Русская философия. Феноменология творения 32. Эпифания полиса.
Мы выяснили, что полис – это живая форма, единство многообразного, единство, в котором нет разницы между малым и большим, одним и многим, далёким и близким, своим и чужим, прошлым и будущим. В полисе самый малый очаг значит столько же, сколько все остальные очаги вместе взятые, а самый большой очаг – только единица многообразия.
В полисе нет и не может быть демоса – народа, то есть собрания граждан-людей как отдельной единицы или силы полиса, и тем более как основной его составляющей. Нет отделения людей от родной земли, то есть нет выделения вида людей из единой сферы полиса, внутри которой – земля, вода, воздух, космос данного полиса. Нет отделения – нет и отдельного, частного, собственного! В полисе нет и не может быть никакой собственности.
Однако полис – это уже и не род. Поскольку в полисе человек воспринимает себя человеком, тогда как в роду человек воспринимал себя родом: он был солнцем, луной, красным попугаем, камнем, ручьём. Наивная непосредственность восприятия родового человека сменилась дифференцированной непосредственностью гражданина полиса. Или, что то же самое, непосредственность восприятия целостности сменилась непосредственностью восприятия многобразия.
Полис – удивительно редкий феномен во вселенной, феномен, в котором его сущность неотделима от его существования, не спрятана от непосредственного восприятия, не утоплена в демокритовский колодец бытия. В феномене полиса само бытиё присутствует как существование, явлено как есть, явлено в ивановском смысле явления – непосредственного, очевидного, тут присутствующего и несомненного наличия. В теологии такие феномены называются эпифаниями.
Эпифания полиса уникальна и матрична. Уникальна в том смысле, что единственна и неповторима. принципиально единственна и неповторима. Матрична в том смысле, что полис становится матрицей, внутренней целью, живой формой, в которой происходит всё дальнейшее движение человека, его индивидуальное развитие как социального существа, то есть освоение этой формы как формы своей жизни, подобной дыханию, восприятию, движению, мышлению.
Последующие почти два тысячелетия человек накапливал опыт именно политический в точном и единственном смысле этого термина, совершенно не совпадающим с тем его смыслом, который распространён сейчас. Главная разница значений в том, что в матричном смысле политика – это живое взаимодействие многобразного, в общеупотребительном же – отношение к власти.
Как обычно бывает в истории человечества, такое смещение в значении одного из самых важных и наиболее часто употребляемых понятий произошло не в результате тёмных намерений нечистоплотных людей, а в ступенчатости опыта освоения живой формы полиса. А именно: освоение дифференциации людей, то есть освоение опыта взаимодействия между разными людьми. Что бы ни думал и что бы ни говорил человек о политике, внутренней формой его речи всегда был, остаётся до сих пор и будет оставаться до своего полного свершения античный опыт полиса; и чтобы ни думали и что бы ни слышали остальные внутренней формой их восприятия был, есть и будет тот же самый смысл. Только поэтому люди могут не только разговаривать, но и взаимодействовать друг с другом. Только имея реальный живой опыт. Всё остальное – от лукавого.
Преодоление первой ступени политической жизни исторически зафиксировано в так называемом возрождении, когда был не просто возрождён античный опыт полиса, а освоен опыт политической жизни в условиях не непосредственного, а теперь уже опосредованного восприятия человеком многообразия. В возрождение человек полиса предстал уже индивидуировавшимся, индивидуализировавшимся, то есть предстал индивидуумом, индивидом, автономным субъектом или просто – субъектом.
Человек впервые в человеческой истории воспринял себя отдельным, самому себе принадлежащим существом, атомом, монадой.
Человек впервые воспринял себя отдельным телом.
Леонардо. Витрувианский человек.
Декарт. Я мыслю, я существую.
До этого времени отдельного человека не существовало.
Он всё время был непосредственно и всесторонне вписан в более широкую систему-иерархию: родовую, небесную, земную.
Полностью отделившись, выделившись человек стал вновь осваивать живую форму полиса, однако теперь уже как индивидуум. Став собственником самого себя, он стал осваивать индивидуальную собственность и индивидуальные границы. Наступает время власти и собственности как первого замещения форм политической индивидуации. Власти в её чистом виде, как насилия одного над другим вне родовых иерархий, рабства, царства и пр.
Теперь просто человек доминирует над другим просто человеком.
И теперь просто человек владеет просто собственностью: своим телом, имуществом, городом, страной.
Впервые человечество (в матрице, но не в существовании) разделилось на атомы индивидуумов. Соответственно, впервые человек получил матрицу восприятия всех людей равными, априори равными. Так появляется матрица горизонтального, между-человеческого равенства или подобия. Прежде люди не воспринимали других себе подобными, отгораживаясь друг от друга родовой, расовой, кровной стеной.
Матрица подобия открывает или создаёт единое пространство взаимодействия, однопорядковое поле взаимодействия между отдельными, отделёнными друг от друга, но подобными (равными) субъектами. Одним из модусов такого поля является информационное пространство, единая стихия движения информации.
Единая горизонталь общения. От человека к человеку. Технически она возникает как сеть, обволакивающая мир паутина, имеющая свои точки входа и выхода, матрично – как стихия, доступная каждому. Пределом её развития будет каждый отдельный человек как точка свободного входа и выхода данной стихии, отсутствие посредников в движении информации от одного человека к другому, это будет своего рода квантовое общение, в котором сообщение одного напрямую воспринимается каждым желающим его слышать, потому что не имеет никаких ограничений распространения. Единственным ограничением будет являться, точнее, уже сейчас является только способность другого кванта к резонансу, подобному встряхиванию, соответствующему содроганию и ничего более.
Одновременно с горизонталью развивается и вертикаль политической жизни современного человека, появляется и реализуется необходимость над-государственных форм, преодолевающих ограниченность государств и корректирующих неизбежные превращения-извращения слишком раздробленных и слишком коснеющих в этой раздробленности стихийно возникших государственных образований. Лига наций, Организация объединённых наций, Европейский союз и пр. над-порядковые формы представляют собой первые опыты преодоления выработавших свой исторический ресурс государств. Конечно, это не означает, что государства быстро исчезнут, уступив своё место одному государству-гиганту, но несомненно, что многобразие существующих государственных форм будет преобразовано в единое сложное многоуровневое системное образование, в котором будут развиты нормы собственно политической жизни. То есть в этой форме не будет власти, собственности, посредничества, представительства, заместительства и прочих переходных форм.
Живая форма полиса выполнится полностью.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы