«Форма жизни» или «Страдания юного Вертера»?
В преддверии возраста Христа Роман Круглов представил на суд коллег свою книгу «Форма жизни», в которую вошли стихотворения с 2008 по 2019 год. В 32 года писать мемуары ещё рано, но в автобиографическом сборнике – несомненно, автор тождественен лирическому герою – он запечатлевает в поэтической форме события своей юности от двадцати до тридцати лет для читателей и будущих историков литературы. Время любви, семьи, рождения наследника, становления личности, самооценки.
Весьма успешный молодой человек и автор (в России молодыми считаются литераторы до 35 лет): кандидат искусствоведения, поэт, прозаик, редактор и критик, автор пяти книг, лауреат ряда литературных премий, в том числе признанный «лучший лирик» 2016 года в тусовочном конкурсе СПбО СПР.
Казалось бы, чего же боле? Открываю книгу. Хронология соблюдена не полностью, стихотворение 2008 года ближе к концу сборника, в котором поэт раскрывает сущность своего эго:
Aux parentheses: хотя дела отнюдь не для души, но «змей с перебитым хребтом» смог из «проклятой канавы» доползти до секретариата Союза писателей России. Поздравляю, Роман Геннадьевич.
Но вернёмся к 2008 году. Первый поцелуй – «Это мгновение – будто// Предвосхищение ливня». И далее апофеоз любви:
Но, увы! возлюбленная, которой автор весьма остроумно выдал «…диплом ведущего по мне (автору – Т.Л.) специалиста», уходит:
У петербургского «Вертера» мелькает мысль о самоубийстве? Где-то я читала, что Екатерина II хотела запретить в России этот роман Гёте, после которого последовало множество самоубийств. К счастью, Романа Круглова миновала чаша сия. Уже через год он может отстранённо и несколько критически взглянуть в прошлое:
Но это временная передышка. Длинная пелена страданий охватывает несколько лет, и пик их на гауссовской кривой выпадает на 2012 год.
Или:
Ах, как красиво! Будто попадаешь в объятия декаданса золотого XVIII века. К счастью, автор не хочет идти по стопам Вертера, а ищет выход, свой путь.
Лирический герой продолжает искать выход, прибегая к традиционному – сherchez la femme:
Фи, лучший лирик СПбО! Так – о женщине! Да ещё и такие откровения:
А где же любовь? Или по Маяковскому: «Занимаются любовью вместо спорта, не успев вписаться в комсомол». Опустошённость, лицемерное наставление самому себе:
«Доживать» в 26 лет? Не рановато ли? Воистину не хватает комсомола, товарищеского окружения и участия! Мотивы грусти – они понятны и естественны для человека, тем более осенённого поэтическим даром:
Но, вопреки всему, и жизнь продолжается:
Поэт сдаётся, не сопротивляясь обстоятельствам непреодолимой силы судьбы. И даже с рождением сына он не уходит в светлую зону счастья, не расставаясь с видением смерти в стихотворении «СЫН»:
Но это уже не вырвавшийся у него позже стон – «Больно уж больно жилось» (2018) (Стр.91), а философские раздумья о жизни и смерти. На место чувств приходит разум, хотя пока ещё в несколько истеричном воплощении.
Философствуя, автор признаёт, что:
Снова появляется смерть, но к счастью, поэт уже излечился, это не вопрос сегодняшнего дня. Жизнь побеждает, размышления о ней уже спокойны, без эмоций.
Философия «маленького», мелкого, простого, несомненно, Р. Круглову чужда. Да её лет сто тому назад уже заклеймил Максим Горький: «Маленькие, краденые мысли… Модные красивые словечки… Ползают тихонько с краю жизни Тусклые, как тени, человечки».
Отмечу ещё одну положительную особенность стихов Романа Круглова: в отличие от большинства его коллег по поэтическому цеху он не упоминает бога всуе: на 96 стр. книги Слово бог встречается только дважды. А что до ангелов, которые редко, но всё же появляются на страницах избранных стихов, так это просто остроумная сатира.
Основные темы стихов – это не только преодоление автором одиночества, не только поиск любви и счастья, но и самого себя, своего предназначения. В финальном стихотворении, закрывающем сборник, автор задаёт себе вопрос: «Кто из зеркала нынче глядит?». Ответа на него в сборнике нет. А я постараюсь ответить: из зеркала на автора смотрит лирический поэт с его болью и редкими минутами радости. Это сборник стихов преимущественно о жизни и любви, в этом он концептуален. Здесь не гремят литавры воинской славы, революционной лирики, нет обличений олигархического строя, кроме краткого упоминания, что его уволили с работы. Возможно, у Романа Круглова есть и гражданская лирика, – не знаю.
Но вывод однозначен: это сборник поэзии, в отличие, например, от стихов его старшего собрата по перу в СПбО СПР, который радует читателей такими самокритичными шедеврами: «Белое –чёрное Не кинохроника. // Жизнь… Сквозняки, как в избе без дверей.// Ходит придурок в погонах полковника // Тёмною улицей, без фонарей».
Санкт-Петербург
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы