Комментарий | 0

Два взгляда на один мотив в стихотворениях А.Вознесенского «Не исчезай на тысячу лет» и Е.Евтушенко «Не исчезай»

 
 
Андрей Вознесенский
 
 
 
***
 
Не исчезай на тысячу лет,
не исчезай на какие-то полчаса...
Вернешься Ты через тысячу лет,
но все горит
Твоя свеча.

Не исчезай из жизни моей,
не исчезай сгоряча или невзначай.
Исчезнут все.
Только Ты не из их числа.
Будь из всех исключением,
не исчезай.

В нас вовек
не исчезнет наш звездный час,
самолет,
где летим мы с тобой вдвоем,
мы летим, мы летим...
мы все летим,
пристегнувшись одним ремнем,−
вне времен, —
дремлешь Ты на плече моем,
и, как огонь,
чуть просвечивает  ладонь Твоя.
Твоя ладонь…

Не исчезай
из жизни моей.
Не исчезай невзначай или сгоряча.
Есть тысячи ламп.
И в каждой есть тысячи свеч,
но мне нужна
Твоя свеча.
Не исчезай в нас, Чистота,
не исчезай, даже если подступит край.
Ведь все равно, даже если исчезну сам,
я исчезнуть Тебе не дам.
 
Не исчезай.

 

А.Вознесенский,1975(*1)

 

 

Евгений Евтушенко

 

 

Не исчезай

Не исчезай…Исчезнув из меня,
развоплотясь, ты из себя исчезнешь,
себе самой навеки изменя,
и это будет низшая нечестность.

Не исчезай…Исчезнуть — так легко.
Воскреснуть друг для друга невозможно.
Смерть втягивает слишком глубоко.
Стать мертвым хоть на миг — неосторожно.

Не исчезай…Забудь про третью тень.
В любви есть только двое. Третьих нету.
Чисты мы будем оба в Судный день,
когда нас трубы призовут к ответу.

Не исчезай…Мы искупили грех.
Мы оба неподсудны, невозбранны.
Достойны мы с тобой прощенья тех,
кому невольно причинили раны.

Не исчезай. Исчезнуть можно вмиг,
но как нам после встретиться в столетьях?
Возможен ли на свете твой двойник
и мой двойник? Лишь только в наших детях.

Не исчезай. Дай мне свою ладонь.
На ней написан я — я в это верю.
Тем и страшна последняя любовь,
что это не любовь, а страх потери.

Е.Евтушенко,1977(*2)

 

Перед нами стихотворения известных поэтов-современников А.Вознесенского и Е.Евтушенко, написанныe в одно пятилетие семидесятых годов прошлого века и звучащиe как мольба: «Не исчезай!» Интересно посмотреть, как лирика по-разному раскрывает нам каждого из авторов. Каковы особенности лирических героев поэтов? В чем своеобразие отношений героев с теми, к кому обращена их мольба. «Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он  дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить»,− тонко заметил один из властителей дум 60-ых годов  Б.Ш.Окуджава(*3).Цель исследования − увидеть самобытную «систему дыхания», письма Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко в схожих по тематике стихотворениях.

Стихотворение А.Вознесенского закольцовано призывом: «Не исчезай». Этот глагол в повелительном наклонении повторяется поэтом десять раз, что позволяет передать интенсивность моления лирического героя. Инверсия акцентирует наше внимание на этом призыве, обращённом на первый взгляд к лирической героине: «Не исчезай на тысячу лет…» «Исчезнуть» − слово многозначное. Перестать существовать; пропасть; стать невидимым, незаметным, скрыться; перестать появляться где-либо в течение длительного времени, потеряться. «Не исчезай» выделено и анафорой. Контекстные антонимы позволяют рассмотреть временные границы возможного исчезновения: «на тысячу лет – на какие-то полчаса». Не важно, как долго продлится расставание с любимой, − последствия одинаково разрушительны. Очевидна реминисценция на «Балладу о прокуренном вагоне» А.Кочеткова: «С любимыми не расставайтесь! И каждый раз навек прощайтесь, Когда уходите на миг!»(*4).Объединяют все три текста (А.Кочеткова −А.Вознесенского и Е.Евтушенко) не только эта общая мысль, но и смысловые глаголы в повелительном наклонении. У А.Кочеткова «с любимыми не расставайтесь!» −призыв, несущий обобщённый смысл, обращённый ко всем. У Вознесенского и Евтушенко: «Не исчезай»− личная просьба-мольба.

Никто не знает, как долго продлится разлука и чем кончится. Человек предполагает, Бог располагает. Вера в новую встречу есть в обоих текстах. А.Кочетков: «За расставаньем будет встреча, Вернёмся оба – я и ты».(*4).А. Вознесенский: «Вернёшься Ты через тысячу лет…» Неожиданным оказывается употребление Вознесенским местоимения «Ты» с прописной буквы. Мы понимаем, что «…замена одной местоименной формы на другую − это не просто грамматическая перестановка; это знак демонстрации перемены в социальном статусе собеседников, в их эмоциональном и психологическом взаимодействии». (*5) С одной стороны, «ты» позволяет передать сердечность и теплоту отношения, близость к героине. (Вспомним:«Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила») (*6). С другой, «Ты» переводит лирическую героиню из любимой в статус почти божества или, как минимум, существа, связанного с Богом, некоего проводника.
А.Вознесенский обращает внимание на цикличность возвращения любимой: «не исчезай  на тысячу лет− вернёшься через тысячу лет». Интересно, что у А.Кочеткова возвращение − обоюдный процесс: «Вернёмся оба −я и ты». У А.Вознесенского герой оказывается той «точкой», к которой вернётся героиня. По Вознесенскому, отношения с любимой подвержены цикличности, выходящей за границы человеческой жизни: «вернёшься Ты через тысячу лет, но всё горит Твоя свеча». Повтор «тысяча(лет)»− знак множественности(*7). Свеча – символ света во тьме жизни, её зыбкости и неверности, мимолётности; озарения,  живительной силы. (*7). Свечу зажигают в храме и для «укрепления» жизни дорогого человека, и в память о душе умершего. Таким образом, перед нами амбивалентный образ, объединяющий жизнь и смерть, стирающий границу между ними. Свеча связана с душой человека. «Твоя свеча» −символ жизни лирической героини, её единственности и уникальности. Некий ориентир, «маяк» для героя, знак духовного горения.

Вторая строфа также начинается с призыва: «Не исчезай из жизни моей». Эпитеты «не исчезай сгоряча или невзначай» отражают индивидуальные особенности лирической героини. Её вспыльчивость, непредсказуемость и импульсивность могли стать причиной расставания. Корень «гор» связан с горением («горит»−1 строфа; «сгоряча» −2), активностью героини. «Сгоряча» − в порыве горячности или вспыльчивости. Хотя второй эпитет «невзначай», то есть ненароком, случайно, вводит ещё одну возможную причину для расставания: случай − синоним Бога. Не всё зависит от желаний героини. Рано или поздно «исчезнут все», действие глагола направлено в будущее. Мы осознаём неизбежность этого земного закона. Но для лирического героя он не распространяется на любимую: «только Ты не  из их числа, Будь из всех исключением – не исчезай!» Любимая вне чисел, вне множественности, вне правил − нечто уникальное и единственное, поэтому может нарушить этот всеобщий закон. Вторая строфа также закольцована призывом: «не исчезай!».

Начало третьей строфы: «В нас вовек не исчезнет наш звёздный час» вводит общее для героев пространство − «в нас», «наш». «Вовек не исчезнет», то есть никогда. «Наш звёздный час»− вершина, расцвет, переломный, решающий момент, также объединяет лирических героев. «Самолёт, где летим мы с тобой вдвоём». Самолёты населяют небо сегодня так же, как по нему летают птицы. Птица – символ свободы, духовных исканий. С крыльями связана идея взлёта, восхождения на высшие уровни бытия. Полёт означает освобождение души от материальных пут. Мотив полёта подчёркнут и лексическим повтором: «мы летим». Самолёт – это пространство двоих, составивших единство. Но продолжение «мы все летим, пристегнувшись одним ремнём» расширяет образ. Самолёт, подобно кораблю, оторван от земли, но висит в воздухе. Таким «самолётом», кораблём оказывается и планета Земля, вращающаяся в космосе, и все земляне к ней «пристёгнуты одним ремнём, вне времён». Сколько суждено Земле вращаться во вселенной, столько и землянам жить на ней. От истории  двоих любящих поэт переходит к судьбе человечества и взаимосвязи всех со всеми...Но вернёмся к «возлюбленной паре! Мы забыли, бранясь и пируя, Для чего мы на землю попали Аллилуйя любви!» (*8).Герои помнят о высшем предназначении жизни на земле. Это полёт возлюбленных в вечности. Вместе они способны пребывать в этом высоком пространстве: «самолёт, где летим мы с тобой вдвоём…вне времён». Этот же мотив повторяется и в поэме А.Вознесенского «Юнона и Авось»: «Две души, несущихся в пространстве, Полтораста одиноких лет…»(*8).

Мотив оторванности от земли присутствует и в «Балладе …» А.Кочеткова. Интересно, что разъединённость с землёй у обоих авторов связана с пространством цивилизации: самолёт и поезд. Герой А.Кочеткова одинок: «трясясь в прокуренном вагоне, он стал бездомным и смиренным». Вместо полёта – одиночество, бесприютность и адское, «прокуренное пространство», лишённое воздуха и света. Именно в таком пространстве и происходит трагедия: «Когда состав на скользком склоне Вдруг изогнулся страшным креном …от рельс колёса оторвал». Выразительные эпитеты вводят мотив нарушения, греха − «скользкий», «страшный». «Склон» объединяет значения конца (на склоне лет) и наклонного участка поверхности Земли (покатился по наклонной). Возникает ощущение бессилия и невозможности удержаться от падения: движение по наклонной, то есть вниз (мотив падения не только физического, но и нравственного). «Страшный крен» не оставляет никакой надежды на спасение людей. Крен – это и наклон набок (скособочился, потерял равновесие, сильно накренился, искривился) и одностороннее изменение в направлении движения (перен.). Глагол «изогнулся» также поддерживает мотив потери гармонии, искажения. Если любящие у А.Вознесенского вместе и объединены высоким полётом, то у А.Кочеткова одинокий герой попадает во власть «нечеловеческой силы», которая «в одной давильне всех калеча,…земное сбросила с земли». Природа этой «нечеловеческой силы» очевидна. Герои А.Вознесенского обретают высокое пространство, сбрасывая земные путы. Лирический герой А.Кочеткова, наоборот, попадает во власть «низкой» и безжалостной силы, уничтожен ей. Описывая его состояние перед катастрофой, А.Кочетков замечает: «Трясясь в прокуренном вагоне, Он полуплакал, полуспал». Интересно, что герои в обоих стихотворениях находятся в переходном пространстве. Мы наблюдаем за ними в тот момент, когда душа освобождается от тела («полуспал» и «дремлешь»). Герой «Баллады…» в полусне «полуплачет», словно душа предчувствует приближающуюся трагедию. «Дремлешь Ты на плече моём» − героиня А.Вознесенского также пребывает в переходном пространстве полусна. Она находится в состоянии покоя, ничем себя не проявляя. Её пристанище – плечо любимого. Вновь, как и в 1строфе, точкой отсчёта для героини является её возлюбленный. Плечи символизируют способность с радостью переносить перипетии жизни, ответственность (подставить плечо), возможность опоры.

Ещё одно совпадение в «Балладе…» и в романсе Вознесенского – образ руки (ладони). Рука символизирует власть мирскую и духовную, силу, защиту Бога, передачу духовной и физической энергии(*7). Герой баллады оказывается во власти «нечеловеческой силы», абсолютно беззащитен: «И никого не защитила вдали обещанная встреча, И никого не защитила рука, зовущая вдали». Эпитет «зовущая вдали (рука)» отчасти объясняет причину произошедшего крушения. Перекос в жизнях людей, вероятно, произошёл гораздо раньше, поэтому и зов руки, могущей их спасти, услышан не был и остался «вдали», так же, как и встреча не только с любимыми, но и с Богом. Герой же А.Вознесенского уверен в возвращении любимой даже «через тысячу». Образ ладони поэт осмысливает в ином ключе. «И, как огонь, чуть просвечивает ладонь Твоя, Твоя ладонь». Лексический повтор фиксирует наше внимание на героине. Вспомним: всё как на ладони, то есть очень ясно и отчётливо видно. «Ладонь просвечивает», теряя свою телесность и материальность. Через любимую в жизнь героя входят высшие божественные энергии, она их проводник. Открытая ладонь означает божественную силу, провидение, благословение, восхищение, щедрость (*7). Вновь возникает мотив горения (сравнение −ладонь, как огонь). Огонь – жизненная и космическая сила, суть божественного и источник света. Все эти высокие энергии связаны для лирического героя с его избранницей.

Четвёртая строфа отчасти повторяет мотивы второй и первой. Эпитеты «невзначай или сгоряча», тема «горения»: «Есть тысячи ламп. И в каждой есть тысячи свеч, но мне нужна Твоя свеча!» // «но всё горит Твоя свеча» (1 строфа). Инверсией выделяется инфинитив, звучащий как некий закон. А.Вознесенский обыгрывает другое значение слова «свеча» − название единицы силы света (например, электрическая лампа в сто свечей). Лампа – свет во тьме, надежда, ориентир. Свеча любимой уникальна. «Тысячи ламп» и «тысячи свеч» вновь повторяют мотив множественности и света. В первой и второй строфе лирическая героиня «выпадала» из общего множества. В четвёртой – мы понимаем, что никакой безличной многочисленности не существует. Ощущение уникальности любимой может повториться в жизни любого человека на земле в тысяче вариантов. «Каждый» − один из ряда подобных, всякий, любой. У каждого только ему нужная свеча. Свет лампы − символ озарения, истины. Он освещает духовным людям откровения бога, сокрытые от обычного человека. Только посвящённым позволяется видеть этот свет. Наши герои, как и каждый из любящих, видят его.

Последняя строфа продолжает эту мысль: «Не исчезай в нас, Чистота». «В нас» −это не только наши влюблённые, но все, кто любит. Призыв «не исчезай» вновь окольцовывает последнюю строфу и уточняется: «даже если подступит край». Данное уточнение имеет отрицательную коннотацию. Вспомним: идти по краю пропасти – рисковать // Быть на краю могилы − находиться в состоянии, близком к смерти// Быть на краю гибели (пропасти) – находиться в непосредственной близости от смертельной опасности. Интересно, что «кромешный» образовано от слова «крома» − край, граница. Древние считали, что солнце светит до определённого предела земного круга, дальше которого начинается другой внешний мир мрака. Чистота, рождённая любовью, не должна пропасть и «в дни неслыханно болевые» (*1). Если любимой будет угрожать смертельная опасность, герой готов на самопожертвование: «Даже если исчезну сам, я исчезнуть Тебе не дам. Не исчезай!» В финале стихотворения герой от мольбы переходит к приятию ответственности за общее будущее на себя: «Я исчезнуть Тебе не дам!» А анафора и эпифора «не исчезай!» подчёркивают, что, несмотря на все мольбы, любимой оставлена возможность выбора.

 Е.Евтушенко своё стихотворение называет «Не исчезай». Как и А.Вознесенский, при помощи анафоры «не исчезай» Е.Евтушенко организует композицию всего стихотворения, повторяя глагол шесть раз.

Любимая пребывает во внутреннем душевном пространстве героя: «Не исчезай…исчезнув из меня». «Из меня» − извлечение из лирического героя, выделение части из целого, которое составляли двое. Это отсылка к Библии: женщина, созданная из ребра мужчины, извлечённая из его плоти. Герой Е.Евтушенко объясняет возможные последствия расставания: «Исчезнув из меня, развоплотясь, ты из себя исчезнешь». Поэт использует слова с приставкой(предлогом) «из (с)» :исчезнув − из меня − из себя − исчезнешь − изменя. Эта приставка также имеет значение извлечения. Евтушенко обыгрывает: «из меня»  −«измена», подчёркивая прочную связь любящих. Любимая, исчезнув, изменяет не только герою, но и себе самой. Бессоюзие уравнивает деепричастия: «Исчезнув из меня, развоплотясь». Развоплотиться − потерять плоть, форму; перестать быть действительностью, осуществляться. Нарушение целостности лирического героя ведёт к «развоплощению» любимой, к её саморазрушению: «ты из себя исчезнешь». Она перестанет быть собой, «себе самой навеки изменя». «Навек(и)» − навсегда, на всю жизнь может произойти разлука между любящими. Героиня, покинув любимого, станет другой. Мотив измены себе − отсылка к афоризму Н.Заболоцкого: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». (*9). Поэтому для Е.Евтушенко исчезновение любимой – «низшая нечестность» − связана с изменой себе самой и с уходом от героя.

 Вторая строфа построена на антитезе: исчезнуть легко – воскреснуть невозможно. У Вознесенского использованы антонимы: «не исчезай − вернёшься». Для него важна цикличность возврата. Вознесенский употребляет «исчезнуть» в значении «пропасть; скрыться; перестать появляться где-либо в течение длительного времени». Евтушенко использует инфинитивы-антонимы: «исчезнуть – воскреснуть», что подчёркивает необратимость этих действий. Глагол «исчезнуть» поэт употребляет в значении «перестать существовать; пропасть». Вместо «вернуться» −«воскреснуть». Это глагол многозначный, несущий религиозный оттенок.  Первое значение −«стать вновь живым» (Христос воскресе!− всем известное поздравление на Пасху). Переносный смысл глагола связан с двумя значениями: во-первых, приобретение новых сил; во-вторых, чувства, возникшие с прежней яркостью. Противопоставлены и эпитеты: «исчезнуть легко – воскреснуть друг для друга невозможно». Мир двоих замкнут друг на друге. Но инфинитивы позволяют Евтушенко сформулировать закономерность, действующую не только в жизнях двух героев, но и всех вообще. Олицетворение «смерть втягивает слишком глубоко» подчёркивает агрессивность происходящего. Возникает ощущение некой воронки, пропасти, втягивающей живое в себя. «Стать мёртвым хоть на миг – неосторожно»− напоминание о том, что смерть оставляет свой след навсегда. Мотив смерти возникает и в финале стихотворения А.Вознесенского: «Не исчезай, даже если подступит край, Ведь всё равно, даже если исчезну сам, я исчезнуть Тебе не дам». Герой готов жертвовать собой, спасая любимую. В балладе А.Кочеткова также отмечена связь любви и смерти: «Пока жива, с тобой я буду− Любовь и смерть всегда вдвоём». Но в «Балладе о прокуренном вагоне» жертвовать собой готова лирическая героиня. У Е.Евтушенко мотив смерти связан с исчезновением любимой из жизни героя. Одновременно это развоплощение, разрушение её прежней формы. Поэтому измена самой себе, а не герою. Другими словами, измена любимой влечёт маленькую смерть, пусть даже временную. У А.Вознесенского мотива измены нет.

В третьей строфе метафора «забудь про третью тень» − напоминание о любовном треугольнике. Тень – символ душ умерших, способных вмешиваться в жизнь живых; часто отождествляется с падшей душой (*7). Е.Евтушенко перефразировал афоризм «третий лишний» по-своему: «В любви есть только двое. Третьих нету». Жизнеутверждающий инфинитив «есть» используется и Вознесенским: «Есть тысячи ламп, у каждой есть тысячи свеч». Е.Евтушенко отмечает замкнутость героев друг на друге и неуместность третьего. «В любви есть только двое»− два появляется при разделении единства. Речь об этом шла в первой строфе: «Исчезнув из меня, развоплотясь, ты из себя исчезнешь…» Кроме того, два представляет стадию, в которой человек понимает, что помимо него имеются и другие люди. Различия, конфликт, зависимость также связаны с двойкой и двойственностью. (*7). «Третьих нету» также включает символическое значение. Три− знак обновления, множественности (*7).

Мотив чистоты повторяется у всех трёх поэтов. Любовь – синоним чистоты. У Вознесенского: «Не исчезай в нас, Чистота». У Евтушенко: «Чисты мы будем оба в Судный день, Когда нас трубы призовут к ответу». У Кочеткова: « Не зарастёт на сердце рана, Прольётся чистыми слезами…»

Е.Евтушенко ориентируется не только на христианские мотивы, балладу А. Кочеткова и стихотворение А.Вознесенского. Мотив Божьего суда, Судного дня позволяет говорить о влиянии на текст поэта стихотворения А.А.Фета «Alter ego»:«У любви есть слова, те слова не умрут, Нас с тобой ожидает особенный суд: Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!» (*10) У Фета любящие соединены не только на земле, их любовь переступает границы человеческой жизни. «Он (и суд, и Сам Господь Бог) сумеет нас сразу в толпе различить». Именно Любовь выделяет двоих в толпе. У Е.Евтушенко в Судный день герои чисты, потому что любят. «Чисты мы будем оба в Судный день, Когда нас трубы призовут к ответу» −отсылка к трубящим ангелам апокалипсиса. Каждый раз после звука трубы на земле происходят какие-то скорби и беды. Но наших героев ужасы не коснутся. На них есть эта мета любви и чистоты Бога живого, защищающая от всякого вреда. Такого знака не было на героях «Баллады о прокуренном вагоне» А.Кочеткова, что и привело их к гибели. Стоит обратить внимание на смысл названия стихотворения. Думается, «прокуренный вагон» − метафора человеческой жизни, которую пропустили, проиграли. Вагон – временное и тесное пространство, как жизнь без Бога. Люди  превратили свою жизнь в прокуренный вагон, и это их выбор. А поезд был сброшен с земли, потому что «пути праведного» у этого состава, вероятно, не было. Ещё А.А.Блок заметил закономерность и неслучайность человеческой гибели: «Не подходите к ней с вопросами. Вам всё равно, а ей − довольно: Любовью, грязью иль колёсами Она раздавлена всё больно». (*11). У А.Кочеткова «В одной давильне всех калеча». Очевидна реминисценция А.Кочеткова на стихотворение А.Блока «На железной дороге». На это указывают не только обнаруженные лексические переклички, но и совпадение места трагедии − железная дорога, поезд, а также мотив одиночества и смерти героев. Герои же Е.Евтушенко «достойны прощения» уже на земле, они «неподсудны, невозбранны». Невозбранный − незапрещённый, беспрепятственный. Прощение любящие получили не только от Бога, но и от тех, «кому невольно причинили раны». Любовь, по Евтушенко, оправдывает всё. Думается, это аллюзия на мысль А.П.Чехова, высказанную им в рассказе «О любви»: «Когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»(*12). «В любви есть только двое. Третьих нету» − сам этот принцип таит в себе трагедии «третьих лишних», поэтому «никто ни в чём не виноват» − так устроено на нашей грешной земле. Ещё один общий мотив в стихотворениях Вознесенского и Евтушенко− расставание на мгновение влечёт проблему встречи «в столетьях». Хотя временные рамки у поэтов заявлены по-разному. У А.Вознесенского – «на какие-то полчаса»; у Евтушенко – «вмиг». Герой А.Вознесенского уверен: «Вернёшься Ты вновь через тысячу лет». Главное − возвращение, а что через такой длительный срок – не так важно, ведь «всё горит Твоя свеча», как маяк, как ориентир в вечности. Мысль Е.Евтушенко движется иначе. Героев, таких, каковы они сейчас, уже не будет. Будут двойники? Возможны ли они? В перерождение душ или в возможность встречи «через тысячу лет» герой также не верит. Он опирается на реальность. Двойники− «наши дети». Для А.Вознесенского любовь – двое, предназначенные свыше друг другу. Любимая несёт в себе Свет, который видит герой. Для Е.Евтушенко любовь – семья. Кроме того, возлюбленная определена герою самой судьбой. Он верит в это, потому что «написан» на ладони избранницы. Если у Вознесенского ладонь возлюбленной – источник жизненной и космической силы, нечто божественное, несущее свет герою, то у Е.Евтушенко – место писем самой Судьбы.

 Но рядом с верой в герое Евтушенко живёт и чувство страха, что эта любовь последняя. Отсюда и острое нежелание с ней расставаться. Мотив последней любви − аллюзия на Ф.И.Тютчева: «Полнеба обхватила тень, Лишь там на западе бродит сиянье…» (*13).Но у Ф.И.Тютчева последняя любовь − «и блаженство и безнадёжность». Чувство его лирического героя более противоречиво и сложно. Блаженство – полное, невозмутимое счастье. Безнадёжность – отсутствие надежды на улучшение. Лирический герой Ф.И.Тютчева принимает свою судьбу, смиряется с ней, понимая, что безмятежное счастье не может длиться долго. Финал близок: «Полнеба обхватила тень». В этом смирении героя есть высшая гармония. У Е.Евтушенко всё иначе: «Тем и страшна последняя любовь, Что это не любовь, а страх потери». Лирический герой связан чувством страха, гармонии он не достигает, хотя стремится верить. Стремление победить страх разлуки заставляет его искать подтверждения общего будущего в письменах судьбы на ладони возлюбленной. Даже дети не скрепляют эту связь. Страх побеждает любовь. А.Вознесенский не употребляет слово «любовь». Его герой уверен в неизбежности встречи даже «через тысячу лет». А любимая для него незаменима и уникальна, через неё в его жизнь входит Свет, Чистота – «всё горит Твоя свеча». Герой готов на самопожертвование: «Даже если исчезну сам, я исчезнуть Тебе не дам». Оно, вероятно, и помогает герою Вознесенского преодолеть страх возможной разлуки.

 

Примечания

 

*1− Вознесенский А.А. «Лирика».−М.: «Изд-во «Астрель», «Олимп», «Изд-во АСТ»,2000, стр.153-154, 124(название стихотворения)

*2−Евтушенко Е. Нет лет: Любовная лирика.−СПб.: Худож.лит.,1993,стр.235

*3 −https://www.culture.ru/poems/14268/ya-pishu-istoricheskii-roman

*4−Русская советская поэзия/Редкол.: Г.Беленький и др.; Сост. и подгот.текста В.Огнева и В.Фогельсона. М.:Худож.лит.,1990, стр.244-245

*5− https://naukarus.com/istoriya-upotrebleniya-ty-i-vy

*6−  А.С.Пушкин Сочинения в 3-томах, т.1, «Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила», М., «Художественная литература», 1985, стр.421

*7−Энциклопедия символов/сост. В.М.Рошаль. –М.:АСТ;СПб.:Сова,2007, стр.44,46,89,275, 277,278,329

*8 −https://www.litmir.me/br/?b=129972&p=5

*9−Заболоцкий Н.А. Столбцы. Стихотворения. Поэмы.−Л. Лениздат, 1990,стр.171

*10 – А.А.Фет «Стихотворения. Проза. Письма», М., «Советская Россия», 1988. С.96,128,97.

*11−Блок А.Стихотворения.Поэмы/Сост. и вступит.ст. Л.Левиной.−Т.; Укитувчи,1980, стр.327

*12 –Чехов А.П. Дом с мезонином: Повести и рассказы.− М.: Худож. лит., 1983, стр.186

*13 − Ф.И.Тютчев Полное собрание стихотворений. Том 2//М.: «ТЕРРА»,1994.-С. 86

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка