Тетралогия " Путешествие Глеба ". Ко дню рождения Бориса Зайцева (10 февраля 1881 г.)
Борис Зайцев (10 February 1881 – 22 January 1972)
Зайцев Борис Константинович (1881-1972) – прозаик, критик, переводчик, литературовед, биограф, мемуарист. "Улица Св. Николая: Рассказы, 1918-1922, собрание сочинений в 7 тт. (Б. Петербург, Москва, 1922-1923), "Преподобный Сергий Радонежский, роман "Золотой узор", кн. рассказов "Странное путешествие", "Афон", роман "Анна", "Жизнь Тургенева", роман "Дом в Пасси", "Валаам", "Москва", тетралогия "Путешествие Глеба": романы "Заря", "Тишина", "Юность", "Древо жизни", "Жуковский", "Чехов. Литературная биография", "Тихие зори", "Далекое", сб. рассказов "Река времен".
Тетралогия " Путешествие Глеба " – система образов, композиция, лейтмотивы.
Тетралогия "Путешествие Глеба" написана в традиционном ("Жизнь Клима Самгина", "Лето Господне", "Доктор Живаго") жанре биографической эпопеи, т. е. эпопеи, развернутой вокруг одного стержневого персонажа: главный герой проходит путь от райского детства в семейной усадьбе в России до обретения эмигрантской зрелости, призвания и семейного счастья. Романы, составляющие тетралогию, соответствуют периодам жизни Глеба, отсюда в каждом последующем возникают новые герои, расширяющие первоначальный список.
"Заря" (Берлин,1937, в СССР впервые в ж. "Волга", 1990 г.) – первый роман.
Варвара Степановна – мать Глеба. Прототип Варвары Степановны – мать Зайцева, Татьяна Васильевна. "Красивая, с холодноватым выражением правильного, тонкого... прохладного лица", в Петербурге до замужества посещала курсы физиологии Сеченова (вообще ей не чуждо нечто базаровское), молодой инженершей равнодушно слушала вой волков, в революцию обращалась к комиссарам на "ты". Защитница всех, "кто к ней жмется", женщина с сильным и ровным характером.
Глеб – главный герой тетралогии. Имя подобрано не случайно. В православном сознании имена св. кн. Бориса и Глеба всегда стоят рядом. Имя автора – Борис и героя – Глеб, таким образом, символизируют братскую связь автора и героя. В детстве Глеб "небольшой, большеголовый, довольно важный мальчик с белобрысыми залысинами", живущий в имении родителей в Будаках (между Серпуховым и Калугой) – мире одновременно и волшебном, и настоящем: запах жасмина, цвет вишен, слив, яблонь, раки, грибы, звуки и брызги пароходов ("Владимир Великий, Екатерина, Дмитрий Донской" – наглядная история Отечества), серебряная лента Жиздры, гувернантка – светловолосая Лота, кучер Петька, няня Дашенька – после матери первая для Глеба женщина в доме, немолодая, "с благообразно-увядшим лицом, кроткими, бесцветными глазами, запахом лампадного масла", бабушка Франциска Станиславовна, полька, католичка, дедушка – Петр Андреевич, военный при Николае 1 в Польше (где и знакомится с тогда молодой Франей, красавицей с "породистым продолговатым лицом"). Глеб изучает арифметику, немецкий, занимается музыкой, "не выносит грубости и жестокости" и одновременно "стреляет из подаренного ружья в ворон и дроздов", растет "среди нечленораздельных речей мужицких", но испытывает тягу к писательству (членораздельной речи). Все это характеризует Глеба, как натуру противоречивую и сложную. Первая встреча с церковью – "поповские сапоги из-под края ризы" указывает на нерелигиозную среду, в которой растет Глеб ("ни отец, ни мать верующими не были"). Его путь к Богу и Церкви непрост, как и для многих русских интеллигентов (см. символический финал тетралогии). Глеб воспринимает религию эстетически: "поэтическое веянье тех мест" он сохраняет на всю жизнь. После выздоровления чтение становится "второй половиной жизни" героя. Семья переезжает в Людиново, где Глеб впервые слышит революционные речи от подруги его сестры (в Петербурге ужасное правительство, царь-деспот), но живет "собой, только собой", пробуждающейся, тайной жизнью: рисует (обо всем забывая), впервые испытывает сильное, еще мальчишеское чувство к новой гувернантке, выпускнице Смольного и консерватории, Софье Эдуардовне Дестрем. Ею же увлекается и его отец. Здесь прочитывается тургеневский подтекст – Глеб читает "Первую любовь". Чувство становится для него иным мифом, таким же сладостным, как и музыка Софьи Эдуардовны. Вскоре она покидает дом по требованию матери; юноша вспоминает ее, но главное – внутренняя "для всех закрытая, а для него полная силы жизнь", продолжается. Глеб едет в Калугу сдавать экзамены в гимназию и, несмотря на двойку по латыни, после маминых хлопот, поступает во второй класс.
В гимназии проявляется двойственность Глеба: за отказ назвать разбившего стекло в классе он неделю проводит без обеда, а затем неожиданно для себя называет фамилию соученика, икнувшего во время занятий. В каникулы на охоте Глеб убивает из подаренного Дедом полудетского ружья лосиху. Здесь повторяется характерный для многих культур обряд инициации – посвящение мальчика в мужчины (ср. – у Фолкнера в "Медведе"), но в русской транскрипции: "убивая ее, Глеб совершал преступление ...против законов охотничьих" (лосиха была с лосенком) и отсюда радость его одинока, восторженно-пустынна.
Елизавета (Лиза) – "девочка с кудряшками и косичками", старшая сестра Глеба, одновременно обладает "женственно-изящными, артистичными" чертами и женской выносливостью, делает успехи в игре на фортепьяно, играет перед Губернатором и высокой публикой.
Николай Петрович – отец Глеба. Прототип Николая Петровича – отец Зайцева, Константин Николаевич.
Николай Петрович закончил Горный институт, около 20 лет назад женился, жил с Варварой Степановной на Васильевском острове. У Николая Петровича мужественный, полный силы облик, рыжеватые усы и борода. Имеет двух братьев (адвоката и врача) в Орле и Киеве. Любит Диккенса и Гоголя. Гоголя читает вслух детям и Глеб, слушая отца, впервые переживает поэзию, касается мира выше обыденного – "лампа над столом, Гоголь, близкие вокруг, большой уютный дом, поля, леса России" (у Осоргина в романе "Сивцев Вражек" ровно наоборот: от Вселенной к частному: Москве, Сивцеву Вражку). Николай Петрович считает, что "настоящая жизнь – ездить верхом, стрелять уток, закусывать, хохотать, а ученье можно извинить лишь жизненной необходимостью". Сила в нем сочетается с простодушием и эмоциональностью: узнав о смерти бабушки Франи, он плачет.
Соня Собачка (Собачка – прозвище) – кузина. У неё толстые щечки, веселые глазки, веселый носик, она крепенькая, похожа на "здорового щенка". Отец – дядя Володя, служил бухгалтером на Шахте, воспитывать Соню было не на что, и она жила в Калуге у родственников, ощущая, что ей позволяют жить из милостыни, единственный настоящий дом для нее – в семье Глеба. Он дружит с ней больше, чем с сестрой, постоянно выдумывая новые забавы и игры. Соня становится одним из близких Глебу людей, всегда готовых прийти на помощь или оказать поддержку.
Тишина (П.,1948) – второй роман тетралогии.
Варвара Степановна после болезни Глеба весной везет сына к отцу в провинцию – прийти в себя. На пароме они плывут с татарвой, мордвой (этнографическая панорама Руси), слышат благовест и Варвара Степановна восклицает: "Христос воскресе" (хотя "Глеб не очень предан был всему этому, да и мать тоже, но их несла в себе жизнь русская... сама Россия, как вода паром... и уже нельзя было сбиться"). Осенью, отвезя Глеба в Калугу, возвращается к мужу в Илев.
В Калуге Глеб учится в 3-ем классе гимназии и, хотя ему "нерадостно", учится отлично, становится современником исторического события – смерти Государя Александра III (20 окт.1894 г.), которое оставляет его равнодушным. Последний раз летом отдыхает в Будаках – имение продано купцу Ирошкину и слышно, как работники купца рубят сад (мотивы "Вишневого сада") – детство закончено. Осенью заболевает дифтеритом и после долгой болезни весной едет к отцу в Илев – отдохнуть. В Илеве Глеб часто общается с инженером Калачевым, который рассказывает ему о св. Серафиме Саровском, охраняющем недальние Саровские леса, и стариком Финком, лесничим, бывшим польским помещиком, сосланным за то, что спрятал у себя 2-х польских повстанцев. Слушая Финка, Глеб чувствует стыд за происходящее в России.
Осенью он возвращается в Калугу, переходит в реальное училище, живет у дяди Георгия, дружит с его молодой женой ("здоровой купеческой закваски") Олимпиадой, называющей Глеба шутливо Байроновичем за его романтическую мечтательность. Глеб – лучший ученик в классе, но с о. Парфением, новым преподавателем Закона Божия, выпускником Академии, священником глубоким и умным, у него складываются сложные отношения. В училище приезжает знаменитый в то время, ныне канонизированный Церковью как святой, протоиерей Иоанн Крондштадтский и Глеб испытывает разочарование от его приезда. О. Парфений замечает, что о. Иоанн мог заметить равнодушие учеников и не стал раскрываться, намекая на то, что юноша еще не готов принимать и видеть истинную духовность.
В Калуге Глеб посещает концерт пианиста Гофмана, где испытывает тоску "со сладостно-тревожным оттенком", любуясь женой вице-губернатора, ее "нежным профилем, чахоточной тонкостью лица". Он выходит из "детски-отроческих" лет, думает о вечных вопросах, читает одновременно книгу о св. Афанасие Великом и произведения Золя, увлекается акварелью, берет уроки рисования. Летом отдыхает во вновь купленной усадьбе в Балыково, что в 4 верстах от Сарова – идет 16-ое глебово лето.
Вместе с другом, заставляющем пойти и самого Глеба, посещает тяжело заболевшего классного наставника Александра Григорьевича (вскоре умершего) и тот, узнав об отношениях Глеба и о. Парфения, поставившего ученику "2" по Закону Божьему (Глеб говорит – "подзубрю, исправлю"), произносит слова, заставившие отстающего задуматься: "Закон Божий говорит о Боге, Вечности, о Божественной любви ... о Боге зубрить невозможно". По окончании училища Глеб собирается в Москву.
Лиза – "худенькая, с острым лицом и большими глазами". Сдав экзамены, поступает в Московскую Консерваторию по классу фортепиано. Николай Петрович работает управляющим и старшим инженером на Илевском заводе (в 100 верстах от ближайшей станции), живет в доме владельца этого и многих других заводов, богача Ганешина. В этом же доме живет его коллега, инженер Калачев с женой Людмилой, изменяющей наивному мужу с Ганешиным. Во время бунта на Вознесенском заводе едет договариваться с рабочим и проводит несколько дней в осаде, но выворачивается, что еще раз свидетельствует о его смелости и хладнокровии.
Соне Собачке идет 17-ый год и она поступает на фельдшерские курсы в Москве. В трудную минуту, как и в детстве, помогает Глебу своей женской теплотой и оптимизмом.
Юность (П., 1950) – третий роман тетралогии.
Варвара Степановна живёт в Балыкове. Получив письмо от Лизы, узнает, что Глеб проживает у вдовы и едет в Москву, в "научную экспедицию", проверить, что представляет из себя квартирохозяйка. После покупки усадьбы в Прошино занимается хозяйством. Прослушав прозу сына, сравнивает ее с тургеневской, а сыну говорит: "Ты видишь жизнь возвышенней, чем она есть", но "тебя позже оценят". "Власть времени" над ней невелика – она, как всегда, холодновато-сдержанна и спокойна.
Глеб – студент Московского Императорского Технического Училища, снимает комнату у вдовы, Таисии Николаевны. С ее родственницей посещает концерт Шаляпина. По ночам начинает вести дневник. В Училище назревает забастовка. На общем студенческом собрании вопрос о забастовке ставится на голосование. "За" – группа во главе с Клингером, против – с Андобурским (их называют шкурниками), Глеб не поддерживает ни тех, ни других, но, постеснявшись быть "шкурником", неожиданно становится на сторону стачечников и его выбирают десятником. Хозяйка предупреждает, что у Глеба будет обыск и он успевает уничтожить список своей десятки. За участие в "бунте" его исключают из Училища. Берет уроки у латиниста, посещает "новый" театр – МХАТ, где ставят "нового" драматурга – А. Чехова. Увлекается подружкой Лизы – Лерой. У Леры "очень мягкие светлые волосы... облик... свеже-испеченного воздушного пирога...", ее глаза излучают "теплое зеленоватое сияние". Юноша находится в состоянии предлюбви: совершает с Лерой прогулки, представлен ее семье, после восстановления в Училище едет под Астрахань, в деревню Лизиных родителей, но именно там понимает, что связать судьбу с девушкой навсегда (иначе он своих отношений с женщиной не представляет) он не сможет. До поездки он посещает известного писателя Андрея Александрова (прототип, вероятно, Л. Андреев) и тот утверждает его в желании быть писателем. Вернувшись из деревни, Глеб счастлив: "звезды его видели, Господь благословлял" – он вновь один и он свободен. Всего лишь за день Глеб "написал то, что и надлежало... все в полете лирическом, без конца и начала, отрывок млечного пути души".
Через год, на 2-ом курсе, он "уже молодой писатель". Он стал "нервнее и порывистей", в Прошино бывает наездами, бродит по "милой России, тихой, смиренной", живет во флигельке (у него собирается характерная для русского либерального интеллигента библиотечка: Толстой, Тургенев, Гоголь... Пушкин – менее значивший... Тютчев, Фет, Лесков, Флобер, французские символисты, Соловьев, Герцен, Данте (Зайцев перевел "Ад" из "Божественной комедии").
В Москве Глеб живет с Элли в полубогемной среде поэтов, художников, студентов, из которой выделяется их приятель – Воленька (курсы по философии, мистика, ходит в церковь, что "редкость в этом кругу"). Его болезнь и смерть заслоняют исторические события – уже случилась Цусима. Видит в изголовье у возлюбленной Евангелие, под впечатлением смерти знакомого открывает его, попадая на притчу о Блудном сыне (Глеб сам как Блудный сын, лишь начинает возвращение к Отцу небесному).
Пускает корни в Москве, сочиняет, для поездки в Италию корректирует соб. сч. Метерлинка. Вскоре едет в Италию вместе с Еленой. Возвращается, время идет, война закончена, Глеба захватывает жизнь, переезды, в стране меняются Думы, в феврале молодой человек сбегает в Прошино, дописывает повесть, сочиняет во флигельке, "его несет та же сила, что и те снежные вихри за окном" (позднее также в степи под звуки метели будет писать стихи доктор Живаго).
Его спутница – Колесникова Елена Геннадиевна (Элли) – молодая женщина, "стройная и щемящая", "корень глубоко русский, прививка Италии и Германии, раннее и неудачное замужество, бегство... богема", помощь студентам, Гамсун и "модный Ибсен", "вечно развивающиеся локоны". Для Элли самое главное в жизни – "бесполезное... прекрасный вид, музыка, стихи". Лучше всего ее характеризует Глеб: "вам дан дар жизни, дар любви... талант любви", в ней "та же таинственная печаль, что и в Микель-Анджеловом творении", она приезжает в Прошино, в гости к Глебу, по возвращении остается жить с ним.
Элли одарена мистической интуицией: проходя мимо квартиры больного Воленьки, видит гроб. Узнав, что ей померещилось, падает в обморок – через некоторое время, когда Воленька умирает, его кладут точно в такой же гроб, какой привиделся Элли.
После поездки в Италию узнает из телеграммы о болезни Лизиной дочери и, не раздумывая, едет помогать ухаживать за больной – через Фастоф-Рязань-Воронеж-Дон-Ростов-Азию-степные миражи – в одноэтажный домик. В первый же день ее приезда 5-летняя девочка впервые ест. Вообще, в самой Э. есть что-то детское. Так, например, будучи невероятно гибкой, она любит заплетать ноги венком или чесать пальцем ноги за ухом, но при этом готова жертвовать собой во имя близких.
Лиза учится, снимает с подругой квартиру на Арбате. Знакомится и начинает встречаться с Артемием (все называют его Артюшей), студентом 3-его курса медицинского факультета. Он с Украины, у него "бобрик, простенькие миленькие глаза", малороссийский говор, надежный, добродушный характер. За активное участие в общестуденческой стачке его арестовывают и отправляют в Нежинскую тюрьму. Лиза едет за ним, Артемия переводят в Чернигов, оттуда отправляют в ссылку. Возвращаясь назад, Лиза в купе слушает рассказ соседки-сибирячки о жизни каторжан, об о. Виталии, местном священнике, говорившем, что каторжане его "смирению учат".
После возвращения из ссылки Артюши выходит за него замуж. После получения мужем диплома врача, семья живет под Москвой, Артемий занимается практикой, но заподозрив, что жене "один человек нравится", забирает семью подальше – в калмыцкие степи, под Ставрополь. Лиза растит дочь в глуши (в степи всего два домика), муж лечит калмыков. Таким образом, Лиза жертвует музыкой во имя семьи.
Николай Петрович получает приглашение в Москву, в Правление, обещание более высокого жалования, но сомневается – он не любит город (там негде охотиться). После уговоров жены (в Москве их дети) – соглашается. Ему дают особняк на Чистых Прудах. Но долго Николай Петрович в душном пространстве не выдерживает и вместе с Глебом едет подыскивать усадьбу. Они останавливаются на Прошино, что в Тульской губернии. Живя в усадьбе, стареет, мрачнеет, "уходит веселость, остроумие". Умирает в 1919 г.
Соня Собачка – 20-летняя девушка с "могучим бюстом, яркими щеками, запахом аптеки". Когда Глеб впадает в отчаяние после отказа в публикации в журнале, она бросается его утешать: "теплое, женское, живое ...то, чего мало в жизни Глеба".
Древо жизни (Н.-Й., 1953) – завершающая часть тетралогии.
Варвара Степановна – ей идет 75-ый год. Живет она в Прошино с кухаркой Прасковьей Ивановной и ее дочерью, Ксаной, у нее тот же прежний "непререкаемый" облик, ее даже комиссар величает барыней. Приезжает в Москву прощаться с сыном перед его отъездом. После нескольких лет в Прошино у Варвары Степановны экспроприируют усадьбу, за ней приезжает Соня, которая вышла замуж Москве за инженера-спеца, отчего соввласть даже не уплотнила ее. Соня забирает к себе пожилую женщину, Ксану и Прасковью Ивановну. Соня работает в больнице, ее муж – в совучреждении. Варвара Степановна пытается добиться разрешения на выезд к сыну. 15 раз получает отказ. На 16-ый ей дают добро: 80летней рукой, "писавшей с твердым знаком и через ять" она расписывается в получении разрешения. О ее смерти Глеб узнает из письма Сони. Перед кончиной Варвара Степановна хочет причаститься, но о. Виктор, священник, приходит к ней только по окончанию службы, когда Варвара Степановна уже умерла, но О. Виктор успокаивает близких – считается, что не успевшую причаститься мистически причастила ее святая, то есть влкмч. Варвара). На могилу Варваре Степановне ее бывшие крестьяне из Прошина присылают сноп овса.
Колесников Геннадий Андреевич – отец Элли, завотделом нумизматики и сфрагистики в Историческом Музее, ученый с европейским именем. Кроме Елены имеет еще двух дочерей, старшую – Анну и среднюю – Лину. Геннадий Андреевич закончил Коммерческое училище. Его отец был простым кожевником, сам Геннадий Андреевич – уже "отец русской сфрагистики". Служит с 1883 г. Женится на Агнессе Шмидт (полунемки-полуитальянки из московско-немецкого коммерческого мирка), чья мать помнит Гоголя (Элли в детстве вместе с бабушкой в концерте видит Чайковского). Любит младшую больше других дочерей. Именно у него в Музее Глеб убеждается, что не помнит "даже года, когда были убиты те князья Борис и Глеб, имя одного из которых он носил...". Дарит Танюше образок прабабушки – св. Николая Чудотворца (св. Николай несколько раз спасает его окружение: Глеба от смерти от сыпного тифа, Ксану в виде старичка выводит из пурги в открытом поле). Среди близких дядя Карлуша, специалист по Данте (еще один автобиографический след) и Дмитрий Дмитриевич с супругой, известной балериной Заннети. Геннадий Андреевич сталкивается с нею на морозных улицах "полуголодной Москвы" после смерти ее мужа и она говорит , Геннадию Андреевичу, что счастлива была не тем, что знаменита, а тем, что муж ее любил: "любовь же всегда существует, и за гробом!". Геннадий Андреевич ощущает, что "при убогой жизни перед ним вдруг явилась волшебница".
После прихода в Исторический Музей комиссара тов. Балаеда, затеявшего перестройку в здании, из музея исчезают определенные экспонаты. На суде Геннадий Андреевич должен давать показания, но никто не знает, вернется ли он оттуда свободным. В день суда старшая дочь идет на Литургию – помолиться об отце и причаститься. Геннадия Андреевича оправдывают, но все испытания подкашивают старого ученого, он тяжело заболевает и постепенно угасает. Чувствуя, что он умирает, он говорит жене: "мне только и осталось... – просить милости у Господа, и у тебя прощения". Ранее не отличавшийся набожностью, Геннадий Андреевич читает Евангелие от Луки, Нагорную проповедь, и просит А., чтобы она читала ее и детям, и внукам. Перед смертью исповедуется и причащается, дает распоряжение, чтобы его отпели по Православному чину, просит вынести маску Петра I, всю жизнь провисевшую в его кабинете. Часть книг завещает музею.
Колесникова Елена Геннадиевна (Колесникова – девичья фамилия, Элла) занимается хозяйством, тащит на рынок санки с барахлишком, когда Глеб тяжело заболел "в смертный час положила на грудь Глеба икону Николая Чудотворца". В Барди встречает знакомую итальянку Мариуччиа (она понимает и говорит по-русски, читает Толстого и считает, что все русские – писатели). Элли скучает по дому, пишет письма сестре, матери, отцу. "Дух земель московских, русских предков, рода, семьи" заставляет ее повсюду возить с собой шкатулку с московской землей: это "мне в могилку", – говорит она садовнику во Флоренции.
Татьяна – 10-летняя дочь Глеба и Элли. Выезжая из России, спрашивает: "Мама, теперь Россия кончается" и выбрасывает из окна поезда незабудки, подаренные ей на проводах. В Берлине живет с родителями в пансионе, плачет, вспоминая бабушку, Прошино. Когда родители заболевают воспалением легких, Таня сама убирает, готовит, меняет компрессы. Ей помогает кровь бабушки, "которая ничего не боялась ни в мирное время, ни в революции, войны". Ее рождение символично – Элли попадает в роддом в день, когда заканчивает перепечатывать сочинение Глеба и ставит последнюю точку. В Барди вместе с Ники Бартневым, молодым поэтом, получившим наследство и пригласившим на полученные деньги своих приятелей – Глеба и Элли – в Италию, выпускает в море купленных для ухи рыб. Узнав, что на кладбище есть одинокая могила русского, говорит Э., что будет за него молиться. В Париже учится в предпоследнем классе Лицея.
Глеб переводит Данте, работает в литкооперации. Заболевает тифом, 13 суток проводит без памяти (сам Зайцев в 22 года, после сыпного тифа, выехал в Берлин), после выздоровления с семьей выезжает в Берлин. Затем всей семьей едет в Италию. В Барди Глеб и Элли общаются с русскими эмигрантами-политкаторжанами, выехавшими еще до Октября. Один из них, Эдуард Романович, лично знает Ленина и называет его "проходимец". Письмо о смерти матери Глеб получает в Париже. Он живет неподалеку от особняка Метерлинка, много пишет, дочь его заканчивает лицей. Глеб тоскует по Отечеству, но его жизнь уже слилась "с Парижем и отлилась от России".
В финале романа, в новелле "Путешествие Глеба", главный герой с семьей на пароходе "Ариадна" (нить Ариадны выводит Тесея из лабиринта с Минотавром) плывет в Гельсингфорс, городок на берегу Балтийского моря, в 10 верстах от России, оттуда на поезде – в Выборг, в русский пансион у моря (рядом с которым, в полуразрушенной даче, "друзья революции" когда-то повесили Гапона).
Глеб гуляет по лесу, перечитывает "Каренину", смотрит в бинокль на русскую сторону ("русская баба с хворостинкой подгоняет корову"). В гости проездом заглядывает муж Сони, рассказывает, что арестовали о. Виктора, Ксану, ее отпустили позже, но теперь она лишенка. Глеб в бинокль видит фрегат "Палладу", размышляет: "тут проповедовал св. Иоанн Крондштадтский, тут же убивали офицеров, еще позже... красных матросов... А все вместе" это "называется Россия". Подошедшая Элли также думает об утерянном Отечестве: "из головы не выходят... Соловки, Мурманск... точно бы дыхание преисподней...". Но есть большая сила – сила Христовой любви, к которой приходит Глеб, его путешествие завершено, жизнь продолжается.
Роман завершается евангельским мотивом – навстречу Глебу и Элли по берегу идет хозяйка пансиона с белым платком. Она машет им, и чистое полотно трепещет в воздухе ("Это лес, это наш лес!.. даже земляничкой пахнет, Россия", – восклицает чуть ранее Элли). Хозяйку зовут Сима (полное имя – Симеона) и это имя не случайно. Симеон, праведный старец, живущий в Иерусалиме, ожидает пришествия Мессии (ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа). Однажды, явившись в храм по вдохновению, он видит Младенца Христа на руках Марии. Встреча с Господом произошла (в христианских церквах этот праздник называется Сретение) и Симеон может умереть "с миром". Тетралогия заканчивается мотивом Сретения – Глеб прощается с Отечеством земным на берегу залива, но встречается с Отечеством небесным – он приходит через искания и путешествия свои и муки своей Родины к твердой вере.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы