Русская философия. Феноменология творения 59. Теоремы и леммы современной философии.«Точка переворачивания»
Теорема. Предметом познания не является ни существующее, ни предполагаемое существующее, но только то, что возможно помыслить.
Лемма. Существующее уже познано.
Лемма. Предполагаемое существующее уже помыслено.
Комментарий. Знание существующего уже необходимым образом включено в существующее, составляет для человека его существенную часть и не может быть из него выведено. Более того, это знание никоим образом не может быть изменено или исправлено. Человек всегда живет в том мире, который он знает, или, наоборот, но то же самое, человек знает именно тот мир, в котором живет. И его знание вполне соответствует его жизни и даже обеспечивает ее. Невозможно познавать то, что уже познано. Второй, третий и т.д. раз познание можно только воспроизводить, но не производить.
Теорема. Познание существующего всегда есть его объяснение.
Лемма. Познание существующего познанием в строгом смысле не является.
Лемма. Познание не является адаптацией.
Комментарий. В самом намерении познавать существующее заложено противоречие, которое было сформулировано еще античными философами, а именно: стремясь познать нечто, необходимо узнать то, что ты познаешь, как именно то, что ты стремишься знать; для чего необходимо уже знать то, что ты стремишься знать. Таким образом познание существующего всегда является узнаванием или признанием, своего рода коррекцией уже имеющегося знания, приведением его в еще большее соответствие наличному. В таком познании никогда не появится ничего принципиально нового, никакой синергии, только легализация существующих и уже вполне успешно действующих в наличном знаний.
Теорема. Познание создает возможное (мир).
Лемма. Познание не творит мир.
Лемма. Познание мир (возможное) не выдумывает, не придумывает его.
Комментарий. Познание не занимается узнаванием существующих у человека возможностей, поскольку эти возможности уже являются результатом определенного опыта человека, в который с необходимостью входит и познание. Познание раскрывает или, что то же самое, определяет только новые возможности человека, которые никаким другим образом не могут быть получены, кроме познания. Открытие-создание единого информационного поля является результатом, как говорят философы, чистого познания. Предположить можно все, что угодно, но положится только то, что может быть помыслено. В качестве возможности и единый информационный континуум, и розовый слон, и мыслящий робот равноценны, то есть одинаково возможны, но стать предметом или субъектом мысли может быть только информационный континуум.
Теорема. Познание есть самопорождение (по терминологии Гегеля).
Лемма. Познание не является обобщением отдельного, разрозненного, разнообразного.
Лемма. Познание не является ни индукцией, ни дедукцией, ни их сочетанием.
Комментарий. Обобщение, индукция, дедукция, анализ синтез и другие технические средства мышления ни в каком своем сочетании не могут произвести мышление как познание. Прежде всего потому, что их сочетание не может породить никакой модус бытия или существования, кроме воспроизводства уже существующего, пусть даже как возможное существующее. Подвиг Декарта в том и состоял, что он первым нашел «точку переворачивания» мира и человека, или самопорождение человека как мыслящего. Однако не следует думать, например, вслед за Гуссерлем, что это самопорождение есть точка (или акт) чистая, одинаковая для всех. Ни в коем случае. Античные философы установили тотальность человека, его полное присутствие во всем, что с ним происходит и что он делает. «Чистота» достигнутой или совершенной мысли не в том, что она производит чистого мыслителя, а в том, что случившаяся мысль становится формой нового опыта. Станет ли этот опыт формой для других, - вопрос другой.
Теорема. Познание необратимо.
Лемма. Мысль невозможно вернуть назад и построить по-другому.
Лемма. Мысль единична.
Комментарий. Представление академических философов о том, что познание, как лестница Иакова, обеспечивает обратимое движение в любом направлении, говорит только о том, что для них мир уже познан, обратим и в принципе безопасен. Вызов современного человека и философии: «теперь между мной и тобой (миром)» (по формуле Растиньяка), академики превратили в вызов: «теперь между нами о нем». Для них мышление обратимо, заменяемо, абстрактно, кабинетно порождаемо и повсеместно тиражируемо. Они не знают единичности или атомарности мышления, его принципиальной незаместимости. Они с охотой подумают за кого угодно: Декарта, Гегеля, Гуссерля, но только не каждый из них только за самого себя.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы