Шеллинг
Фридрих Шеллинг (1775-1854)
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) — немецкий философ-классик, который в различные периоды своей жизни разрабатывал разные философские концепции: от натурфилософии до философии откровения[i]. Последователь Канта и Фихте, Шеллинг сыграл решающую роль в становлении абсолютного идеализма Гегеля и его диалектики. Именно у Шеллинга «анти-гегель» Шопенгауэр заимствовал, хотя не особо утруждал себя ссылками на «первоисточник», самое важное понятие своего учения – понятие мировой воли, а также мысль о двояком отношении к смерти как ужасу и умиротворению. Как отрицание философии Шеллинга и даже личная неприязнь к автору появилось учение Фейербаха, без которого не было бы и Ницше. Именно у Шеллинга Ф. Энгельс взял формулировку основного вопроса философии об отношении мышления к бытию. Шеллинг, как никто другой из немецких мыслителей, оказал заметное влияние на русскую художественную и философскую культуру XIX в. в целом и, в частности, творчество П. Чаадаева, В. Одоевского, А. Григорьева, А. Хомякова, П. Киреевского, Ф. Тютчева[ii]. Но ему и самому русская культура была близка по духу: “Не будь я так стар, я принял бы православие”, — признавался философ В. Одоевскому. Не удивительно, что именно из учения Шеллинга выросла первая в России философско-религиозная система – философия всеединства Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) и его учение о мировой душе.
***
Фридрих Шеллинг родился 27 января 1775 г. в вюртембергском городке Леонберге (близ Штутгарда) в семье пастора[iii]. Кроме Фридриха, в семье было еще четверо детей. Выдающиеся способности и феноменальная память Шеллинга проявились рано и ярко. Уже в детстве он умел сочинять стихи на самых разных (в т.ч. древних и восточных) языках.
В 15 лет Шеллинг блестяще оканчивает монастырскую школу в Бабенхаузене и становится студентом Тюбенгенского теологического института, где подружился с Гегелем и поэтом Гельдерлином, вместе с которыми сажал символическое дерево свободы. Хотя Шеллинг был младше своих друзей, именно он был лидером. В 16 лет Шеллинг знакомится с сочинениями Канта и уже через год защищает магистерскую диссертацию по философии, а также публикует свое первое сочинение, посвященное мифологии. В 18 лет Шеллинг встречается с Фихте и под его влиянием пишет ряд работ, ознакомившись с которыми, Фихте признал, что их юный автор наилучшим образом проник в суть его “наукоучения”.
Шеллинг начинал с Фихте, но сразу же стал преодолевать фихтевский субъективизм; увлекся Спинозой и никогда не забывал о нем, но затем все большее внимание стал уделять Лейбницу. «Как плодотворно каждое слово этого мужа; ни разу не пришлось ему затронуть какой-либо предмет так, чтобы волшебным образом его не посетила идея», - писал о Лейбнице восторженный Шеллинг[iv].
По окончании института, Шеллинг защищает богословскую диссертацию и работает домашним учителем в аристократических семействах Лейпцига, используя свободное время для занятий философией, а также изучения математики, физики и медицины. Сам Шеллинг считал, что он трудится лишь над дополнением фихтеанского наукоучения, однако его работа “Идеи к философии природы” (1797) положила начало новой философской концепции.
В 1798 г. в Йене в доме Шиллера состоялось знакомство Шеллинга с Гете, при содействии которого Шеллинг в возрасте 23 лет становится профессором Йенского университета. Каждая его лекция была настоящим триумфом. В 1800 г. он публикует “Систему трансцендентального идеализма”. Это сочинение было попыткой синтезировать учение Фихте и философию природы, но оно лишь углубило расхождения с Фихте. В “Изложении моей философской системы” (1801) Шеллинг в самом названии подчеркнул оригинальность своего учения и сформулировал положение об абсолютном тождестве субъективного и объективного как первооснове всего сущего. Так было положено начало философии тождества, получившей свое развитие в сочинениях Гегеля, которого Шеллинг сам пригласил в Йену.
В Йене Шеллинг сближается с кружком немецких романтиков: философами Августом и Фридрихом Шлегелями, поэтом Новалисом и драматургом Вильгельмом Тиком. Тогда же начался роман Шеллинга с женой А. Шлегеля, Каролиной, которую называли музой немецких романтиков. Она была старше Шеллинга на восемь лет и имела от первого (к тому времени покойного) мужа, врача В. Бэмера, взрослую дочь Августу. Интриги, сплетни, разлад с братьями Шлегелями и ранняя смерть Августы вынудили Шеллинга покинуть Йену.
В 1803 г. Шеллинг переезжает в Вюрцбург. Вслед за учителем сюда перебрались 60 студентов. Вскоре Каролина официально стала женой Шеллинга. Под ее влиянием он разрабатывает новый курс — “Философию искусства”, а также публикует сборник новелл “Ночные бдения” (под псевдонимом Бонавентура, 1805), ставшие классикой раннего романтизма. После того, Вюрцбург отошел к Австрии, Шеллинг (протестант), опасаясь католической реакции, в 1806 г. переезжает в Мюнхен. Тогда вместе с ним из университета ушло 150 студентов. С 1806 г. Шеллинг работает в Баварской академии наук, а в 1808 г. становится генеральным секретарем Академии художеств, оставаясь на этом посту до 1823 г. Здесь он получает орден и личное дворянство: теперь он именуется Фридрих фон Шеллинг.
7 сентября 1809 г. умерла Каролина. Ее смерть стала для Шеллинга потрясением: после этого он уже не смог завершить ни одного крупного сочинения. Потеря жены настраивает Шеллинга на религиозный лад. Если в 1804 г. в работе «Философия и религия» он отрицал личное бессмертие, то теперь ему хочется верить, что Каролина исчезла не совсем, что живет не только память о ней, но и ее душа. Этому посвящен диалог «Клара», который был написан в 1810 г., но опубликован посмертно.
В поисках утешения Шеллинг уезжает в Штутгарт. Здесь в феврале — июле 1810 г. он проводит цикл так называемые “Штутгартских бесед”, также опубликованных посмертно, в которых изложил новое виденье своей философии, приобретавшей всё более мистический характер. По возвращении в Мюнхен в 1811 г. Шеллинг принимается за работу, которая мыслилась им как высшая ступень в развитии его философии — “Мировые эпохи”, однако завершить ее Шеллинг так и не сумел. Мировоззренческий кризис совпал с журналистской работой (в 1813 г. Шеллинг предпринимает издание “Всеобщего журнала для немцев”) и переменами в личной жизни.
В июне 1812 г. Шеллинг женился на племяннице Каролины Паулине Готтер. Это был счастливый и долгий брак. Паулина подарила мужу трех сыновей и двух дочерей. Проблемы со здоровьем вынудили его переехать на север Баварии в Эрланген. Здесь после пятнадцатилетнего перерыва Шеллинг начинает читать новый курс, посвященный философии мифологии. Прочитано 36 лекций, и хотя материал был подготовлен к печати, Шеллинг не решается его опубликовать и даже запретил слушателям вести записи. Многолетнее молчание Шеллинга совпало с ростом влияния философии его бывшего друга, ставшего врагом, Гегеля, который, по мнению Шеллинга, сделал Бога понятием, а понятие – Богом (в старости Шеллинг даже стал утверждать, что Гегель просто украл его идеи).
Когда в 1826 г. в Мюнхене основали университет, Шеллинга пригласили читать философию, назначили его главным хранителем научных коллекций баварского королевства, президентом Академии наук (1827) и присвоили чин действительного тайного советника. В университете Шеллинг читает “Философию мифологии”, а с 1831 г. “Философию откровения”. Философ дает свое толкование Бога как единство всеобщего и особенного — личности. Шеллинг называет католицизм церковью апостола Петра, протестантизм — церковью Павла, а будущее христианства, которое должно объединить все народы, связывает с именем апостола Иоанна. К 1832 г. Шеллинг в целом завершает свое новое учение, которое называет теперь “системой позитивной философии” (в противоположность логоцентристской, как у Гегеля, негативной философии).
В 1840 г. власти Пруссии, намереваясь использовать авторитет и талант Шеллинга для защиты традиционных религиозных и нравственных ценностей от революционных нападок со стороны так называемых младогегельянцев, пригласили его в Берлин. Поначалу лекции Шеллинга имели шумный успех, собирая самую разную публику (среди слушателей были Ф. Энгельс, С. Кьеркегор, М. Бакунин). Но со временем интерес к ним поубавился, что дало повод Л. Фейербаху назвать отсутствие широкого интереса к ним публичным позором Шеллинга[v]. Кьеркегор же сказал, что он слишком стар, чтобы слушать Шеллинга, а Шеллинг слишком стар, чтобы читать лекции.
В 1846 г. Шеллинг прекращает лекторскую деятельность. Много пишет, но ничего не издает. Его имя забывают. 20 августа 1854 г. Шеллинг тихо умер на глазах жены в курортном городе Рагаце в Швейцарии, где его и похоронили. На его надгробии надпись: “Первому философу Германии”.
***
Вопрос о бытии у Шеллинга изначально ставится как вопрос о единстве природы и духа. В 1794 г., преподнося свое первое произведение, посвященное мифологии, Шеллинг процитировал в дарственной надписи Спинозу и приписал по-гречески формулу пантеизма εἶναι πάντων («всё едино»), идущей от философии Гераклита. Уже в работе 1795 г. «”Я” как принцип философии, или Безусловное в человеческом знании» Шеллинг, развивая принцип тождества субъекта и объекта (безусловного Я и обусловленного не-Я) Иоганна Фихте, вместе с тем противопоставил фихтевскому субъективному идеализму спинозовский принцип объективности природы.
Успехи современного ему естествознания побуждают Шеллинга написать свой первый крупный труд «Идеи к философии природы» (1797), в котором философ провозглашает: «Дайте мне атом материи, и я покажу вам, как познать вселенную!» Материя представляется ему единством противоположностей, исходя из которой можно познать тайну жизни как единства общего и индивидуального, распада и восстановления, питания и окисления пищи.
Результатом естественнонаучных интересов Шеллинга стала работа «Первый набросок системы натурфилософии» (1799), в которой формулируется тезис о продуктивности как сущности природы, которая сама в себе содержит потенциал своего развития, и концепция о ее эволюции и инволюции. Эволюция понимается как развертывание изначально присущих природе свернутых признаков, а инволюция (трансформация внутренней формы) как некий идеальный (абсолютный) синтез. Если эволюция – предмет наук о природе, то инволюция – предмет науки о духе. Для Шеллинга природа как Вселенная – это единый пульсирующий живой организм. Само познание её – это способ отнюдь не растворения в ней, но и не подчинения, а приручения природы (как дикого зверя) человеком.
В те же годы Шеллинг сочинил поэму «Эпикурейский символ веры Гейнца Видерпоста», где в уста героя вложил такие, в сущности, богохульные слова, которые Шеллинг правда не решился опубликовать:
Разумеется, это не «символ веры» самого Шеллинга, однако появление в его творчестве темы эпикурейства далеко не случайно: именно в природе, в буквальном смысле «на атомарном уровне», находил Эпикур (341-270 г. до н.э.) основание человеческой свободы и счастья.
В 1800 году было опубликовано самое известное сочинение Шеллинга «Система трансцендентального идеализма»[vii], в которой философ ставит проблему, названную Энгельсом основным вопросом философии: Что первично дух или природа? Если естествознание должно исходить из первичности природы, то трансцендентальная философия – первичности духа, или активности познающего субъекта. Шеллинг как бы нащупывает тот вариант ответа, который не сводится ни к идеализму (всё равно, субъективному или объективному), ни к материализму, ни к дуализму, а представляет собой вариант всеединства.
Хотя здесь Шеллинг в целом еще не выходит за рамки кантовского дуализма явлений и вещи-в-себе, однако утверждает, что субъект, которому противостоит абсолютно независимый объект в виде непознаваемой вещи-в-себе, не может быть свободным. Отталкиваясь от интуиции лютеранина-мистика, сапожника из Гёрлица Якоба Бёме (1575–1624) о «тёмном» начале, присущем самому Богу (в сущности, Я. Бёме указал на онтологическое единство бытия и небытия), Шеллинг полагает необходимость порождения свободным духом, или Абсолютом, своей противоположности – материи. Именно посредством материи Бог обретает свою реальность, которая, в свою очередь, посредством своей эволюции и инволюции трансформируется в реальность духовную, всё более приближаясь (восходя) к Богу. Своё наиболее полное бытие духовное начало, изначально присущее мирозданию, обретает в художественном творчестве, искусстве в широком значении этого слова.
Исходя из этого онтологического начала, Шеллинг в «Изложении моей философской системы» (1801) и последующих работах, написанных и опубликованных до смерти Каролины в сентябре 1809 года, построит и свою эстетику, и философию символичности искусства, и свою этику добра и зла, философию права и даже «мирового государства», понимание сущности свободы человека и мировой истории как единства судьбы и свободной воли субъектов. Всё то, что позже методично и скрупулезно будет изложено в строго выверенной системе абсолютного идеализма Гегеля[viii]. Но в отличие от Гегеля, Шеллинг никогда не сводил бытие к мышлению: «Ни мышление из бытия, ни бытие из мышления. Ошибка идеализма состоит в том, что он делает причиной одну потенцию»[ix]. Для Шеллинга материя не существует без духа так же, как дух без нее, даже в Боге.
Неразрывное единство материального и идеального, конечного и бесконечного специально рассматривается Шеллингом в работе 1806 г. «Об отношении реального к идеальному в природе»[x]. Эта небольшая по объёму работа – концентрированное изложение онтологии Шеллинга. Кроме того, она интересна тем, как именно Шеллинг умудряется из материи вывести всё духовное, подводя эволюцию и инволюции природы – через личность человека – к Богу как символу всеединства. Поэтому есть смысл конспективно представить стиль и саму логику философа, чтобы понять не столько то, о чём он думал и писал, сколько, как он это делал.
***
Материя – это именно тот неведомый корень, который, прорастая, создает все образования и живые явления природы, атрибут, который выражает собой бесконечную и вечную сущность. Она для себя – отпечаток всего универсума. В основе материи лежит противоположность, двойственность. Это предчувствовали или даже знали уже мыслители древности, но эта двойственность в ней снята посредством некоего третьего. Тем самым она представляет собой замкнутую и тождественную в себе троичность. Материя выражает не иную и не менее значительную связь, чем та, которая есть в разуме, — вечное единство бесконечного и конечного[xi]. Чтобы вообще являться связанными, бесконечное и конечное должны быть объединены некоей изначальной и абсолютной необходимостью. [Эту необходимость Шеллинг называет «абсолютной связью», или просто «связкой». В.С. Соловьев назвал Всеединством.] Бесконечное не мыслимо иначе как противоположность конечному[xii]. Однако их единство и одновременность есть лишь реальное и как бы высшее выражение того первого единства [всеединства].
Связь и связанное не составляют двойное и различное реальное, но то, что есть в одном, есть и в другом. Единственная разница между ними, рефлектируем ли мы абсолютное равенство [т.е. как понимаем]. Связь одновременно выражает в связанном свою собственную, состоящую в тождестве сущность. Эту сущность можно поэтому рассматривать как ее отпечаток. Связь и отпечаток не являются двумя различными вещами: либо они представляют собой одну и ту же сущность, созерцаемую различным образом, либо одно из них есть сущность, другое же не-сущность. Это та же разница, которую некоторые [в частности, схоласты] видели между Esse substantiae [бытие субстанции] и Esse formae [бытие формы] и которую также следует понимать не как реальное, а как идеальное различие[xiii] [различие в понимании].
Мы можем выразить связь в существенном как бесконечную любовь к самой себе, как самого-себя-воление, которое независимо от формы само по себе бесконечное, которое никогда и ни в чем не может стать конечным. Отпечаток этого вечного и бесконечного самого-себя-воления есть мир [Привет Шопенгауэру].
Бесконечность форм, в которых утверждает саму себя вечная связь, есть универсум, действительная целостность (totalitas) только посредством связи, т. е. посредством единства в множестве. Однако связь не могла бы оставаться во множестве единой, т. е. сама не стать множеством, если бы она не была бы целым. Единство в целостности и целостность в единстве составляют изначальную и не допускающую никакого разделения или расторжения сущность связи. Формы, в которых вечное воление волит самого себя[xiv], рассмотренные для себя, суть множественное; поэтому множество есть свойство вещей, которое им присуще, только если отвлечься от связи[xv].
Одно изречение древних о Боге гласит: Он есть та сущность, которая повсюду, и составляет центр и поэтому нигде не может быть окружностью. Пространство же мы, напротив, пояснили бы как то, что повсюду составляет только окружность и нигде не составляет центра. Пространство как таковое есть только форма вещей без связи. Оно обозначает не что иное, как само чистое отсутствие силы и субстанции. Пусть от нас не требуют, чтобы мы объяснили пространство, ибо в нем нечего объяснять [если, конечно, отвлечься от существующих в нем вещей].
Однако, отрицая в тяжести пространство как форму для-себя-пребывания [термином Schwere – нем. «тяжесть» Шеллинг обозначает то, что сегодня в физике обычно называют «материальной точкой», обладающей массой-инерцией и, соответственно, какими-то гравитационными характеристиками], связь одновременно полагает другую форму конечности, время, которое есть не что иное, как отрицание для-себя-пребывания [иначе говоря, во времени вещи появляются, меняются и исчезают]. Связь идет не столько от особенности вещей, как пространство, но скорее есть выражение единого в противоположность множеству, вечного в противоположность не-вечному.
Связь, сама по себе вечная, в связанном в качестве связанного [т.е. последовательности событий] есть время[xvi]. Сущность связи есть сама по себе вечность, а бытие связанного — для себя длительность, ибо его природа, с одной стороны, состоит в том, чтобы быть, но только служа целому, [но] тем самым, следовательно, и в том, чтобы не быть. Соединяющее же это противоречие в нем самом есть время. Сущность во времени — повсюду центр, но нигде не окружность. Поэтому каждое мгновение столь же вечно, как и целое.
Наличное бытие единичного может быть постигнуто в истине связи не механически, а лишь динамически[xvii]. Конечность вещи, т. е. связанного, состоит в том, что вещь только длится и погибает, преодоленная всемогуществом связки. Для-себя-пребывания в единичном есть покой, ибо все для себя самого пребывающее покоится. Поэтому в единичном движение в состоянии покоя есть выражение связи в той мере, в какой она есть тяжесть, т. е. единство в целостности.
Сама по себе связь предстает в тяжести всех вещей как бесконечная, свободная субстанция. Она не окружена вещами, она не может быть охвачена и самой собой, так как она не двойственна, а едина, ей не присуща и величина. Нет для связи также ни пустоты, ни расстояния, ни близи, ни дали, ибо она — повсюду наличный центр. Бог, открывая себя повсюду в качестве центра и полностью выявляя бесконечность своей природы в настоящем и в каждой точке, тем самым устраняет парение ложного воображения, которое ищет бесконечность в бесконечной дали, посредством чего оно, воображение, тщетно пытается соединить единство природы со всеполнотой и всеполноту с единством[xviii]. Следовательно, тяжесть есть вообще то, что делает вещи конечными, поскольку она полагает в связанное единство, или внутреннее тождество всех вещей, а в качестве времени, подобно тому как бесформенное вещество, лишь будучи преодолено зодчим и как бы исчезая само, позволяет проступить идее художника. Всякое осуществление в природе покоится именно на этом уничтожении.
Однако вечное утверждает не только само себя в качестве единства во всеполноте вещей (посредством чего они обладают только отношением утвержденного), но утверждает это свое утверждение всех вещей и в их единичности, т. е. оно полагает себя, или есть всеполнота также и в единичном, есть целостность в единстве. [Иначе говоря], поскольку оно не только единство в целостности, но и целостность в единстве и поэтому также и в единичном[xix].
Если связь в качестве простого единства отрицает для-себя-пребывание вещей, а тем самым и пространство (ибо лишь всеполнота истинно отделена и есть для себя, так как вне ее нет ничего), то, наоборот, связь в качестве целостности в единичном должна отрицать временность и конечность, но зато вызывать в вещи действительное для-себя-бытие, а тем самым и реальное пространство, или протяженность, одновременность, короче говоря, то, благодаря чему она есть мир для себя.
Здесь следует полностью объяснить отношение пространства и времени в природе, объяснить, как они постоянно отрицают друг друга и в конце концов уравновешивают друг друга. Пространство и время суть два относительных отрицания друг друга; поэтому ни в одном из них не может содержаться нечто абсолютно истинное, но в каждом истинно именно то, посредством чего оно отрицает другое.
Так как вечное в качестве единства во всеполноте есть в природе тяжесть, то из этого следует, что оно и в качестве всеполноты в единстве присутствует повсюду, как в части, так и в целом, и охватывает вещи с такой же всеобщностью, как и тяжесть. [Эту всеохватность] едва ли следует отличать его от того, что в древности было известно как понятие мировой души или всепроникающего эфира. Если тяжесть есть то, что, распространяясь на все, есть в этой всеполноте единство, то о свете мы, напротив, говорим, что он есть субстанция, поскольку он и в единичном, следовательно, вообще в тождестве, есть всё или целое[xx].
Темнота тяжести и лучезарность световой сущности лишь вместе создают прекрасное сияние жизни и завершают превращение вещи в то, что мы называем подлинно реальным. Свет — это луч жизни в вездесущем центре природы. В его неподвластности времени мы можем сравнить его только со способностью мысли. Свет полагает покой в движение и тем не менее превращает в самом этом покое вещь в зеркало целого.
Тот же принцип мы познаем во всеобщей душе, которая проникает [сквозь] время, предвидит будущее, создает предчувствие в животных, приводит в соответствие настоящее с прошлым и полностью снимает непрочное соединение вещей во времени. Наряду с внешней жизнью вещей открывается их внутренняя жизнь. Всеобщая жизнь вещей есть одновременно и особенная жизнь единичной вещи. Платон называл этот всеупорядочивающий и всеулучшающий принцип всеобщей и всесторонней мудростью, царственной душой целого[xxi].
Однако свет, как и тяжесть всегда есть тождество обоих, природа одинаковым образом полагает единичное в целое и целое в единичное, стремясь в качестве тяжести к отождествлению тотальности, в качестве света — к тотализации тождества. Лишь вечная противоположность и вечное единство обоих принципов порождают в качестве третьего и в качестве совершенного отпечатка всей сущности чувственное и зримое дитя природы — материю, а материю вместе с жизненностью форм и так, что и она в свою очередь составляет троично развернутое и вместе с тем нерасторжимо сцепленное единое целое[xxii].
Тяжесть для себя организуется в свойственный ей мир, в котором, однако, все формы божественной связи несут на себе общую печать конечности. Поэтому в самом царстве тяжести отпечаток тяжести есть общая твердость, или закостенелость, в которой пространство подчинено господству времени. Напротив, свет ведет к тому, чтобы и в единичном было целое. Если во всем твердом живое есть, собственно, время, то, напротив, другое царство, воздух, в его свободе и неразличимости от пространства представляет образ чистейшей, незамутненной одновременности. Абсолютная связка тяжести и света есть сама продуктивная и созидающая природа, к которой они относятся просто как атрибуты, хотя и атрибуты существенные[xxiii].
Рассмотрение этих форм в их обособленности приводит нас к представлению о неорганической, или неодушевленной, природе. Однако на самом деле и в действительной природе они не обособлены: настолько всё оказывается одушевлено, настолько глубоко внутреннее отношение части к целому и целого к части[xxiv]. Поскольку источником жизни всеобщей, или великой, природы есть связка между тяжестью и светом[xxv], жизнь органического прежде всего зависит от этого развертывания связи; отсюда и бесконечная любовь растения к свету, поскольку в нем прежде всего развертывается связь тяжести.
Связанное как таковое (голая материя) должно быть для себя ничем [хаосом]; материя есть нечто лишь в качестве выражения связи, поэтому она все время меняется, тогда как орган, т. е. сама связь, живая связка, сама идея, как бы в силу божественного утверждения пребывает и остается всегда одним и тем же. Наличное бытие организма покоится не на материи как таковой, а на форме.
Абсолютная связка, единство и средоточие [растительного начала, устремленного к свету, и животного, ориентированного к тяжести,] может обрести саму себя только в одном, и, только начиная от этой точки, она может в повторном развертывании вновь расшириться до бесконечного мира. Это одно есть человек; в нем связь полностью прорывает [не отсюда ли пошла хайдеггеровская «разомкнутость бытия»?] связанное и возвращается в свою вечную свободу[xxvi].
Однако истинное единство обоих начал есть то, в котором одновременно пребывает их сущностность. Высшее отношение божественного единства, отличного от единства только конечного, основывается на единстве не таких противоположностей, которые нуждаются в объединении, а такие, каждая из которых могла бы быть для себя и все-таки не есть без другой. Это отношение представлено только в противоположности и единстве полов. Царство тяжести так, как оно в общем и целом формируется в растительном мире, персонифицировано в единичном женским родом, а свет — мужским. Посредством человеческой природы она познает саму себя лишь в преходящем.
Целью самой высокой науки может быть только одно: показать действительность, действительность в самом строгом смысле слова, настоящее, живое бытие и присутствие Бога в целостности вещей и в единичном[xxvii]. Как можно было требовать доказательства этого бытия? Разве можно задавать вопрос о бытии бытия? Священную связь, посредством которой тяжесть и свет составляют единое, мы ощущаем в нашей жизни и ее чередующихся проявлениях, например, в чередовании сна и бодрствования, когда мы то оказываемся во власти тяжести, то возвращены свету. Когда, наконец, поймут, что в применении к той науке, которой мы учим и которую мы отчетливо постигаем, такие слова, как имманентность и трансцендентность, одинаково пусты, так как именно эта противоположность в ней снимается и все сливается в единый проникнутый Богом мир?[xxviii]
Природа не просто продукт непостижимого творения, но само это творение; не только явление или откровение вечного, но одновременно и само это вечное. Чем больше мы познаем единичные вещи, тем больше постигаем мы Бога, говорит Спиноза. Природа, пребывая над своими преходящими творениями, познает и истолковывает саму себя как саму себя. Ибо, когда мы замолкаем в себе, с нами говорит она[xxix].
***
В так называемых «Штутгартских беседах» 1810 года (курсе лекций) Шеллинг утверждает, что философию надо не изобретать, а заимствовать из сущего, а основную его идею тождества, или всеединства, следует понимать не формально, а как единство противоположности бытия и мышления. В сопроводительном письме к конспектам одного из слушателей Шеллинг четко обозначает свою позицию:
«Я отличаюсь: а) от Декарта тем, что не утверждаю абсолютного дуализма, исключающего тождество; б) от Спинозы тем, что не утверждаю абсолютного тождества, исключающего любой дуализм; в) от Лейбница тем, что реальное и идеальное (А и В) не растворяю в одном идеальном (А), но утверждаю реальную противоположность обоих принципов при их единстве; г) от собственно материалистов тем, что духовное и реальное не растворяю целиком в реальном (В). Последнее, впрочем, относится только к наиболее одухотворенным материалистам — гилозоистам. У французских материалистов А исчезает совсем и остается только В (атомисты и механицисты), это полная противоположность Фихте, который оставляет только А; д) от Канта и Фихте тем, что я не полагаю идеальное только субъективно (в Я), напротив, идеальному противопоставляю нечто вполне реальное — два принципа [мышление и бытие природы], абсолютным тождеством которых является Бог»[xxx].
В «Штутгартских беседах» шеллинговская натурфилософская картина мира – это система, порожденная четырьмя стихиями («элементами»): землей, воздухом, огнём и водой (точно по Эмпедоклу, древнегреческому философу V в. до н.э.) и «пятым элементом» – качеством материи как ее определенности вплоть до высшей духовной потенции – бессмертной души. Так Шеллинг подходит к построению своей последней системы – мистической «философии откровения», оформившейся уже в начале 30-х годов в его лекциях. В сущности, в ней Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу посредством христианства. Но для нас в данном контексте важна не религиозная мистика (она всегда – за пределами собственно философии), а то, что в этой онтологической системе Бог предстает как символ единства всеобщего и особенного, мира и личности.
В качестве итоговых, осмысливающих пройденный европейской философией Нового времени и им лично путь показательны формулировки и оценки Шеллинга, которые даны в его работах и лекциях зрелого (1810-1830) и позднего (1831-1854) периодов. Среди работ зрелого периода особо хотелось бы отметить «Философские исследования о сущности человеческой свободы», «Об отношении изобразительного искусства к природе», «Введение в философию мифологии», «К истории новой философии (Мюнхенские лекции)» 1827 года[xxxi].
Конечно, в них уже не было свойственных ранним работам философа юношеской свежести и того новаторства, от чтения которых, говоря словами математика К. Ф. Гаусса, «волосы вставали дыбом», а биолог М. Я. Шлейден назвал Шеллинга «философским Калиостро»[xxxii], когда Шеллинга обвиняли одновременно в атеизме и мистике, материализме и обскурантизме. Но нельзя согласиться и с Ф. Энгельсом, который язвительно заявил после прослушанных им в 1941 году лекций Шеллинга, что «...богом упоенный пророк, он возвещал наступление нового времени. Вдохновленный снизошедшим на него духом, он сам часто не понимал значения своих слов. Он широко раскрыл двери философствования, и в кельях абстрактной мысли повеяло свежим дыханием природы; теплый весенний луч упал на семя категорий и пробудил в них все дремлющие силы. Но огонь угас, мужество исчезло, виноградное сусло, не успев стать чистым вином, превратилось в кислый уксус»[xxxiii].
Да, вечно меняющая жизнь требовала новых идей и подходов в философии, требовала нового языка, однако ценность философии определяется вовсе не ее новаторством и оригинальностью (это хорошо для ветреной моды, естественнонаучных изысканий и технологий, но это-то как раз скоро устаревает), а, напротив, – тем вечным, неизменным и инвариантным, что в ней запечатлено, поскольку нет ничего современней вечности.
Образ Бога как личности замыкает собою шеллинговскую картину бытия вообще, которое уже не является, как это было у Канта, непознаваемой вещью-в-себе, или природой, как у Фихте и раннего Шеллинга, а приближается к пониманию бытия как такового в единстве способа своего осуществления. Того бытия, которое Гегель односторонне отождествит с мыслящей самоё себя Абсолютной идеей, Шопенгауэр – с бессмысленной Мировой волей, Фейербах – с любвеобильной Вселенской чувственностью, а марксисты – с равнодушной, существующей вне и независимо от ощущений субъекта материей как объективной реальностью. Но ни один из этих четырех однобоких вариантов онтологии, как и все без исключения феноменологические, экзистенциалистские и постмодернистские концепции ХХ века, так и не повторят шеллинговского прорыва к единому бытию личности и мира. Каждая из этих концепций более детально и, может быть, глубже осмысливает какую-то одну сторону бытия, какой-то забавный или шокирующий нюанс, а то и девиантный признак, столь же примечательный, сколь и не существенный. При этом всегда утрачивалась целостность, а также эстетическая и нравственная одухотворенность «мифологического» виденья, свойственного Шеллингу.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы