Русская философия. Феноменология творения 48. Что у нас есть
Малек Яфаров (31/03/2014)
Философия – это любовь к мудрости.
Мудрость выражалась в самых различных формах: слове или молчании, памяти или беспамятстве, личном поступке или воздержании от него, уединении или общении, жизни или смерти. Почему мы такое разнообразие принимаем за одно? Что общего для нас в смерти Сократа или Гоголя, прекращении аскезы Гаутамой или уходе Толстого из Ясной, "Рассуждении о методе" Декарта или "Критике чистого разума" Канта? Что делает такое разнообразие – философией? мудростью?
Полнота!
Полнота не в смысле полноты чего бы то ни было в самом себе, а полнота как завершение, совершение чего бы то ни было. Полнота как добавление в происходящее того, чего в нем не хватает, чтобы это происходящее наполнилось всем для него возможным. Тогда происходящее может стать событием, приобрести форму, превратиться в атом, как говорили древние, или феномен, как говорят сейчас.
Событие, атом, феномен по самому своему определению несет в себе все, что минимально необходимо для его бытия. И что в силу этого – действительно было, есть и будет, или просто - что есть. У человечества мало что действительно есть. Впрочем, того, что есть у человечества, вполне достаточно, чтобы каждому человеку смочь стать. И тем самым быть.
В истории человечества – миллиардов смертей, слов, поступков, однако в его опыте - всего лишь несколько смертей, слов, поступков.
Потому что не рассеивается только достигшее полноты, завершенности или совершенности. Полное – это сделанное, свершенное, совершенное. Знаем мы о нем или нет, полное есть в нашем опыте и именно поэтому мы не можем его игнорировать. Смерть как феномен доступна нам не потому, что мы все, и каждый из нас, умрём, а потому, что есть смерть Сократа и Гоголя.
Без совершенной смерти вообще нет смерти. И, действительно, пока ты жив, смерти нет, когда же ты умер, смерти тоже нет. Для абсолютного большинства людей смерти вообще нет, что бы они ни говорили. Человечество до сих пор живет так, как будто смерти не существует. Не существует как бытия, как полноты, как того, что есть и что в силу своего бытия совершенно. Именно такой опыт смерти осуществил, то есть довел до полноты Гоголь. То есть Н. В. оставил нам смерть как бытие, совершенство, полноту. Гоголь оставил нам возможность быть смертью, стать смертью, как Некто оставил нам возможность стать, быть любовью.
Конечно, повторить опыт смерти Гоголя невозможно, как и опыт смерти Сократа или опыт мышления Декарта. Потому что атомы, феномены неповторимы, исключительны. Они принципиально единичны, потому что доведены совершившим их человеком до состояния полноты, совершенства, бытия. Гоголь умер не как Сократ, он не повторял чей бы то ни было опыт, но, несомненно, опыт смерти Сократа уже был в жизненном опыте Гоголя.
Мудрость Гоголя в доведении выпавшего ему опыта смерти до его полноты. Каждому человеку выпадает некий опыт смерти, но практически никто не делает его личным опытом, опытом живого. У каждого человека, даже самого необразованного, есть некий опыт мышления, но практически никто не мыслит лично, не совершает мышление, как это сделал Декарт своим "я мыслю", предоставив нам возможность личного участия в феномене мышления, возможность стать, быть мыслью. Толстой ушел из Ясной, совершив свой опыт мужа, доведя его до возможной полноты, приняв выпавшие ему ограничения и выполнив их.
Мудрость в полноте и, следовательно, в ограничении и неизбежном выходе из полноты. Ты не только должен довести выпавший тебе путь до конца, но и определить сам этот конец! Достигнуть полноты опыта значит достигнуть пустоты, этот опыт окружающий, пустоты, отделяющий этот опыт-атом-феномен-событие от всего остального, что этим событием не является и являться не может.
Ты мыслил и перестал мыслить.
Ты был мужем и перестал им быть.
Ты делал и перестал делать.
Ты был сложен и стал прост.
Ты был полон и стал пуст.
Ты был жив и ты умер.
Если ты не умеешь не мыслить, ты не мыслил.
Если ты не умеешь быть один, ты не был в общении.
Если ты не умеешь бездействовать, ты ничего не сделал.
Если ты не умер, ты и не жил.
Полное конечно и единично.
Рассеявшегося, исчезнувшего не было.
Отправиться в вечное путешествие можно, только поставив точку, завершив, совершив.
В пустоте плавает только то, что есть.
Последние публикации:
Совершенное мышление 412. Теорема актуальности 51 –
(22/08/2023)
Русская философия. Совершенное мышление 407. Димемы 9 –
(27/06/2023)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы