Родословная Геракла
Персей с головой Медузы Горгоны в руке
Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены, жены микенского царя Амфитриона. По своей земной родословной — и по линии приемного отца, и по линии матери — Геракл был прямым наследником и потомком Персея, сына Зевса и Данаи. С другой стороны, обстоятельства жизни и судьба Геракла во многом были предопределены другим сыном Зевса — Танталом, а в еще большей степени Пелопсом, сыном Тантала. Но в любом случае как божественное, так и земное происхождение (и прямо, и опосредованно) были связаны с именем Зевса — символом закона, по которому существует Космос. Так, в мифе о рождении Геракла через противоборство потомков Зевса выражена мысль о том, что человек — это не случайный, а закономерный результат существования и противоречивого (посредством всевозможных конфликтов и столкновений) развития Вселенной[i], нашей планеты и жизни на Земле.
Именно общинно-родовые и семейные отношения оказываются главной аллегорией космогенеза. При этом надо учитывать, что в мифологической системе даже потомки Персея и Тантала — это, в сущности, еще не люди, а полубоги, символизировавшие (причем одновременно!) космические, земные, социально-исторические и антропологические стихии, которые причудливым, драматическим, а то и трагическим образом проявились в судьбе Геракла как собирательного образа человеческого рода.
***
Историю земной[ii] родословной Геракла целесообразно начать с аргосского царя Акрисия поскольку он был предком всех — и Персеидов, и Пелопидов, а его потомком по обеим линиям был Геракл.
Акрисий (Ἀκρίσιος[iii]) происходил от Эпифа — легендарного царя Египта, сына Зевса от Ио (Ἰώ, от др.-егип. iw’t, ih’t [‘io], корова, телица). Ио — чрезвычайно важный персонаж древнегреческой мифологии. В сущности, она представляет собой аллегорию появления народов в том мире, который знали древние греки.
Ио — дочь аргосского царя Инаха (или Иаса), прекрасная жрица Геры в Аргосе. За свою любовную связь с Зевсом она была превращена ревнивой Герой в белоснежную корову и находилась под стражей Аргуса Панопта. Гермес по поручению Зевса убил Аргуса, а Гера наслала на корову слепня, который преследовал ее по всей земле. Спасаясь от укусов слепня, Ио странствовала по Элладе, Эпиру, Иллирии, Скифии, Азии и Египту, пока наконец не обрела в Египте свой прежний человеческий облик. Здесь она родила от Зевса сына Эпафа, сделавшегося впоследствии царем Египта и построившего Мемфис (вернее, священный город Хеммис). От дочери Эпафа Ливии и Посейдона произошли Агенор и Бел, а от них Данай и Египт, Кефей и Финей, Фойник, Килик, Кадм и Европа. Отождествление Ио с египетской богиней Исидой основывалось на том, что обе они изображались с коровьими рогами. Ио (якобы от ἰέναι, идти, странствовать) — странствующая по небу Венера (Афродита Урания), которая вечно охраняется усеянным тысячей глаз Аргусом Паноптом (Всеглазым — всевидящим), т.е. звездным небом (Ураном), однако предание переместило ее странствование с неба на землю.
В земном мире Ио — мифологический отзвук древнего индоевропейского обычая миграции племени или молодых воинов во время Священной Весны по следам священной коровы. Еще Эвгемер догадался, что аргосская Ио предводительствовала переселением нескольких родственных фратрий куретов (аргивян, пеласгов и ахайев) в долину Нила. От их потомков произошли позднее народности персов (от Кефея), ахайев-армян и киликийцев (от Агенора и Килика), индийцев (от Фойника), финеидов (от Финея), данайцев (от Даная и данаид), кадмейцев (от Кадма), ахайев критских (от Европы) и т.п. Часть потомков аргивских куретов оставалась длительное время в долине Нила и на о. Фарос (династия Египта и египтиадов, Протей) до изгнания их оттуда на о. Лемнос (миф о Кабейро и Гефесте и их премудрых детях Кабейрах). Если это действительно так, то эпоха странствий священной коровы Ио приходится на 3600–3500 гг. до н.э. [iv]
Отец Акрисия Абант родился от брака Данаиды Гипермнестры и Эгиптиада Линкея и унаследовал от отца царскую власть в Аргосе. Братом-близнецом Акрисия был Прет, или Пройт (Προῖτος, его имя можно перевести как «перечащий»[v]). Родила их Аглая, дочь аркадского героя Мантинея. Ещё в материнском чреве Акрисий начал враждовать со своим братом Претом. После смерти отца близнецы начали воевать за власть; победил Акрисий. Прет ушёл в изгнание, но позже вернулся в Арголиду с войском тестя — царя Ликии Иобата. В результате Акрисию пришлось уступить брату половину царства с городами Герейон, Мидея и Тиринф.
Акрисий был женат на Эвридике, дочери Лакедомона (Λᾰκεδαίμων, сына Зевса и плеяды Таигеты), чьим именем была названа страна и где Лакедемон выстроил город, назвав его в честь своей жены, Спарты. У Акрисия от спартанки Эвридики было две дочери — Эварета, ставшая женой царя Элиды (Писы) Эномая, и Даная.
Опасаясь пророчества, согласно которому он должен был погибнуть от руки внука, Акрисий заточил свою дочь Данаю в медную подземную темницу. Однако Зевс проник к ней в виде золотого дождя, просочившись через стену, и овладел ею. Даная родила от него сына Персея. Когда Акрисий услыхал голос ребенка, он приказал казнить служанку, а Данаю заставил сказать, кто отец ребенка. Когда она назвала отцом Зевса, Акрисий не поверил ей и приказал заключить ее с ребенком в ящик и бросить в море. Их прибило к острову Сериф, где рыбак Диктис приютил Данаю и воспитал Персея[vi].
Царь острова Серифа Полидект, брат Диктиса, влюбился в Данаю, и так как не мог с ней сойтись из-за возмужавшего Персея, созвал близких людей и сказал им, провоцируя Персея, что якобы нуждается в помощи (просил необыкновенно быстрых лошадей, чтобы посвататься к дочери Эномая Гипподамии, которая стала женой Пелопа). Когда Персей ответил, что он и в голове Горгоны ему не откажет, Полидект потребовал от Персея принести ее.
Руководимый Гермесом и Афиной, Персей прибыл к дочерям Форка (Φόρκυς — морское божество, бог бурного моря, бог чудес, сын Понта и Геи[vii]) — Энио, Пефредо и Дино[viii]. Они были сестрами Горгон и старухами от рождения. На всех трех они имели один зуб и один глаз и обменивались ими поочередно. Персей овладел этим зубом и глазом, и когда те стали просить его, чтобы он отдал похищенное, пообещал это сделать, если они укажут ему дорогу, ведущую к нимфам. Эти нимфы имели крылатые сандалии и заплечную сумку под названием κίβισις; была у них и шапка-невидимка (шлем).
Когда дочери Форка привели его к нимфам, он отдал им глаз и зуб, а от нимф получил то, ради чего старался к ним проникнуть. Он надел на себя сумку, прикрепил сандалии к лодыжкам, а голову покрыл шапкой. Надев ее, он видел всех, кого хотел, другие же его не видели. Взяв от Гермеса кривой стальной меч, он полетел над океаном и застал сестер Горгон спящими. Их звали Стено, Эвриала и Медуса. Единственной смертной среди них была Медуса: по этой причине и был Персей послан, чтобы принести ее голову. Головы Горгон были покрыты чешуей драконов, у них были клыки такой же величины, как у кабанов, медные руки и золотые крылья, на которых они летали. Каждый, взглянувший на них, превращался в камень.
Подойдя близко к спящим сестрам, Персей, руку которого направляла богиня Афина, отвернулся и, глядя в медный щит, где видел отражение Горгоны, обезглавил Медусу. Как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнули крылатый конь Пегас и Хрисаор [отец великана Гериона, которого впоследствии убил Геракл, совершая свой десятый подвиг]. Медуса родила их от бога Посейдона.
Персей, вложив в сумку голову Медусы, двинулся в обратный путь. Горгоны, встав с ложа, кинулись преследовать Персея, но не смогли его увидеть, так как на нем была шапка-невидимка.
Прибыв в Эфиопию, где правил царь Кефей, он увидел, что дочь этого царя Андромеда выставлена на съедение морскому чудовищу. Причиной было то, что Кассиопея, жена Кефея, вступила в спор о красоте с дочерями Посейдона, нереидами, и хвалилась тем, что она красивее всех на свете. По этой-то причине и разгневались нереиды, а Посейдон, гневаясь вместе с ними, наслал на эту землю наводнение и чудовище. А бог Аммон вещал, что избавление от бедствия наступит тогда, когда дочь Кассиопеи, Андромеда, будет отдана на съедение чудовищу. Жители Эфиопии заставили тогда Кефея сделать это, и он привязал свою дочь к скале.
Увидев Андромеду, Персей влюбился в нее и дал обещание Кефею убить чудовище, если спасенная Андромеда будет отдана ему в жены. Получив от Кефея клятву соблюсти это условие, Персей вступил в поединок с чудовищем, убил его и освободил Андромеду. Когда Финей, брат Кефея, который был первым обручен с Андромедой, составил против Персея заговор. Персей, узнав об этом, вынул голову Горгоны и всех заговорщиков тотчас же превратил в камень.
Прибыв на остров Сериф, Персей застал мать вместе с Диктисом припавшей к алтарям богов в поисках убежища от преследований Полидекта. Тогда он вошел в царские покои, где Полидект принимал своих друзей, и показал им, отвернувшись, голову Горгоны; и все они окаменели точно в таком же положении, в котором были, когда взглянули на Горгону. Персей сделал своего приемного отца Диктиса царем острова Серифа, а сандалии, сумку и шапку отдал Гермесу, голову же Горгоны — Афине. Гермес вернул полученные от Персея предметы нимфам, Афина же поместила голову Горгоны посредине своего щита.
Вместе с Данаей и Андромедой Персей поспешил в Аргос, чтобы повидаться с Акрисием, отцом Данаи. Но тот, боясь полученного им прежде предсказания о том, что он погибнет от руки сына Данаи, оставил Аргос и бежал в землю Пеласгиотиду. Но когда в Фессалии были устроены погребальные игры в честь умершего царя Лариссы, туда прибыл и Персей, желая принять в них участие. Там же был и Акрисий, прибывший на ритуал погребения. Во время состязаний по пятиборью Персей метнул диск и нечаянно попал в ногу Акрисию, отчего тот сразу же скончался. Узнав об исполнении пророчества, Персей похоронил Акрисия за городской стеной и, стыдясь вернуться в Аргос, чтобы не стать царем страны, которой правил скончавшийся по его вине человек, прибыл в Тиринф к Мегапенту, сыну Прета, и поменялся с ним: он отдал ему Аргос, и Мегапент стал править аргивянами, Персей же — Тиринфом[ix], где потом будет жить Геракл, когда совершал свои 12 подвигов. Кроме того, Персей фактически правил в Микенах, им же основанных.
От Андромеды у него родились сыновья: Перс, которого он оставил у Кефея (согласно мифу, от него пошел род персидских царей); в Микенах же — Алкей, Сфенел, Элей, Местор и Электрион, и еще дочь Горгофона.
1) От Алкея и дочери Пелопса Лисидики[x] родился внук Персея Амфитрион — будущий приемный отец Геракла.
2) Другой же из сыновей Персея, Электрион, женился на дочери Алкея Анаксо, и от этого брака родились дочь Алкмена — мать Геракла, которая, как и ее двоюродный брат Амфитрион, приходилась Персею внучкой.
3) От Сфенела, еще одного сына Персея, и Никиппы, другой дочери Пелопса, родились Алкиноя и Медуса, а позднее Эврисфей, т.е. опять-таки внук Персея, приходившийся приёмному отцу и матери Геракла двоюродным братом. Он и воцарился в Микенах. Кстати, глашатай Эврисфея, Копрей, также был сыном Пелопса, т.е. дядей Эврисфея и двоюродным дедом Геракла[xi].
Таким образом, мы видим, что в конфликте между Гераклом и Эврисфеем (не менее, чем родословная, связанная с Персеем) важна и другая линия, идущая от Тантала и связанная с именем Пелопса, который приходился Гераклу (по матери и приемному отцу Амфитриону) двоюродным прадедом и которого, кстати, Геракл почитал как бога. В сущности, в последний период своей жизни Геракл повторил то, что когда-то сделал Пелопс — посредством войн объединил Пелопоннес под властью своих потомков. Исторические обстоятельства и, соответственно, перипетии земной жизни героя, связанные с наследием Пелопса (внуком которого был приемный отец Геракла Амфитрион), играли, пожалуй, даже бóльшую роль, чем генетическое родство с Персеем.
***
Отцом Пелопса был Тантал (Τάνταλος[xii]) — сын Зевса и фригийской царицы Плуто, царь Сипила в южной Фригии (Малая Азия), славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, Тантал был женат на дочери бога златоносной реки Пактола Еврианассы (по другой версии Дионы). Как любимец Зевса, Тантал имел доступ к божественным советам и пирам. Но он был смертен и потому завидовал богам и не упускал случая досадить им, например, разглашал тайны богов, услышанные на собраниях олимпийцев.
Трагична судьба детей Тантала — дочери Ниобы и сына Пелопса. Они стали жертвами неприязни со стороны богини всего живого Деметры и бога искусств Аполлона. Так, Ниоба (Νιόβη, вероятно, имя не греческое, а малоазиатское) была близкой подругой богини Лето (Λητώ[xiii]). Однажды, возгордившись своими детьми — Ниобидами, которых было великое множество, Ниоба вздумала сравниться с Лето, у которой была лишь двойня — Аполлон и Артемида. Дочь Тантала заявила, что она плодовитее богини Лето, и та разгневалась. По другой версии, Ниоба стала говорить, что её дети — прекраснейшие из людей, тогда как дети Лето противоестественны: Аполлон женоподобен, а у Артемиды — мальчишеские замашки.
Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. В другой трактовке из дочерей Ниобы спаслась только Хлорида — χλωρός, «жёлто-зелёный», «бледно-зелёный», «бледный» — одна из нимф весны, цветов и ростков, ставшая Флорой.
Девять дней убитые лежали не погребённые. Наконец, на десятый день были преданы земле богами, так как Зевс обратил сердца людей в камень. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень, из которого днём и ночью струятся слёзы. По версии Гомера, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы. По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении[xiv].
Когда Тантал стал рассказывать людям секреты богов, богиня Деметра — через нимф — начала распускать слухи об измене жены Тантала и том, что отцом Пелопса является не он, а кто-то из богов. Уязвленный и униженный Тантал, убив Пелопса и разрубив его на куски, пригласил богов на пир и, решив над ними посмеяться, подал им угощение, приготовленное из тела собственного сына. Но олимпийцы поняли обман. Разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопса к жизни. Гермес, погрузив разрозненные члены Пелопса в котел с кипящей водой, оживил Пелопса. Юноша вышел из кипятка наделенным необычайной красотой (Пиндар, Олимпийские оды, I 37–50). Только одно его плечо, которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны, Гефесту пришлось изготовить из слоновой кости. С тех пор у потомков Пелопса на левом плече сохранялось белое пятно.
Среди преступлений Тантала против богов называют также похищение или укрывательство похищенной золотой собаки из храма Зевса на Крите, некогда охранявшей новорожденного Зевса, и клятвопреступное отпирательство в содеянном (Schol. Pind. 01. I 60). За свои преступления Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями: стоя по горло в воде (либо подвешенный за ноги), он не может напиться, так как вода тотчас отступает от губ; с окружающих его деревьев свисают отягощенные плодами ветви, которые вздымаются вверх, как только Тантал протягивает к ним руку («Танталовы муки»). Над его головой нависает скала, ежеминутно грозящая падением (Ноm. Od. XI 582–592; Apollod. epit. II 1)[xv].
После оживления юный Пелопс рос на Олимпе в обществе богов и стал любимцем Посейдона. Согласно поэтике Пиндара, Посейдон влюбился в него и унес на Олимп. Там он назначил Пелопса своим постельничим, стал кормить его амброзией, но вскоре вернул его на землю, даровав ему колесницу с упряжкой крылатых коней.
После того, как Тантал был осужден за свои преступления перед богами на вечные муки жажды и голода в Аиде, Пелопс покинул Олимп. Он унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища.
В Элиде Пелопс решил добиться руки Гипподамии, дочери Эномая, царя Писы, сына бога войны Ареса и плеяды (нимфы) Стеропы[xvi], женатого на дочери Акрисия, Эварете. Эномай, которому была предсказана смерть от руки зятя, заставлял женихов Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его, владея конями Ареса, и поражал ударом копья в спину. К моменту появления Пелопса в Писе Эномаем было убито двенадцать или тринадцать человек[xvii].
Согласно одной версии мифа (Пиндар, Олимпийские оды, I 67–88), Пелопс легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням, подаренным ему Посейдоном. Но более распространен другой вариант мифа, по которому Пелопс воспользовался помощью Миртила (сына Гермеса), возничего царя Эномая. Пелопс пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой Пелопса, уговорила Миртила оказать Пелопсу содействие. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб[xviii]. Перед смертью Эномай проклял своего возницу и предсказал ему смерть от рук Пелопса.
Пелопс сам правил лошадьми, а подле него в колеснице стояла Гипподамия, которую Эномай всегда приказывал сажать к женихам, чтобы её красота отвлекала их[xix].
После того, как Миртил попытался овладеть Гиппотамией, в соответствии с обещанием Пелопса, последний столкнул Миртила в море. Падая, тот проклял Пелопса и весь его род. За свое вероломство Миртил поплатился жизнью, но и над родом Пелопса нависло проклятие, долгое время преследовавшее его потомков. Это «проклятие Пелопидов» (возможно, проклятие Гермеса — отца Миртила) считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей Пелопса — Атрея и Фиеста и их потомков[xx], истории о которых являются, пожалуй, самыми кровавыми во всей древнегреческой мифологии[xxi].
Очищенный Гефестом от крови Миртила, Пелоп воздвиг храм Гермесу, его отцу, а на ипподроме в Олимпии возвел в честь Миртила курган, чтобы умилостивить дух убиенного и избавиться от проклятия. Пелопс унаследовал трон Эномая, а затем распространил свою власть на всю южную Грецию (Олимпию, Аркадию, Аргос и весь полуостров), которая с тех пор получила название Пелопоннес.
У Пелопса было от Гипподамии шесть сыновей, но его любимцем был Хрисипп[xxii], рожденный от нимфы Аксиохи. Из зависти к нему и по наущениям Гипподамии Атрей и Фиест убили сводного брата и бросили тело его в колодец. Пелопс открыл преступление и изгнал виновных из отечества. Из мифов о Пелопсе известно еще сказание о том, как он пригласил для беседы аркадского царя Стимфала, а затем разрубил его на куски. За это преступление всю Грецию постиг голод, а впоследствии и болезни, о которых повествует, в частности, миф о третьем подвиге Геракла — Стимфалийские птицы[xxiii].
С именем Пелопса в античности связывали установление Олимпийских игр. В Олимпии его потомком, Гераклом, было построено в честь Пелопса святилище, где хранились его кости. Культ Пелопса в древнейшую эпоху, до того, как Олимпия стала культовым местом Зевса, играл особую роль. Олимпийские игры совершались в те времена в его честь: он считался господином священного округа Альтиса. Как сообщает Павсаний, жители Элиды отдавали предпочтение Пелопсу перед всеми остальными героями в такой же мере, как Зевсу — перед всеми остальными олимпийскими богами. Магистраты закалывали Пелопсу черного барана — особо торжественную и важную жертву.
Древность культа Пелопса в Олимпии подтверждена раскопками, открывшими остатки святилища Пелопса, относящегося ко второй половине II тысячелетия до н. э. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок Пелопса и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения. В память о состязании Пелопса с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. В мифе о Пелопсе широко распространенный мотив похищения невесты или состязания за невесту сплелся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции с малоазийскими племенами, восходящими к середине второго тысячелетия до нашей эры[xxiv].
Пелопиды (Πελοπίδαι) — потомки Пелопса: Атрей, Агамемнон, Орест и другие легендарные герои античности, с именами которых связано возвышение Аргоса. На сказаниях о Пелопидах, как уже сказано, сложились многие греческие трагедии[xxv]. Память Пелопса долго чтилась в Греции пышными жертвами. Всё древнее эллинское племя ахейцев считало его своим предком[xxvi].
По большому счету, именно из-за территориального наследства Пелопса, т.е. из-за власти над Пелопоннесом, и разгорелся основной конфликт, определивший судьбу Геракла. Возможно, в мифологическом противостоянии Геракла и Эврисфея нашло отражение столкновение двух реальных царских династий — пелопидов и персеидов (потомков ахейцев и дорийцев) за господство над Пелопоннесом[xxvii]. Однако, как показывают мифы о Тантале и его потомках (Ниобе и Пелопсе), в системе мифологического моделирования мира, общества и его истории это, скорее, символ противоречивого единства живого и неживого на Земле, а также жизни и смерти в судьбе и главных героев, и всякого общества, и человечества в целом. «Танталовы муки» — это не только символ жажды и голода. Это символ неутолимой жажды жизни. Особенно того, кто ее погубил. Именно неразрывное единство жизни и смерти обусловило драматическую судьбу и весьма противоречивый характер Геракла, в котором героизм и благородство часто неотделимы от безумия и жестокости, с которыми неживая природа (образ Тантала) губит жизнь на земле.
Кроме того, образы Ниобы и Пелопса — это аллегории природных катаклизмов, тектонических процессов, в результате которых происходила гибель уже появившихся форм жизни. Также очевидна связь образа Пелопса, истории его расчленения и воскрешения с формированием территории Пелопоннесского полуострова и ближайших к нему островов (Крита, Эвбеи, Серифоса и др.), ставших земной колыбелью греческого мира, омываемой почти со всех сторон морем. Отсюда — образ Пелопса как возлюбленного Посейдона. Подаренная богом моря колесница символизирует мореплаванье, которым с незапамятных времен занимались и предки греков, так называемые пеласги, и ахейцы. И даже образ побочного, но самого любимого сына Пелопса, Хрисиппа, как свидетельствует его имя Χρύσιππος (от χρύσεος — золотой, драгоценный, бесценный[xxviii]), — это лишь аллегория золотоносных рек и месторождений.
Символично, что имя Пелопса весьма созвучно названию пеласгов, населявших территорию будущей греческой цивилизации. Вероятно, оба слова восходят к глаголу πέλω, означающего, во-первых, двигаться, устремляться, во-вторых, оказываться, находиться, быть[xxix]. Если имя Пелопса (Πέλοψ) ассоциируется с прилагательным πελός, т.е. красно-коричневый или бурый[xxx] — своеобразным цветовым символом греческой цивилизации, то название пеласгов ближе к существительному πέλᾰγος — морской простор[xxxi]. В сущности, как имя, так и образ Пелопса — это символ той природной среды обитания — земли и моря — в которой некогда возник греческий мир. Кроме того,
мифы о «злодеях» Тантале и Пелопсе свидетельствуют о египетских и малоазиатских корнях древнегреческой культуры.
Пелопс и Гипподамия
[i] Сегодня такое понимание существования человека в науке принято называть антропным принципом. Антропный принцип — это, в сущности, аргумент: «Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель». Этот принцип был предложен для объяснения с научной точки зрения, почему в наблюдаемой Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, необходимых для существования разумной жизни. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF
[ii] Напомню, что, так сказать, божественными прадедами Геракла были Уран и Гея (пространство неба и земли), а дедами — Кронос и Рея, с которыми связываются понятия вечности и времени.
[iii] Возможно, имя Ἀκρίσιος производно от ἀκρισία, ἀκρῐσία означающее: 1) запутанность, путаница; замешательство; 2) путаность суждения, отсутствие здравого смысла; ἀ. περὴ τοὺς φίλους — неумение разбираться в друзьях. См.: Дворецкий И.Х. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-2936.htm
[iv] Иó в греч. мифологии http://simposium.ru/ru/node/3924
[v] Προῖτος. См.: Дворецкий И.Х.: προΐστημι https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-53039.htm и προΐωξις https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-53033.htm
[vi] В основу изложения истории Персея положен текст Аполлодора «Мифологическая библиотека». Книга II. IV. http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680002
[viii] Энио, Пефредо и Дино — это так называемые Грайи (Γραῖαι, старухи), охранявшие покой горгон.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B8
[ix] Существует и другая версия. Согласно ей, во время странствований героя, Аргос захватил брат Акрисия Прет. Когда Персей с Андромедой вернулся в Элладу, он объявил Прету войну и превратил его в камень, показав голову Медузы Горгоны. Позже он и сам погиб от руки своего двоюродного дяди, сына Прета Мегапенфа (Гигин. Мифы. 244 «Кто убил своих родственников»; Овидий. Метаморфозы. Книга V. 236–250). См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%B9#%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B3%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C
[x] Гесиод. Перечень женщин, фр. 190 М.-У. «Каталог женщин» (Γυναικῶν Κατάλογος) или Эои ( Ἠοῖαι) — древнегреческая эпическая поэма, приписывавшаяся в древности Гесиоду. Она состояла из шести книг, но сохранилась только в виде ряда фрагментов. Поэма представляет собой перечень женщин, от союзов которых с богами произошли герои греческих мифов. Её второе название происходит от оборота «e hoie» — «или такая, как» — с которого начинается рассказ о каждом новом персонаже. Сохранившиеся фрагменты в переводе О. Цыбенко изданы в составе антологии: Эллинские поэты. VIII–III в. до н.э. М., 1999. С. 80–104.
[xi] А.Ф. Лосев связывает браки мифических героев в патриархальную (героическую) эпоху между близкими родственниками с пережитками матриархата, когда в родовой общине такая практика была повсеместной. См.: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957. С. 66, 67.
https://books.google.ru/books?id=YmL-AgAAQBAJ&pg=PA66&lpg=PA66&dq
[xii] Возможно, имя Тантала производно от τανταλόω ταντᾰλόω размахивать, раскачивать или ταλαντεία τᾰλαντεία — подвешенность, висение в воздухе (Plat. - v. l. к τανταλεία) См.: Дворецкий И.Х. https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-60873.htm, а также https://classes.ru/all-greek/dictionary-greek-russian-old-term-60776.htm
[xiii] См.: Лето.
[xv] Ярхо В.Н. Тантал. — Мифологическая энциклопедия. https://gufo.me/dict/mythology_encyclopedia/%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%9B
[xvi] Стеропа.
[xvii] Роберт Грейвс в этом разночтении видит мифологическое отражение лунного календаря и его совпадение — с чередованием в 12 и 13 месяцев — с солнечным календарем, когда в этот день приносили в жертву (убивали) очередного тантиста — преемника или заместителя действующего царя.
[xviii] Аполлодор, II 3–9; Павсаний, VIII 14, 10–12.
[xix] Пелопс, Гипподамия и Эномай.
http://rushist.com/index.php/mifologiya/5598-pelops-gippodamiya-i-enomaj
[xx] Софокл, Электра, 504–515; Еврипид, Орест, 988–994.
[xxi] См.: Кершоу Стивен П. Путеводитель по греческой мифологии. Гл. 12. Дом Пелопа. https://culture.wikireading.ru/4242
[xxii] Хрисипп. См.:
[xxiii] Пелопс разрубает Стимфала на куски так же, как с ним самим ранее поступил Тантал. Эта древнейшая форма царского жертвоприношения совершенно определенно существовала в Аркадии. Судя по всему, Пелопиды действительно являлись патронами нескольких местных культов, помимо культа солнечной колесницы, а именно: аркадский пастушеский культ дуба и барана, о котором свидетельствует связь между Пелопсом и Танталом, и принесение Пелопсом в жертву черного барана в Олимпии; культ куропатки на Крите, в Трое и Палестине, о котором свидетельствует танец «кордакс»; культ титанов, поскольку одним из эпитетов Пелопса был «Кронид»; культ морской свиньи; культ бога-осла, о чем можно судить по тому, что дух Килла помогал ему во время соревнования колесниц. Р. Грейвс. http://www.sno.pro1.ru/lib/graves/108-117/109.htm
[xxiv] Аполлодор. Комментарии.
[xxv] Энциклопедия мифологии. Пелоп.
[xxvi] Пелопс, Гипподамия и Эномай.
http://rushist.com/index.php/mifologiya/5598-pelops-gippodamiya-i-enomaj
[xxvii] См.: Савельев А.Н. Геракл мифический и Геракл исторический. http://litra.pro/ot-gerakla-do-perikla-drevnegrecheskaya-istoriya/saveljev-andrej-nikolaevich/read/4
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы