Актуальная литература
теряется в пении сладкоголосых призраков и страшных пугал далёкого и недавнего прошлого и - того бесполезнее и глупее - в пустых и напыщенных выдумках.
глубоко и художественно показал бы даже не конфликт, а - напротив - почти полное отсутствие пересечения между результатом современного литературного процесса и его широким социальным контекстом.
Но эта тема вполне себе внутрицеховая, а хороший писатель ценен именно тем, что способен остановить и разъять на сочлененья не только собственное мгновение, но и мгновение, кажущееся на первый взгляд совершенно чуждым и непонятным. Писатель ценен способностью проникать, понимать, анализировать, видеть.
Достаточно важной и достойной художественного литературного анализа мне, например, видится проблема самоотождествления личности с традиционной группой в условиях падения традиций, в нетрадиционалистском окружении. Я имею в виду не показной надуманный традиционализм "традиционалистов", а проблему сосуществования при практической прозрачности границ, в условиях всепроникающих глобальных инфраструктур, людей, чьё сознание по-настоящему жёстко заключено в рамки принадлежности к роду, большой семье, народности, конфессии, и людей более или менее эмансипированных, "без царя в голове". И хорошо бы написать об этом не с позиции одной из сторон, не нарисовать "перековку" одного в другое или преимущества одного перед другим, а постараться именно проанализировать ситуацию, показать конфликт взаимодействия при наличии у сторон непересекающихся множеств понятий и представлений. Это более общая формулировка привычных "отцы и дети", "межкультурная коммуникация" и т.п. Об этом пишут много и вполне регулярно, но тема актуальна и останется актуальной ещё долго. Был бы язык.
Хорошо бы художественно описать принципиальную недемократичность демократических институтов, т.е. просто взять пресловутый парадокс нетранзитивности Кондорсе и построить на нём захватывающий сюжет. И пусть главный герой вдруг поймёт суть этого парадокса и будет поражён, и задумается. И сделать это надо так, чтобы типичный наивный читатель, отождествляющий себя с главным героем, тоже понял это, прочувствовал и задумался.
Утопии и антиутопии как ролевые игры по мотивам идеальных экономических и социологических моделей. Берёшь разработку какого-нибудь экономиста-теоретика, подставляешь вместо переменных характеры и смотришь, что получится.
Нарушение экосистемы человеческих практик и дискурсов. Полностью исчезают желающие заниматься каким-либо важным типом деятельности (традиция более никого ни к чему не обязывает; государство лажанулось с системой мотиваций). Автоматизировать эту область невозможно или сильно не успели. Следствие - угроза глобального кризиса, гуманитарной или техногенной катастрофы, вынужденное изменение привычек каждого человека и всей цивилизации.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы