Комментарий | 0

Русская философия. Совершенное мышление 190. Николай Бердяев

 

     Начну со слов самого Николая Бердяева о себе, которые я, конечно, подобрал, исходя из собственной задачи раскрыть его сначала как русского (в культурном смысле) человека, потом как философа.

     "С одной стороны, я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира как события, происходящие со мной, как собственную судьбу, с другой стороны, я мучительно переживаю чуждость мира, далекость всего, мою неслиянность ни с чем.
     У меня же было чувство неприспособленности, отсутствие способностей, связанных с ролью в мире.
     Я испытывал не столько нереальность, сколько чуждость объективного мира.
     Неукорененность в мире есть глубочайшая основа моего мироощущения.
     Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться со временем.
     Мне чуждо было чувство вкоренённости в землю.
     Я всегда бежал от конечности жизни.
     .... мне все казалось не настоящим.
     Соборность есть моё качествование, расширение моего опыта до сверхличного, всеобщего опыта.
     ...никогда не мог примириться ни с чем тленным и преходящим, всегда жаждал вечного и только вечное казалось мне ценным. Я мучительно переживал расставание во времени, расстояние в пространстве.
     ...моим коренным и изначальным отталкиванием от обыденности, от принуждающей меня эмпирической действительности.
     Я никогда не соглашался сделаться частью чего бы то ни было. Я стремился не к изоляции своей личности, не к ее замыканию в себе и не к самоутверждению, а к размыканию в универсум, к наполнению универсальным содержанием, к общению со всем. Я хотел быть микрокосмом, коим и является человек по своей идее".
 

     В этих выписках из "Самопознания" Николая Бердяева хорошо прослеживается характерная черта человека русской культуры, - переживание отделенности от наличного, восприятие наличного как "слишком" конечного, "слишком" преходящего, "слишком" временного, в случае Бердяева - действительное, существующее, наличное переживается им как слишком чуждое, как такая жизнь, к которой почти невозможно приспособиться, найти в ней достойную роль и место, как такое время, с которым нельзя примириться. Всматриваясь в себя и описывая себя, Бердяев чаще всего употребляет слово - "мучительно". Мучительно переживать чуждость мира и "не настоящее" существование, конечность и бессмысленность существующего. Очень русское переживание! Достаточно вспомнить "привычное от вечности" Льва Толстого, его восприятие жизни человека как необходимости "ограничения пространства, времени и причинности", которые надо принять как долг, затем максимально, на пределе сил выполнить его, после чего сбросить с плеч, уйти из Ясной!

     Восприятие предметного (по терминологии Бердяева - "объективированного") мира как далёкого и чуждого обусловлено направленностью русской культурной матрицы на стихию творения или единство всего, восприятию жизни как стихии; описание такой внутренней направленности, обращённости к единству (но не "общему") также часто встречается в самоописании Бердяева, который настаивает на этой особенности русского человека и себя самого в том числе. Для него русское единство или соборность нельзя понимать в предметном, объектном смысле чего-то общего для всех и, тем более, общего для группы (большинства) людей, поскольку это единство духовное, метафизическое, имманентное, внутреннее; это единство достигается внутри самого человека, его углублением в свою богочеловеческую природу.

     Следующей своей особенностью как личности Бердяев выделяет крайне обострённое, несомненное, отчётливое переживание себя - человеком, персоной, личностью, я:

     "Я никогда не чувствовал себя частью объективного мира и занимающим в нем какое-то место. Я переживал ядро моего "я" вне предстоящего мне объективного мира. Лишь на периферии я соприкасался с этим миром. Неукорененность в мире есть глубочайшая основа моего мироощущения. С детства я жил в мире, непохожем на окружающий, и я лишь притворялся, что участвую в жизни этого окружающего мира. Я защищался от мира, охраняя свою свободу. Я - выразитель восстания личности против рода. Я чувствовал себя существом, не произошедшим из "мира сего" и неприспособленным к "миру сему". Я мучительно чувствовал чуждость всякой среды, всякой группировки, всякого направления, всякой партии. Я никогда не соглашался быть причисленным к какой-либо категории. Я не чувствовал себя входящим в среднеобщее состояние человеческой жизни. Это чувство чуждости, иногда причинявшее мне настоящее страдание, вызывало во мне всякое собрание людей, всякое событие жизни. Во мне самом мне многое чуждо. Я всегда чувствовал мучительную дисгармонию между "я" и "не-я", свою коренную неприспособленность. Я никогда не чувствовал себя чему-либо или кому-либо в мире принадлежащим. Я во всем участвовал как бы издалека, как посторонний, ни с чем ни сливался". И т.д.

     Конечно, это переживание современного человека, человека современной цивилизации - переживание себя даже в самой гуще событий, в толпе - отдельным, одиноким, одним во вселенной. Здесь мне вспоминается Михаил Лермонтов, который с такой же остротой, как и Николай Бердяев, чувствовал себя отдельным и с таким же острым мучением переживал это одиночество, находя успокоение, внутренний мир и даже экстаз лишь тогда, когда "выходил один на дорогу". Нет никакого противоречия в том, что Бердяев и русский человек, и человек современный: современная цивилизация прорастает сквозь сор уходящего родового мира, питаясь гумусом прошлого, но формируясь изнутри себя. Мы можем называть себя русскими до тех пор, пока в нас жива матрица единства, пока наше внимание обращено на стихию жизни и пока мы помним об этом.

     Продолжим. Николай Бердяев так описывает свой способ разрешить или скоординировать свои особенности - чуждость миру, обращённость к единству и острое переживание одиночества:

     "Однажды на пороге отрочества и юности я был потрясен мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла.

     Это был поворот к духу и обращение к духовности. Я почувствовал большую духовную устойчивость, незыблемую духовную основу жизни не потому, что я нашел определенную истину и смысл, определенную веру, а потому, что я решил посвятить свою жизнь исканию истины и смысла, служению правде. Это объясняется тем, что такого рода искание истины есть в известном смысле и нахождение истины, такого рода обращение к смыслу жизни есть проникновение смыслом".

     Бердяев осуществил рефлексивную процедуру традиционного философского типа: "я знаю, что ничего не знаю" Сократа; "я мыслю, я существую" Декарта; "я сам" Канта; в случае Бердяева - "я нашел смысл в том, что я ищу смысл" или "я осмыслен поиском смысла". Лебедь, рак и щука его чуждости миру, обращенности к единству и предельного одиночества объединились в страстном поиске или даже в страстной борьбе за свободу человека, ищущего смысл.

     "Я удержался в жизни, ни на что не опираясь, кроме искания божественной жизни.
     Я философски мыслил всю жизнь, каждый день, с утра до вечера и даже ночью.
     Моя философская мысль была борьбой за освобождение.
     Я всегда хотел, чтобы философия была не о чем-то, а чем-то, обнаружением перво-реальности самого субъекта.
     Философия есть борьба.
     Я представитель личности, восставшей против власти объективированного "общего". В этом пафос моей жизни".

     Трудно скоординировать раздирающие тебя на куски страсти, ещё труднее противостоять увлекающим тебя общественным трендам, почти невозможно не потеряться в социальных катастрофах. Николаю Бердяеву это удалось именно благодаря своей страсти поиска, которую он противопоставил жизненным вихрям и которая направилась у него в нескольких направлениях.

 

     1. На основании переживания чуждости мира сформировалось представление об "объективации":

     "...существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа. Объективированный мир не есть подлинно реальный мир, это есть лишь состояние подлинного реального мира, которое может быть изменено. Объект есть порождение субъекта".
     И представление об катастрофичности мира и его судеб:
     "Закона необходимого исторического прогресса нет, это противоречит свободе человека и предполагает ложную объективную телеологию".
 
 

     2. Матрично-русская обращенность Бердяева к единству жизни стала основанием его философии религии, основными темами которой стали:

     - тема христианства как религии свободы:

     "Бог есть свобода и дает свободу. Он не Господин, а Освободитель, Освободитель от рабства миру. Бог действует через свободу и на свободу".

     - тема христианства как религии Богочеловечества:

     "...человек есть образ и подобие Божие, вершина творения, он призван к царствованию, Сын Божий стал человеком и в Нем есть предвечная человечность. Существует соизмеримость между человеком и Богом в вечной человечности Бога. Без этой соизмеримости нельзя понять самой возможности откровения. Откровение предполагает активность не только Открывающегося, но и воспринимающего откровение. Оно двучленно".

     - тема вечности:

     "Если нет вечности, то ничего нет".

 

     3. Третий и определяющий горизонт внимания Николая Бердяева - он сам как человек, личность, персона, я, горизонт, в котором были развернуты главные темы его жизни:

     - тема творчества:

     "Тема о творчестве, о творческом призвании человека - основная тема моей жизни.
     Для уяснения моей мысли очень важно понять, что для меня творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека и обязанность человека. Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога. Дерзновение творчества было для меня выполнением воли Бога, но воли не открытой, а сокрытой...
     Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. Бог ждет рождения в Нем человека. На этой глубине должен быть поставлен вопрос о творчестве. Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. Но без этого дерзновения откровение Бгочеловечества лишается смысла.
     Предельное дерзновение в том, что от человека зависит не только человеческая судьба, но и божественная судьба.
     Творчество для меня - раскрытие бесконечного, полет в бесконечность, не объективация, а трансцендирование. ...творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер.
     Царство Божие приходит и через творческое дело человека. Новое, завершающее откровение будет откровением творчества человека. Это и будет чаемая эпоха Духа. И в ней, наконец, реализуется христианство как религия Богочеловечества. Творчество есть продолжение миротворения".

     Очевидно, что в теме творчества сошлись, сплелись все решающие переживания Бердяева.

 

     - вполне русская тема бессмертия:

     "...победа над смертью представлялась мне основной проблемой жизни.
     Христос победил смерть. Победа эта совершилась в субъекте, то есть в подлинной перво-жизни и перво-реальности".

     - тема свободы личности от какого бы то ни было насилия:

     "Человек должен быть теоцентричен и организовать себя на божественном начале, в этом его образ, общество же должно быть антропоцентрично и организовано на началах человечности.
     Свобода, личность, творчество лежат в основании моего мироощущения и миросозерцания.
     Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, мое созидание добра и зла. Я верил всю жизнь, что божественная жизнь, жизнь в Боге, есть свобода, вольность, свободный полет, без-властие, ан-архия.
     Я принадлежу к тому типу людей и к той небольшой части поколения конца 19 и начала 20 века, в которой достиг необычайной остроты и напряженности конфликт личности, неповторимой индивидуальности с общим и родовым".
 

     - тема человека, современного (для меня) человека, в которой Николай Бердяев мне больше всего созвучен:

     "Время в человеке, а не человек во времени.
     Человек в полноте своей есть космос и личность.
     Человек есть существо  метафизическое.
     Смысл жизни должен быть соизмерим с моей судьбой.
     Все обновляется для мысли.
     Великая задача, к которой нужно стремиться, это достигнуть общности, общения, понимания в наиболее индивидуальном, оригинальном, единственном".

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка