание стихов, более того, не
ориентирован он и на просветление:
«Но страннику, кто снежной ночью полон, Кто загляделся в тьму, Приснится, что не в вечный свет вошёл он, А луч сошел к нему».
Почему Блок «не снимет ночного плаща»? потому, что «зачатый в ночь,
я (то есть он) в ночь рождён».
Но не только ночь (тьма), ещё и сон (дремота), в котором он видит россию такой:
«Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь, Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь, Русь.»
То есть не столько поэт дремлет и видит россию, сколько сама россия
дремлет, почиет, поэтому соединиться с ней, то есть стать
русским, можно только в дремоте, живом сне; дремлющая русь
«укачивает живую душу на своих просторах», и просторы эти –
просторы синей лазури, объятые тьмой.
«Всё говорит о беспредельном, Всё хочет нам помочь, Как этот мир, лететь, бесцельно В сияющую ночь.»
Вопреки древней книге, тьма, ночь поглощает всё, даже свет,
становясь сиянием тьмы, свечением ночи, беспредельностью.
Насколько же древнее это переживание, чем все те, какие я знаю и
какие описывают нам философы!
И русские тянут, длят, сохраняют его, потому что их муза
«…не выносит Мечей, пронзающих врага. Она косою мирной косит Головку сонного цветка».
Здесь можно добавить, что большинство путешественников, побывавших в
россии и описавших свои впечатления, отмечают как основную
особенность русских – их любовь ко сну (в буквальном
смысле).
Что ещё «познал в дремоте» о россии Блок? –
«Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сёл».
И это очень древнее и очень русское (не забывайте – типологически)
переживание – «водить хороводы под заревом горящих сёл»; я
имею в виду так часто упоминаемое мною принципиально
непредметное прошлое человечества, а именно: в магической цивилизации
обязательным действием воспроизводства культуры как
единства рода является избавление от всего, что нарушает это
единство.
Поэтому сжигание сёл (домов, имущества и прочее из того, что для
современной науки о человеке является основным показателем его
развития) – необходимое условие сохранения рода, его
периодического очищения от всё время нарастающего отделения от него
его элементов.
О двойственности русской культуры:
«И двойственно нам приказанье судьбы: Мы вольные души! Мы злые рабы!»
О народе:
«Народ – венец земного цвета, Краса и гордость всем цветам: Не миновать господня лета Благоприятного – и нам!»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы