Комментарий | 0

Культурный код русского человека. Эмпатия 2-го рода

 

 

Итак, элементы "культурного кода".
 
У нас получилось 8.
Одно свойство – в ядре.
И семь – на него опирающихся. Захотелось даже изобразить в виде цветка. Вот мы его с вами за восемь шагов и наполним.

Первое свойство и ядро культурного кода русского человека – эмпатия 2-го рода.

 

Элементы культурного кода русского человека

1. Эмпатия 2-го рода.

Чем отличалась жизнь русского крестьянина тысячу лет назад от жизни крестьянина, например, греческого? В плодородном и мягком климате средиземноморья достаточно было «воткнуть палку» в землю и собирать хороший урожай. Для наших предков резко континентальный климат евразийской лесостепи с коротким летом и длинной зимой переводил сельское хозяйство в тяжелейший труд, с которым в одиночку справиться было невозможно. Выживали только общиной.

Главное свойство психики человека, которое позволяет жить в общине – это «всемирная отзывчивость» (по Достоевскому) или способность искать гармонию и согласие с другими. Внутри компании мы это свойство психики называем «эмпатией 2-го рода».  Именно она формирует внутреннюю предрасположенность к сопереживанию, сочувствию, состраданию и соучастию.  

ЭМПАТИЯ

15 лет назад мой близкий друг Миша Молчанов переслал статью Michele  Berdy из Moscow Times.
Она там отвечала какому-то упоротому из штатов, который высокомерно заявлял, что “Эмпатия – центральный элемент философии Барака Обамы – не имеет русского аналога. ... Это понятие не переводится на русский язык должным образом».

«Как бы не так!»,- приземляла его Мишель,  «она не только легко переводится, но и вообще является ключевой ценностью в русской культуре».

И дальше в заметке развивала мысль,  примерно в таком духе: «Если вы думаете, что русских слову «эмпатия» научили – спешу вас разочаровать! У них приставка «СО» почти каждый глагол делает эмпатичным, а такие вещи как Сочувствие, Сопереживание, Сострадание, Соучастие – вообще их национальные черты».

Удивительное дело, но эмпатию у нас каждый понимает на свой лад. А в русской википедии вообще какая-то сложносочиненная муть, в которой и с бутылкой не разобраться.

Понятие это относительно новое. Его ввел в конце 19 века Эдвард Титченер, который в Германии с группой исследователей изучал восприятие живописи разными людьми. Они обратили внимание, что кто-то начинал описывать, что видит перед глазами, а кто-то рассказывал о своих эмоциях и чувствах, которые пробуждает картина. Начали разбираться, что их отличает и Титчинер предложил использовать Einfühlung. Слово, которое чуть раньше было введено в контексте воздействия искусства на человека.

Мы в компании эмпатией называем способность чувствовать эмоции другого человека и из сугубо практических соображений делим её на два вида: 1-го рода и 2-го рода.

Эмпатия 1-го рода – способность чувствовать эмоции другого и использовать эту способность в своих интересах.
Если обладатель этой способности почувствует на переговорах слабое место того, с кем ведёт поединок, спокойно в это слабое место начинает давить, абсолютно не замечая ни смущений ни переживаний оппонента. Конфликт или дисгармония в отношениях для такого «эмпата» – привычная стихия, его ничто не ломает.
Все сильные коммерсанты и политики – эмпаты 1го рода.  

Эмпатия 2го рода – способность чувствовать эмоции другого человека и переживать их как свои собственные.
Если такой человек чувствует, что даже своим вопросом поставит другого в неудобное положение, то ему уже нужно с духом собираться, чтобы этот вопрос задать, потому что психика такого человека бессознательно зеркалит эмоциональный фон собеседника. Конфликт и дисгармония в отношениях для такого человека – стресс. Пока не восстановит гармонию, ему будет не по себе.

Невозможно строить коллективы и развивать людей без эмпатии 2го рода.

И, конечно, Мишель писала про вторую.

ЭФКО изучает эмпатию 25 лет. Не удивлюсь, если окажется, что у нас накоплена самая внушительная статистика наблюдений и исследований. Никто специально не считал, но выборка далеко за 200 тыс. результатов тестирований.

Так вот, по нашим данным в регионах в среднем 70-75% эмпатов 2го рода. А в Москве не более 20%. И это может быть одной из причин взаимного непонимания столицы и глубинки.

В ЭФКО мы не верим в лидерство с эмпатией 1го рода. Это, как правило, манипуляторы. В лучшем случае, живущие по формуле «любящие себя любящими других». С ними может быть комфортно, но в трудности за такими не идут, сердце не обманешь.
Настоящему лидеру без эмпатии 2-го рода – как без рук.

PS
Разместив этот текст два года назад, получил вал язвительных поучений и саркастических комментариев.

Ничего не навязываем. Примите одной из точек зрения. Хотя, если мы правы и эта система координат описывает порядка 75% живущих в нашей стране, как минимум полезно самостоятельно в этом поразбираться и собственное мнение сформировать.

Если эмпатия 1-го рода – это способность чувствовать эмоции другого человека и уметь от них защищаться, то эмпатия 2-го рода – это свойство психики, которое чужие эмоции бессознательно переживает как свои собственные. Боль другого человека – как своя боль. Радость – как своя радость. Сам уклад жизни общины формировал человека, сердце которого было настроено на постоянный поиск гармонии с окружающими, потому что выжить можно было только совместно и сообща.

Источники внутренней силы, которые формирует эмпатия 2-го рода:

• Источник жизненной энергии, как следствие ответственности не только за себя.

 
СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ

Мы утверждаем, что система мотивации — это механизм формирования у человека сил (энергии) решать стоящие перед подразделением задачи и последующего перевода этой энергии в нужное русло. То есть мотивация — это и есть механизм управления человеческой энергией. И не более того.

Первая ловушка, в которую попадают управленцы, строящие системы мотивации — это роль денег. Человеком управляют не деньги, а желание денег, то есть эмоции, которые у него рождаются при воображении того, куда эти деньги он будет тратить. То есть деньги — это эквивалент удовлетворения потребностей человека.

Поэтому для любого человека, который чувствует ответственность перед родными и думает о своем будущем, деньги увязаны с большим количеством потребностей:

- Еда, жилье, машина, одежда, отдых и др. мат. блага
-Безопасность собственного будущего и ваших близких
- Благополучие детей
- Помощь родным
- и т.д.

именно потребности и мотивируют его что-то делать.

Каждая из этих потребностей сначала рождает психическую энергию, которая формирует запрос на деньги, а потом уже эта консолидированная энергия переходит в необходимость выполнять ваши целевые показатели, чтобы получить денежный эквивалент.

Кстати, получается, что забота и ответственность за других даёт человеку больше сил и более выгодна в итоге. Высшая справедливость — эгоист платит потерей собственной эффективности, потому что у него просто меньше внутренних мотивов проявлять активность. А нет мотивов — тяжелее преодолевать ситуационный дискомфорт и объяснять, зачем он вообще должен напрягаться. (…)

 

• Предрасположенность к образному мышлению;

• Формирование сложных нейронных ансамблей;

• Предрасположенность к развитию способности видеть «нерв событий».

 

Вызовы социального конструктора:

• Без специальных знаний в области социального инжиниринга нельзя быстро двигать такого человека в карьере (тем более – затыкать дефицит кадров по масштабным проектам).

Такой человек новый статус чувствует через усложнение нейронных сетей и необходимость адаптации к новым масштабам и глубине предметных знаний. Если не научить его блокировать свои чувства, он себя изведет переживаниями, что «не достоин» и ничего не знает.

Человеку без эмпатии 2-го рода сказали «руководи страной», и он радостно побежит. Для эмпата 2-го рода легитимность власти – это способность самостоятельно строить целостную модель, которая позволяет моделировать реакции на различные (в первую очередь негативные) сценарии. Эмпату 2-го рода без подготовки согласиться на масштабную задачу равносильно тому, что себя потерять. «Казаться» или изображать он не может физиологически, а для «быть» недостаточно компетенций. Поэтому если специально его не подготовить, то запускается модель разрушения и деградации – «Я никто. Залез в чужое кресло».

Эмпатичных 2-го рода для стартовых позиции безрисково можно рассматривать при руководстве в мало конфликтных моделях со внешней средой – бригадир на лесоповале, бригадир в селе и тд.

Еще один вызов для эмпатичного – все, кто разрушают социальную систему – его экзистенциальные враги. То есть человек без эмпатии – бессознательно воспринимается как враг. Поэтому эмпатичному человеку нужна специальная подготовка, чтобы научиться к "не таким" относится по-христиански.

• Эмпатия 2-го рода формирует сверхнагрузку на психику, как следствие – возможные психопатические реакции или пьянство.

• У таких людей доминирует метапрограмма избегания.

• Эмпатия отключает амбиции. То, на что обратил внимание Бисмарк: «Россия опасна мизерностью своих потребностей». Такой человек привык довольствоваться малым – потому что тепло от человеческих отношений для него ценнее удовольствия от материальных благ.

• Такой человек проигрывает в символьном мышлении. Думать про что-то масштабное, оторванное от его бытовых забот – непривычно и трудно, поэтому не воспринимает он ничего про государство, геополитику и т.д.

Тексты в раскрытие темы, опубликованные ранее:

- Слезы (https://t.me/sergei_ivanov_efko/2166)
- Старики (https://t.me/sergei_ivanov_efko/2169)
- Свадьба и похороны в деревне (https://t.me/sergei_ivanov_efko/1665)
- Родня (https://t.me/sergei_ivanov_efko/1470)
- Единодушие (https://t.me/sergei_ivanov_efko/1655)
- "О чем подумает сосед Василий" (https://t.me/sergei_ivanov_efko/1220)

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка