Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 135

 

 

Без этой памяти не было бы ничего из того, что было.
Призрак не рассказал Гамлету что-то принципиально новое, он лишь дополнил и уточнил полноту картины преступления, довёл видение этой картины до необходимой полноты, поставил точку.
"Прощай, прощай и помни обо мне!"
Впрочем, пока этого достаточно, ведь история Гамлета была для меня здесь лишь иллюстрацией возможного разворачивания судьбоносных событий, а не единственно возможным типом такого разворачивания. Добавлю только два замечания:
"Гораций, много в мире есть того,
Что вашей философии не снилось."
Философия повседневности, в том числе или прежде всего академическая профессиональная философия во многом питается из живого источника событий, но занимается как раз смешением, адаптацией этих событий к наличной системе представлений, образуя всё ту же "низкую смесь" существования.
И второе:
"Порвалась дней связующая нить
Как мне обрывки их соединить!"
Эта нить порвалась не тогда, когда Гамлет узнал об убийстве, она порвалась именно в тот момент, когда это убийство произошло, а его последствия были восприняты всеми как должное. Нить рвётся не разовым, а всеобщим злодеянием, потерей памяти всеми. Почти всеми. Соответственно, соединяет оборванное не месть, она на такое неспособна, восстанавливает оборванное удержанная, сохраненная Гамлетом память! О том, что такое человек в полном смысле слова.
Продолжим.
Таким образом, к связи "человек – культура" необходимо подходить совершенно иным способом, чем к связи "человек – общество". Социально-исторический подход, даже обогащенный герменевтикой как методом разгадывания индивидуального, оказывается совершенно здесь непригодным, его нельзя никоим образом модифицировать, корректировать, осовременивать, чтобы он стал более эффективным.
Требуется совершенно новая методология, синтез различных типов средств, среди которых собственно научный и герменевтический являются лишь частными элементами и могут быть только вспомогательными.
Пока назову новую методологию – "феноменологией творения", пока, потому что возможно, что по ходу разработки потребуется коррекция этого термина или даже его замена.
"Феноменология" потому, что предметом исследования являются феномены – индивидуумы как единства многообразия, единичные целостности, атомы; "творения" потому, что эти феномены появляются как результаты действия у-топосных форм жизни.
Феноменология творения исследует феномен как индивидуум жизни, не имеет значения будет ли этот феномен отдельной клеткой, вот этим человеком или данной галактикой. Индивидуум – неразложимая на элементы единичность, целостность многообразного, атом в пустоте.
Особенность сформировавшегося в данных размышлениях подхода – нахождение возможности рассматривать индивидуум или феномен как уникальное, единственное и неповторимое существо, или, как говорили в древности, "дух" или "бог".
Феномен невозможно объяснить через его взаимодействие с другими феноменами, его положением среди них, изменением этого положения и т.д. Индивидуум как индивидуум не поддаётся никакому причинно-следственному пониманию, он формируется в континууме, который не улавливается, не видится обычным мышлением. Максимумом того, что может мышление европейского типа – это феноменологическая редукция, например, сведение к "первым актам" (Гуссерль).
Мышление востока рассматривает феномены (индивидуумы) как сочетание элементов и, в соответствии с характером своего внимания, занято "очищением" этого сочетания от "загрязняющих" его элементов, например, некоторых фиксаций индивидуума.
Характерно, что и западный, и восточный тип внимания ориентированы на безличный характер индивидуума, сводя его феноменальность к набору стандартных элементов, поддающихся определению, классификации, группированию и пр. Такая направленность внимания не улавливает именно единственность данного индивидуума, его принципиальную неклассифицируемость, уникальность, разовость и неповторимость.
Внимание феноменологии творения направлено как раз на единственность и неинтерпретируемость индивидуума, его ценность самого по себе, вне каких бы то ни было соотнесений с другими индивидуальностями. Для некоторой (но не прямой) аналогии такой подход можно было бы назвать квантовым, если бы в квантовой теории можно было бы рассматривать каждый квант как отдельную уникальную вселенную со своей скоростью, энергией и т.д. Впрочем, физика неизбежно будет двигаться и в этом направлении тоже, то есть не только в направлении унификации вселенной, но и в направлении её индивидуации.
Если просмотреть весь цикл "совершенного мышления", то очевидно, что поставленная в самом его начале задача – направление внимания на совершенство мышления и удерживание этой направленности в продолжении всего цикла, сегодня привела к нахождению этого совершенства, к открытию возможности рассматривать индивидуум как целостность, уникальность, разовое творение жизни.
Всё по-честному: направленное и – самое главное и трудное – удержанное внимание сформировало соответствующее этой направленности намерение, или, что то же самое, создало действующую связь с уже сформированным намерением, как, например, направленность внимания ребёнка на речь создаёт у этого ребёнка действующую связь с речью как формой жизни, в результате чего каждое конкретное обращение внимания на говорение или слушание актуализирует у этого ребёнка речь или слух. Творит его говорящим или слушающим.
Поэтому я заканчиваю цикл "совершенное мышление" и начинаю новый "феноменологию творения".
Теперь моё внимание будет направлено на живую связь индивидуумов с творящими формами, которые в отношении человека я называю культурой и которые представляют собой накапливаемый вселенной опыт жизни. Этот опыт и индивидуально уникален, и уникально индивидуален. Он является феноменальной основой и индивидуальной, и общественной жизни.
Сам факт раскрытия и вступления в континуум творящих форм говорит о том, что современная цивилизация достигла своей зрелости и теперь может не только понимать принципы своего формирования, но и корректировать их. И даже не столько корректировать, сколько участвовать в их формировании, то есть творении жизни.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка