Комментарий | 0

Подвиги Геракла. Яблоки Гесперид (Опыт историософско-антропологического прочтения)

 

Эрот и Гимерот на краснофигурной вазе (около 400 г. до н.э.)

 

Одиннадцатый подвиг Геракла состоял в том, чтобы принести царю Эврисфею золотые яблоки вечной молодости из сада Гесперид. Философский смысл этого подвига состоит в осознании человеком того, что построить «рай на земле» невозможно, но только здесь, на Земле, человек может стремиться к идеалу мудрости, красоты и любви. Путь осознания человечеством этой, в сущности, банальной истины, всегда оказывается долгим, трудным и опас­ным, как и дорога Геракла к саду Гесперид.

Сад Гесперид, в котором растет дерево с золотыми яблоками вечной молодости, появляется с начала времён, когда происходит становление мира из Хаоса уже в первом поколении богов Урана и Геи (Неба и Земли). На это указывает Гесиод в своей поэме о происхождении богов «Теогония»[i] — самом раннем (VIII–VII вв. до н.э.) из дошедших до нас античных источников, в которых упомянуты Геспериды и золотые яблоки. Глубоко символично, что у Гесиода речь о них идёт в контексте рассказа о рожде­нии, с одной стороны, Эрота и Афродиты с их вечным спутником Гимером (Ἵμερος, влечение, вожделение, страсть[ii]), с другой — богини Ночи (Νυκτός, Нюкта) и ее детей: смерти, сновидений, трех богинь судьбы (Мойр), богини возмездия Немесиды и других не менее суровых реалий жизни[iii]. Иначе говоря, сад тот — между любовью и смертью, вожделением и возмездием, страстью и судьбой.

За восемь лет и один месяц Геракл совершил 10 подви­гов[iv], как и требовалось ему, чтобы освободиться от добровольного рабства у царя Микен Эврисфея. Но тот оказался зачесть два подвига (победу над Лернейской гидрой и очи­стку Авгиевых стойл), поэтому велел Гераклу выполнить еще два задания, в том числе принести золотые яблоки[v] от Гесперид, которые богиня Земли Гея подарила Зевсу, когда он женился на ее дочери богине Гере (либо сам Зевс подарил на свадьбу своей третьей жене). Охранял эти яблоки, растущие на дереве, бессмертный змей-дракон по имени Ладон (Λάδων[vi]) — сын Тифона и Ехидны[vii]. Вме­сте с ним присматривали за садом поющие, как называет их Гесиод, нимфы — Геспериды: Геспера (Ἑσπερα Вечерняя Звезда, так древние греки называли Венеру, первой появляющуюся на вечернем небосклоне), Айгла (Αἴγλη, «сияние», отсюда — имя Аглая) и Эритея (Ἐρύθεια, «красная»), родившиеся от Нюкты (ночи) и Атланта (он же Ἄτλας), державшего небосвод[viii]. Поэтому Гесперид иногда называли еще атлантидами.

Уже с античности и до наших дней одни мифографы, историки, драматурги и поэты утверждают, что сад Гесперид находится у западных берегов нынешнего Марокко (в мифологической Ливии), другие — в Скифии, или Гиперборее, т.е. к северо-востоку от Греции, куда путь шел мимо Черного моря или через Кавказ. К тому же, ориентироваться по Венере (Ἑσπερα), давшей название саду Гесперид, крайне трудно, ведь Венера является одновременно и утренней, и вечерней «звездой», поэтому появляется вечером на западе, а утром — на востоке. А уж небосвод, который держал Атлант, и вовсе простирается во все стороны света на 360 градусов. Но в любом случае, согласно мифам, сад находился за Океаном — мировой рекой, омывающей всю Землю[ix]. Поэтому, как пишет Аполлодор, в поисках яблок Гесперид Геракл прошел все части света — от Европы, Ливии и Азии до Гипербореи включительно. Вот такое кругосветное, по представлениям древних греков, путешествие пришлось совершить герою, прежде чем он оказался в саду Гесперид.

Поскольку никто не мог сказать Гераклу, где искать тот сад и в какую сторону света надо идти, чтобы добыть золотые яблоки, то вначале Геракл отправился на север в Маке­донию к реке Эхедор, видимо, надеясь здесь найти путь, ведущий к золотым яблокам, ведь Εχέδωρος — это буквально «золотой дар». Однако здесь его встретил сын бога войны Ареса фессалийский богатырь Кикн (Κύκνος, лебедь[x]), занимавшийся грабежом путников, которые направлялись в Дельфы к храму Аполлона, покровителя искусств. Кикн вызвал Геракла на поединок. В этом бою Гераклу, следовавшего воле Аполлона, помогал сам Зевс, а Кикну — бог войны Арес. Геракл убил фессалийца[xi].

Следуя дальше на север через Иллирию (Ἰλλυρία, процветающая; ныне территория Албании), Геракл приходит к реке Эридан (Ἠρῐδᾰνός, бог реки, впадающей в Северное море, богатую янтарем), чтобы спросить у нимф, дочерей Зевса и Фемиды, дорогу к саду Гесперид. Нимфы посоветовали ему обратиться к сведущему в бла­гих, справедливых советах Нерею (Νηρεύς, букв. внутренности[xii]) — одному из наиболее любимых и чтимых греками богов морской стихии, доброму, мудрому и спра­ведливому старцу, олицетворению спокойной морской глубины, обещающий морякам счастливое плавание[xiii]. Обычно Нерея изображали с рыбьим хвостом или с рыбой в руке. Гесиод так рассказывает о нем:

 

Понт же Нерея родил, ненавистника лжи, правдолюбца,
Старшего между детьми. Повсеместно зовётся он
                                                                        старцем,
Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде
Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.
Гесиод. Теогония (перевод В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко)[xiv]

 

Чтобы найти Нерея, Гераклу пришлось отправиться к за­падному побережью Ливии, где он однажды уже был, когда шел за коровами Гериона. Геракл застал Нерея спящим и связал его, хотя Нерей во время схватки много раз менял свой облик. Геракл не выпустил Нерея пре­жде, чем тот, нутром чувствовавший мир, не указал ему, где он найдет яблоки Гесперид.

Дальнейший путь Геракла, в изложении Аполлодора, был таким:

— Узнав от Нерея путь, Геракл пересек Ливию [с запада на восток]. В этой стране, простиравшейся по пустыне, царствовал сын Посейдона Антей (Ἀνταίος обращённый против[xv]), который всех чужестранцев заставлял вступать с ним в единоборство и убивал, [как убивала их пустыня]. Вынужденный сразиться с ним, Геракл поднял его в воздух, и, сжав в объятиях, убил, сломав ему хре­бет. Трудность заключалась в том, что Антей, каса­ясь земли, каждый раз становился сильнее, поэто­му некоторые и говорили, что Антей был сыном Геи.

 

 — После Ливии Геракл отправился странствовать по Египту. <…> Далее Аполлодор пишет: «… В этой стране [Египте] царствовал Буси­рис, сын Посейдона и Лисиа­нассы, дочери Эпафа. Бусирис всех чужестранцев закалывал на алтаре Зевса в соответствии с полученным им оракулом. Египет в течение девяти лет страдал от неурожая, и Фрасий, ученый-прорицатель, пришедший с Кипра, сказал, что неурожай прекратится, если египтяне каждый год будут закалывать чужестранца на алтаре Зевса. Тогда Бусирис, заколов первым Фрасия, стал убивать прибывающих в страну чужестранцев. Геракла тоже схватили и уже несли к алтарям, но он разорвал путы и убил Бусириса и сына его Амфидаманта». Смысл египетской истории и ее место в мифе мне не ясны. Комментаторы данного фрагмента говорят о том, что тут отразилось враждебное отношение египтян к грекам, но это никак не про­ясняет смысла истории[xvi].

— Странствуя по Азии, Геракл прибыл в Термидры, гавань линдийцев[xvii]. У какого-то погонщика он выпряг одного из двух быков, которыми была запряжена его повозка, принес его в жертву богам и пиршествовал. Погонщик же, <…>, [во время трапезы Геракла] став где-то на горе, произносил проклятия. По этой причине и теперь, когда приносят жертву Гераклу, делают это с прокля­тиями. (Обычай проклинать — очень древний. Делалось этого для того, чтобы не вызвать зависть богов и не помешать успешному завершению дела [в сущности, проклятия были пожеланием удачи Гераклу]. Этот суеверный ритуал существует и поныне, в том числе и у наших студентов, сдающих экзамены, — А.Ч.)

— Проходя через Ара­вию, Геракл убил Эматиона, сына Тифона и Ехидны. После того, как он пересек Ливию, он прибыл к внешнему морю, где взял у Гелиоса его кубок.

Переправившись на противоположный материк, он на Кавказе застрелил из лука орла, клевавшего печень у Про­метея[xviii]: этот орел был порождением Ехидны и Тифона. Геракл освободил Прометея, возложил на него вместо снятых оков венок из оливы и предоставил Зевсу кентавра Хирона, учителя юного Геракла, который согласился стать смертным вместо Прометея. (Сюжет об освобождении Прометея Гераклом лежит в основе трагедии Эсхила (Αἰσχύλος, 525–456 до н.э.) «Прометей освобожденный»[xix].

(Некоторые исследователи считают это достаточно поздним, чисто литературным дополнением к мифам о Геракле[xx]. Однако смысл этого сюжета — освобождение природы, страдающей от деятельности человечества, а также его логическая согласованность с другими мифами о Ге­ракле — позволяют допустить, что Эсхил — в отли­чие от «вольного сочинителя» Еврипида — брал за основу действительно древний миф, — А.Ч.)

 
Когда же Геракл пришел к гиперборейцам, где находился Атлант, то, помня о совете Прометея (Προμηθεύς, букв. предусмотрительный), сказавшего ему, чтобы он сам не отправлялся за яблоками, а, взяв на плечи небесный свод, послал за ними Атланта, все это выполнил. Атлант, срезав у Гесперид три яблока, пришел к Гераклу и, не желая принять обратно на свои плечи небесный свод, сказал, что он сам хочет отнести яблоки Эврисфею, и попросил Геракла подержать небесный свод вместо него. Геракл согласился на это, но сумел с помощью хитрой уловки вновь переложить его на плечи Атлан­та.

 

 

Прометей дал ему совет, чтобы он предложил Атланту на время принять на свои плечи свод небес, пока он сделает себе подушку на голове. Выслушав это, Атлант положил яблоки на землю и принял на свои плечи небесный свод. Так Гераклу удалось взять яблоки и уйти. Некоторые же сообщают, что Геракл не получал этих яблок от Атланта, а сам их срезал, убив сторожившего их дракона[xxi].

— Принеся яблоки в Микены, Геракл отдал их Эврисфею, а тот в свою очередь подарил их Гераклу. Взяв эти яблоки от Геракла, Афина вновь унесла их обратно: было бы нечестием, если бы эти яблоки находились в другом месте[xxii].

 

***

Толкование символики этого мифа как познания мудрости сделано Анной Бену[xxiii], а, так сказать, «любовной» символики — Юстиной Голубец[xxiv]. Однако напомню, что Гесиод поместил сюжет о саде Гесперид, в котором растут золотые яблоки вечной молодости, между Эротом / Афродитой / Гимеротом, одной стороны, и Ночью / смертью / судьбой / возмездием — с другой. Это обстоятельство, а также очевидное сходство сада Гесперид с райским садом Библии (Эдемом), откуда были изгнаны после грехопадения Адам и Ева, позволяет говорить о том, что основной смысл одиннадцатого подвига Геракла состоит не в по­знании мудрости как таковой (это еще один недостижимый для человека идеал, ибо мудрыми, как указывали Пифагор и Сократ, могут быть только боги, люди же могут только стремиться к этому) и не в «любовной» символике, хотя она, безусловно, присутствует в этом мифе. Главное в мифе — утверждение тщетности неизбывной мечты человечества соединить воедино вечный рай и преходящую жизнь человека. Собственно, в противоречивом характере мечты человечества о земном рае (её тщетность и неиз­бывность) и заключается весь драматизм истории об одиннадцатом подвиге Геракла, а сущность мифа — в утвер­ждении идеала мудрости, красоты и любви.

Что же касается толкований Юстиной Голубец и Анной Бену отдельных символов, а именно золотых яблок, древа, змея, звезд и пустыни, то я во многом согласен с ними и ниже охотно воспроизведу эти толкования, правда, в своей редакции.

Символ «яблоко» присутствует в таких архетипичных словоформах, как «яблоко познания», «яблоко искушения и соблазна», «яблоко раздора», например, ссора трех богинь Геры, Афины и Афродиты из-за суда Париса и трагическая (в сущности, гражданская) Троянская война. В библейской «Песне песней» яблоко упоминается как источник зачатия и рождения — священных целей любви. С яблоком связан и библейский миф об изгнании из рая Адама и Евы. Яблоки на Древе познания добра и зла и на Древе Жизни — это древнейшие символы, отображающие основы мироздания и законы жизни человека.

То, что яблоки Гесперид были золотыми, символизируют цвет солнца, разума и бессмертия, божественный принцип в явленном мире. В Библии с золотым яблоком сравнивается мудрое слово. В символе золотого яблока заключена идея ослепительной силы Божественной Красоты. То, что яблоки принадлежали Гесперидам (звёздам), означает, что мудрость, красота и любовь исходят от внеземного мира и находятся под покровительством звезд. Геракл потому ни разу и не встречается лицом к лицу с Гесперидами, а сестры сами отдают герою яблоки, причем через посредника — Атланта, который доставляет их Гераклу, ибо мудрость, красота и любовь даруется небесными силами, а не берётся силой.

Змей-дракон Ладон, сын чудовищ Тифона и Ехидны, символизирует демонические силы природы. Победа над змеем в древности была символом победы духа над вожделеющей плотью и грехом. Кроме того, замечу, что Гераклу, чтобы добыть три золотых яблока, символизировавшие мудрость, красоту и любовь, пришлось трижды столкнуться с порождениями Тифона и Ехидны (Эматианом, Орлом и Ладоном).

Буквальное понимание золотого «состава» яблок Гесперид привело Геракла в Македонию, но этот путь оказался ложным. Однако состоявшийся на берегах золотоносной реки Эхедор поединок грабителя фесалийца Кикна и Ге­ракла, исполнявшего волю Аполлона, символизировал борьбу варварства и культуры, в которой бог войны Арес помогал Кикну, а верховный бог Зевс — Гераклу.

А вот янтарь, ставший ориентиром для следующего шага в поисках золотых яблок, оказался для героя более плодотворным. По крайней мере, Геракл получил от нимф совет обратиться к перевоплощающемуся Нерею, знавшего ответ на вопрос о местоположении сада Гесперид.

Прежде чем достичь места соединения земного и не­бесного, материального и духовного, Геракл должен пройти знойную пустыню и победить Антея — сына Земли. Победить его — значит преодолеть сопротивление земного в своем восхождении к небесному. Пустыня — это еще один символ, встречающийся в разных мифах и сказках. Это место странствия души и место ее свободы. Пустыня символизирует распутье, выбор пути, когда необходимо принять судьбоносное решение. На мой взгляд, тут уместно вспомнить и образ Христа в пустыне.

Перебраться через мировую реку, Океан, Гераклу, как и во время выполнения десятого подвига — «Коровы Гериона», помогает бог Гелиос/Аполлон, предоставивший ему свой кубок (ладью, чёлн) — символизирующий солнечную энергию и, разумеется, помощь покровителя высоких искусств.

Прометей, которых принес людям огонь и научил их ремеслам, но не способный приобщить людей к высоким искусствам, в благодарность за освобождение даёт Гераклу практические советы, как получить через Атланта, отца Гесперид, золотые яблоки, не прибегая к насилию.

Наконец, то, что принесенные в Микены золотые яблоки вечной молодости Эврисфей отдает Гераклу, а тот возвращает их — через богиню мудрости Афину — казалось бы, своему заклятому врагу (а на самом деле истинной вдохновительнице Геракла), настоящей владелице яблок богине Гере, может означать только то, что человеку не дано изменить фундаментальные законы мироздания, а главное — не нужно этого делать, чтобы не ввергнуть мир в состояние исходного Хаоса, где не будет места ни мудрости, ни красоте, ни любви.

 

Геракл и Геспериды. Древнеримская мозаика

 

 


[i] Гесиод. Теогония. Стих 215. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1425407001.  Англоязычный перевод, возможно, более аутентичный: Ср.: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Hes.+Th.+211

[iv] Аполлодор. Мифологическая библиотека.

http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680002 Там же можно прочитать комментарии (с 130 по 145) к этой части «Мифологической библиотеки» Аполлодора, повествующей об одиннадцатом подвиге Геракла. Сюжетной линии Аполлодора мы в основ­ном и будем придерживаться в изложении этой истории.

[v] Среди мифологов идет давний (на мой взгляд, глуповатый) спор, говорится ли в этом мифе о яблоках или об овцах. Дело в том, что древнегреческое слово μῆλα (яблоко) при спряжении становится омонимом слова «овца». Некоторые современ­ные авторы даже строят на этом совпадении целые «концепции». Например, Глеб Носовский, соавтор т.н. «Новой хронологии» https://history.wikireading.ru/83165.

[vi] Ладон (Λάδων), так у греков называлось пальмовое масло. Возможно, прообразом стоглавого дракона, говорившего одновременно на разных языках, была пальма, которая и правда иногда похожа на змею с сотней голов.

[vii] По другой версии, Ладон — сын Форкиса (Φόρκυς, бог бурного моря и чудес) и богини морской пучины Кето (Κῆτος), родной брат горгоны Медузы.

[viii] Геспериды. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%8B

В разных версиях мифа называют от двух до ста Гесперид, что неудивительно, ведь то были первые видимые вечерние звезды, которых с наступлением полной темноты становилось тысячи. В указанной статье о Гесперидах допущены явные ошибки — Геспера (Ἑσπέρα, вечерняя звезда) названа Гестией (Ἑστία — это древняя богиня домашнего очага и жертвенного огня, которую на Олимпе со временем заменил сын Зевса и Геры Дионис), а таинственный Геспер (?) превратился в отца Гесперид, но при этом Атлант все-равно называется их отцом. Тогда уж, логичнее предположить, что Геспера (Венера), а не Ночь, — это и есть мать двоих дочерей-гесперид (Аглаи и Эритии). Втроем они и присматривали за садом. Это, кстати, подтверждается античными скульптурными и мозаичными изображениями сада Гесперид.

 

[x] Лебедь в древности у некоторых народов считался злой и даже зловещей птицей.

[xi] Гесиод. Щит Геракла. Ст. 57. http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/shield-f.htm.

[xii] Происхождение имени «Нерей» (Νηρεύς) связывают с обозначением человека в иллирийском языке (ср. алб. Njeriu), что не противоречит и буквальному переводу этого древнегрече­ского слова — нижняя часть живота, внутренности https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-42787.htm, символизирующие нажитое имущество и жизнь человека как таковую. Сравните с русским выражением: «Не жалея живота своего».

[xiv] Гесиод. Теогония: Ст. 0700.

[xvi] Аполлодор. Мифологическая библиотекаю Кн. II. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680002

[xvii] Линдийцы — жители города Линда, крупнейшего на острове Родос.

[xix] В отличие от трагедии «Прометей прикованный», текст которой дошел до нас целиком http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1437345740, о продолжении «Прометее освобожденном» известен только сам факт его написания и сюжет в пересказе того же Аполлодора. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%85%D0%B8%D0%BB

[xx] Грейвс Р. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид. / http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/118-147/133.htm

[xxi] Такую версию излагал в III в. до н.э. александрийский мифограф Аполлоний Родосский в своей «Аргонавтике» https://librebook.me/the_argonautica/vol1/4 Однако его версии мифов о Геракле очень не любили греки https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9, считая их полной фальсификацией, поэтому грек Аполлодор, сооб­щая о версии убийства Ладона Гераклом, не разделяет это мнение и даже не называет имя Аполлония Родосского.

[xxii] Аполлодор. Мифологическая библиотека. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680002

[xxiii] Анна Бену. Яблоки Гесперид. Одиннадцатый подвиг. / https://fil.wikireading.ru/61241

[xxiv] Юстина Голубец. Подвиг одиннадцатый. Яблоки Гесперид / https://psyfactor.org/lib/ercole.htm. Кроме того, отмечу литературно-художественные версии этого мифа: Валентин Тублин. Золотые яблоки Гесперид / https://nice-books.ru/books/proza/sovremennaja-proza/120756-valentin-tublin-zolotye-yabloki-gesperid.html; Владимир Ль Воронин. Яблоки Гесперид (почти пьеса). / https://www.proza.ru/2011/10/14/527 и даже детектив Агаты Кристи «Яблоки Гесперид» / https://e-libra.ru/read/388445-yabloki-gesperid.html; Наконец, напомню о пересказе одиннадцатого подвига Геракла Львом Успенским / http://rulibs.com/ru_zar/antique_myths/uspenskiy/0/j99.html и, конечно, самом популярном в нашей стране пересказе этого мифа Николаем Куном, у которого этот подвиг «числится» двенадцатым / http://www.sno.pro1.ru/lib/kun/86.htm.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка