Русская философия. Совершенное мышление 40
Друзья, несмотря на то, что мышление пока ещё достаточно редко, это
совершенно не означает, что оно представляет собой нечто
настолько особенное, фантастическое, что резко выделяется на
фоне нашей обыденной жизни, совсем нет, скорее даже наоборот,
чем фантастичнее нечто, тем дальше оно от мышления.
Мышление – не чудесное озарение, снисхождение духа и пр., оно
одновременно и сложно, и просто: его сложность заключается в том,
что для освоения его необходимо быть простым, как говорят на
западе, или пустым, как говорят на востоке, то есть
мышление ничего не вы-думывает, не во-ображает, не пред-полагает и
т.д.; Ньютон говорил: «я гипотез не измышляю».
Простота же мышления заключается в том, что оно… работает само,
случается само; в сотый раз повторяю – как движение руки не
строится человеком, а только человеком намеревается – и рука
двигается, точно так же и мышление происходит само, если
человеку удалось его намереваться и тем самым, следовательно,
удалось помыслить.
Можно ли представить, придумать, вообразить и пр. «фундаментальный
дефект восприятия», «волшебную точку нетождества»,
«энергоинформационный гнозис Абсолютного Иного» и многое тому
подобное? – раз плюнуть; можно ли это помыслить? – никак; это вполне
годится для создания секты, книги или сценария фильма, даже
для диссертации, но совершенно не годится для мышления.
Потому что мышление – эволюционная форма жизни, как дыхание или
пищеварение; это игра вселенной, а не человека.
Вы же не удивляетесь тому, что двигаетесь, говорите, помните; почему
же мышление должно быть чем-то отличным?
Не удерживая такое понимание, теряешь ориентир, который позволяет
тебе, как минимум, не попадать под влияние чужих инсталляций,
каковой, например, является представление о каком-либо
дефекте человека – дефекте восприятия, или дефекте,
унаследованном от адама и пр.
Человек – последний на сегодняшний день вид эволюции известной нам
вселенной, в этом отношении он также дефектен, как солнечная
система, туманность Андромеды, планета земля, мировой океан,
горы Тибета, черви, тополя, крокодилы и пр., то есть –
никак не дефектен.
Человек как вид когда-то появился и возможно когда-то исчезнет, но
это совершенно не означает, что он дефектен. Так восприятие –
один из самых сложных процессов во вселенной, процесс,
соединяющий в себе миллионы и миллионы одновременно
скоординированных разнородных элементов; при этом восприятие как форма
жизни практически непрерывно реализовывалось и реализуется в
повседневном существовании миллионы лет триллионами существ.
Подтверждение этому – повседневный опыт каждого из нас, в случае
дефекта восприятия я не смог бы встать с постели, одеться,
умыться и пр., об этом «позаботились» миллионы лет эволюции этих
форм жизни – восприятия, движения, дыхания, речи и пр.
И, заметьте, для понимания этого совершенно не нужно никакого
мышления, для этого вполне достаточно здравого смысла, то есть
простого жизненного опыта.
Мышление необходимо только тогда, когда требуется выйти за пределы
своего жизненного опыта, например, за пределы возможностей
восприятия.
Но тут, у этого выхода, на границе нашего жизненного опыта и наших
реализованных и, следовательно, «недефектных» способностей,
нас поджидает толпа разнообразных «человеколюбцев» (семья,
школа, церковь, партия, философия и пр.), каждый из которых
предлагает или навязывает нам свой сценарий вывода нас за эти
границы, то есть «спасения».
При этом главное, на что они опираются, – это наш естественный
страх, появляющийся на границе нашего опыта; как хорошие
психологи, первое, что они делают – это усиливают наш страх
напоминанием о том, что мы обязательно будем болеть, страдать и,
наконец, как самый сильный аргумент – умирать.
Следующий шаг так же прост, как эффективен – теперь необходимо
опрокинуть страх преодоления данной жизненной границы,
преувеличенный до страха смерти, на ВСЮ нашу жизнь; таким образом у
нас выбивается из-под ног наша единственная опора – наш
жизненный опыт.
Кроме собственного жизненного опыта у нас ничего больше нет, поэтому
для каждого человека очень важно удерживать его как основу
всех своих поступков и всё время помнить, что «каждое
ощущение возникает и существует по истине» прежде всего потому,
что каждое ощущение – это реализация миллионов лет эволюции, а
не конвульсии дефектного существа.
Поэтому Демокрита человеколюбцы сжигают, и в буквальном смысле тоже,
поскольку не сохранилась ни одна из его многочисленных
книг, а Платона делают иконой, поскольку он переносит опору
человеческого существования из чувственного опыта – за его
пределы, то есть туда, где обычный человеческий опыт уже не
работает.
Но о том, что он и не должен там работать! нам, конечно, напоминать
не будут, наоборот, нашу неопытность за пределами жизненного
опыта перенесут на весь наш опыт именно для того, чтобы
НАПОЛНИТЬ нас чувством страха, заполнить весь наш жизненный
опыт чувством страха и тем самым дискредитировать его в наших
же глазах.
Если это удаётся, то можно брать нас тёпленькими и делать с нами
всё, что хочется; и первое в этом – инсталляция в нас
представления о нашей «фундаментальной» дефектности: церковь говорит
нам о изначальной греховности, кто-то – о «дефекте
восприятия» и т.д.
Время от времени я возвращаюсь к тому, каким именно образом нами
манипулируют – церковь, государство, философия и пр. Здесь мне
открылся ещё один приём этого манипулирования – то, что
манипуляторы делают, они называют мышлением, разумом, сознанием,
хотя никакого отношения к мышлению эти манипуляции не
имеют.
То есть опираясь на тревогу человека, пытающегося преодолеть
очередной вызов жизни, они инсталлируют ему тревогу за свою жизнь
вообще и тем самым заставляют человека сомневаться во всём
себе; как философы любят говорить об универсальном сомнении!
дефекте восприятия! пустоте существования!
Точно так же, как нам тысячи лет твердят о нашей порочности,
тленности, греховности человеколюбцы в облачении.
Точно так же, как те же тысячи лет нам твердят о том, что мы должны
быть гражданами, сознательно подчиняющимся законам, людьми,
«правильно» мыслящими, и пр.
То есть нам не стоит поддаваться на то, чтобы считать мышлением
подаваемое нам как мышление, каждый раз хватая за руку
очередного манипулятора именно в тот момент, когда он использует нашу
неуверенность, сомнение или страх.
Когда кто-то говорит нам – «настоящая жизнь ещё не началась» – это
означает, что начинается манипуляция, результатом которой
будет:
- во-первых, дискредитация всего нашего жизненного опыта как ненастоящего, ложного и пр.;
- во-вторых, указание на то, что только N или NN обладают знанием настоящей жизни;
- в-третьих, предоставление нам комплекса услуг, набора средств, посредством которых мы должны начать исправлять свою жизнь, переделывать её в настоящую;
- в-четвёртых, постоянное напоминание нам о том, что, хотя мы и встали на путь исправления, но в силу нашей испорченности и неискренности, по-настоящему мы ещё не живём, и т.д., и т.д.
Я обещал рассмотреть подмену мышления на двух примерах, обратимся ко
второму, а именно – к «Снам воинов пустоты».
Для начала уберём всё, что не имеет прямого отношения к тому, что
хочет сказать автор, а именно всю эту разношерстную армию
цитат, имён, терминов, их интерпретаций и пр., так как, начиная
с Нагарджуны и заканчивая Пелевиным, нельзя провести – одно
понимание «пустоты», иначе этот термин действительно пуст,
то есть ничего не значит кроме того, как употребляется в
языке.
Или можно сказать так: во всём процитированном и упоминаемом виден
только сам автор, так что тем более стоит послушать именно
его самого; на оставшейся дюжине абзацев находим следующее:
«Движущей силой любой честной философской системы являются идеи,
возникающие из душевной тревоги, вызванной злом, которое
безраздельно господствует в мире. Обычно тотальную
несправедливость очень ярко ощущают подростки. С годами восприятие
притупляется и люди привыкают к окружающему злу: мир воспринимается
как данность, а свои представления о нём – как житейская
мудрость, поскольку «так легче жить». Но это мыслетрусие и
самообман: дети более мудры по сравнению со взрослыми.»
Очень похоже на предыдущего дефектолога человечества: наш автор
застрял в подростковом возрасте, который в наибольшей степени
характеризуется переходом от подросткового «меня никто не
любит» к взрослому «как есть» и «я сам».
Всё остальное проще пареной репы:
«Так же, как врач прописывает лекарства больному, чтобы прервать его
галлюцинации, так и философия …»
Взрослые люди, или по автору – «банальные люди», больны, непрерывно
галлюцинируют и нуждаются поэтому во враче с лекарствами,
но, так как они глупы, трусливы и склонны к самообману, то
лучше всего их понимает неповзрослевший и поэтому мудрый
ребёнок, для которого самым принципиальным решением проблемы
«неудобного» мира является – плотно закрыть глаза, плотно прижать
к ним ладони и… непрерывно галлюцинировать!
Продолжим рецепт доктора: «…так и философия несуществования
утверждает, что ничего нет.»
Вот, собственно, и всё, что может сказать нам автор; нужно ли для
этого мышление? – нет; вы решили заменить термин
«существование», который – теперь понятно почему – вам ненавистен, на
более подходящий термин – теперь мы знаем почему – «пустоту»,
остальное дело техники – вместо первого термина ставьте
второй, или там, где встречаете термины «бытиё, красота, истина»
ставьте «пустота», а где встречаете «пустота» ставьте
«абсолютная пустота», или к любому термину добавляйте «пустотный»,
например, не размышление, а «пустотное размышление», не
абсолют, а «пустотный абсолют» – и концепция у вас в кармане.
Впрочем, тут я замечаю ещё кое-что личное и поэтому более
интересное, чем бесконечные ссылки на всех подряд:
«Восстание воина пустоты против банальности иллюзии мира есть,
прежде всего восстание против желания жить в роде и продолжать
род.»
Как это по-детски мудро, по подростковому принципиально: восстать
против этого мерзкого, грязного занятия взрослых, когда они,
трусливо спрятавшись от всех, тесно прижавшись друг к другу,
нелепо ворочаются, тяжело дышат, потеют, краснеют, стонут с
налитыми кровью глазами, пахнут как животные, содрогаются в
отвратительных конвульсиях, – как тут воину пустоты не
захотеть «научиться не видеть мир», эту «злокачественную опухоль
мироздания», как не выбрать «мир несуществования для того,
чтобы следовать замыслу: быть пустотой, любить пустоту,
сохранять верность пустоте» и принять клятву – никогда в жизни не
«продолжать род».
Можно заглянуть и подальше, вглубь времён философии несуществования,
когда мудрый младенец ещё был совершенно незапятнан
невежеством взрослых: «банальным людям свойственна иллюзия
настоящего, невежество – это незнание того, что всё в отдельном и в
целом несуществует», и поэтому какал и писал в пустоту
несуществования, совершенно естественно испытывая при этом
«завораживающий прямой контакт с абсолютом».
Как-то в монгольской степи на небольшом холме я увидел двух
аксакалов, которые сидели на корточках лицом друг к другу и мирно
беседовали, в то время как их лошадки паслись у подножия
холма.
Один из них сказал другому:
«Пустота – это обладающая самосуществованием субстанция», после чего
встал, оставив на земле маленький холмик парящей
субстанции, посмотрел на него и продолжил:
«Кто я? Я есть самовосприятие пустоты».
Второй проделал то же самое, и, разглядывая свой холмик, справедливо заметил:
«Лев прыгнул».
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы