Он и Она. Онтологическая пьеса (Часть первая)
Первый акт
Он: Как сказать о тебе, Неведомое, как указать на тебя, Пустота?
Свеча потухла. Стало совсем темно.
Она: К чему говорить и показывать? Я здесь и сейчас, дышу тобой. Я – твоё я, у которого нет имени.
Он: Но я знаю себя, как меня зовут и как выгляжу.
Она: Не смешивай центр с окружностью. Ты можешь назвать Меня кем или чем угодно, однако любое имя или знание – всего лишь кривое зеркало. Нет, даже глухая дверь, за которой стою Я, и молча слушаю нелепицы о Себе.
Он: Так Ты, всё-таки за дверью, а ни рядом, ни во мне?
Она: За дверью твоего ума, которую ты не хочешь открыть.
Он: О, если было бы так просто: повернул ручку – и Ты вошла.
Она: А Я никуда не уходила, Я здесь. Это ты спрятался в коморке знатока и завалил вход стопками книг.
Он: Но я сейчас не читаю книг, не ищу в них ответа, и тем более Тебя.
Она: А зачем их читать, они уже на языке твоего ума. Их уже хватило, чтобы завалить дверь твоей философской почивальни.
Он: Однако я не раз видел Свет и знаю, что это был подлинный опыт.
Мужчина пытается зажечь огарок свечи, но тот вновь потухает.
Она: Если к тебе, сквозь щель в двери и корешки книг, пробивается иногда луч Света, то как же надо не любить Себя, чтобы продолжать упорствовать Моему присутствию в тебе и ждать Моего прихода, а так же исполнения того, чего Я никогда не обещала?
Он: От чьего лица Ты сейчас говоришь со мной, ведь Ты безлика? От лица Истины или обманщицы Жизни?
Она: Вот так всегда: ты уходишь от общения со Мной, задавая себе вопрос, на который уже предполагаешь ответ. Тебе нравится играть с самим собой?
Он: А что мне остается делать? Ведь я – Твое заблуждение, Твоя иллюзия. Тебе легко быть Собой и тяжело – мной, не так ли? Наверное хорошо, скрываться в моем я, и поучать из темноты? Ну да, конечно же, Тебе хочется большего, но жизнь полна ограничений, она никогда не сможет быть настолько щедрой и безмерной, как Ты. Или Ты хочешь обмануть Себя надеждой?
Она: Я уже обманулась, ты – мой досадный каприз, своеволие бездны, Моя попытка оглянуться.
Он: А что Ты ожидала увидеть? Неопределенность собственной формы, блуждающие контуры, сокровищницу тьмы? Тебе пришлось безвозвратно определиться во множество мелких ограниченных я. Теперь Ты пытаешься через них вспомнить о блаженном забвении в Себе, о Своем вечно покоящемся величии?
Она: О нет, к сожалению, мы равны. Благодаря мне есть ты, но и благодаря тебе есть Я. Да, если бы не эти мелкие, почти ничтожные я, Меня бы не было.
Он: Неужели от этих безнадежно фантазирующих я, Тебе известна хоть какая-то малейшая правда о Себе?
Она: Конечно, все по принципу "наоборот". Мы оба тени друг друга. Или ты думаешь, что Пустота это Ничто? Нет, она – бесформенное Бытие.
Он: Разве хаос возможностей, неспособных реализоваться, не есть Ничто?
Она: Это – как воздух, в нем есть вода, но она ещё не оформилась в облако, которое в свою очередь ещё не уплотнилось в тучу, где вода может приобрести два других состояния.
Он: Но разве первичное состояние воды – не уже мельчайшие формы, не молекулы невидимые глазом?
Она: В том-то и дело, пока нет сознания – нет ничего.
Он: Хм, разве Твоё Сознание не предвечно?
Она: Назови это парадоксом: чтобы стать Моим, оно должно стать твоим.
Он: Так что ж, сознание – всегда живая Вечность во мне?
Она: Ты – фокус Её движения в Моем бесконечном на возможности Царстве.
Он: Ага, Иванушка-дурачок в царстве колдуна Кащея, где смерть его спрятана на древе жизни, за всеми формами, на острие сознания.
Она: Да, Иванушка – прирожденный герой, но ему суждено вечно бороться за свободу своей невесты – души. Желая Мне смерти, обламывая кончик иглы, ты вновь возрождаешь Меня в себе.
Он: Не отсылай меня к чуждым ценностям, Сизиф – не моя история.
Она: О да, страшно и тоскливо, сознавать, что жизнь всего лишь игра, условное кольцо, вечное начинание сначала. Конечно, тебе незачем беспокоиться, ты умеешь вжиться в роль так, что она перестаёт быть для тебя игрой. Вот только ты частенько забываешь обо Мне – твоей вечной Спутнице.
Он: Которая всё время путает меня на моём пути?
Она: Нет, только напоминаю о Себе.
Он: А зачем это Тебе?
Она: Ты вынуждаешь меня повториться: Я только так существую. Как бы Я ещё узнала, что Я есть, не будь тебя, если бы Вечность в тебе, не ограничилась временем и местом. Чтобы знать о себе, всему нужен центр, даже Вечности. Ты и есть Мой центр, а Я – твой. Можешь назвать это парадоксом: мы – два центра друг в друге, две точки, слитые в одну.
Он: И надо полагать, мой мозг – как одна из форм разума – подобие этого парадокса: два центра, слитые в один?
Она: Да, в отличие от твоего залогизированного ума, любящего разбивать воспринятое на пазлы слов, Я говорю с тобой картинками мира. К чему Мне какие либо тайны? Вопрос лишь в том, насколько ты искажаешь своим пониманием увиденное? Должна признать, ты наконец-то начал разглаживать скомканную в твоей голове картину мира, и даже - ещё один из парадоксов, - можешь слышать Меня – Пустоту!
Он: А если это не Ты говоришь со мной, может всё – просто игра моего разума?
Она: Как хочешь, Я не властна над тобой, ты хозяин, принимай это за игру. Тогда ты – не Иванушка-дурачок, а Сизиф-философ.
Он: Ага, двойственная природа моего разума, как всегда, ставит меня перед выбором?
Она: Ты настаиваешь на том, чтобы Я притворилась твоим разумом?
Он: Конечно, лучше дуальный разум, нежели шизофрения.
Она: Ты боишься? Ты хочешь об этом поговорить? Ты знаешь, что лучше? Ну да, наверное мудрый безумец предпочтительнее безумного мудреца. Из слов иногда можно сложить интересные глубокие лабиринты смысла.
Он: Ха, Ты ещё издеваешься?
Она: Что ты! Я только констатирую факт. Поиски и разгадки смысла – конёк человека. Даже когда он не думает о смысле, но лишь спрашивает себя: "А что дальше?", то невольно возвращается к вопросу: "Зачем?" Такова уж логика языка: искать за образами то, что действует с какой-то целью. Ведь человек раздавал имена вещам и явлениям тоже не просто так.
Он: Ты хочешь сказать: мы в ловушке заложенного смысла, мы всю жизнь разгадываем загадки, которые сами же загадали? Так разве это не игра разума?
Она: Вот только Я с тобой не играю, тяну за рукав, пытаюсь отвлечь тебя от увлекательной постройки песочных городов смысла. Я на земле чувствую Себя, как в детском саду.
Он: Ну так эти мелкие я – часть Тебя. Ты Себе не нравишься? Ты хочешь изменить Себя, отказаться от детства?
Она: Я хочу второго рождения.
Он: То есть, чтобы мы сразу стали взрослыми, серьёзными и напыщенными?
Она: Напыщенность – детская игра во взрослых, не имеющая никакого отношения к серьёзности. Вообще любые игры, какими не были бы ставки, это детство. Человек даже в предельных масштабах своей пытливости хочет продолжить игру. "Быть или не быть?" - разве не логическое завершение игры в "прятки"?
Он: Ты – зануда! Я вот тоже люблю прятаться от Тебя в иллюзии. Порой мне кажется, что Ты и мое отношение к Тебе – тоже иллюзия.
Она: А тебе не кажется, что ты заигрался, что оказался в засасывающем тебя круговороте представлений?
Он: Это Ты сейчас Меня спрашиваешь или Себя?
Она: Какая разница? Побудь же хоть немного серьёзным, хватит раскачиваться туда-сюда!
Он: Ах да, забыл, глупости тоже любят серьезную мимику. Но не Ты ли определяешь, где мудрость, а где глупость? Хотя, конечно же странно, чтобы мерой была Пустота.
Она: Это только одно из Моих бессильных имен, Меня нельзя определить, и всё же – как один из парадоксов – ты можешь себя со Мной соизмерить.
Он: Ага, значит я имею Тебя в себе как меру всех вещей и являюсь в Твоём безликом лице империей воли, а Ты ещё спрашиваешь меня: "Не кажется ли тебе?" Хочу – кажется, хочу – нет! Разве это не творческая свобода, о которой Ты мечтала в заточении бесплодного хаоса? Теперь он, как Цербер на привязи, служит двум хозяевам одновременно – Вечности и Жизни. Вот Тебе еще один парадокс.
Мужчина зажег спичку и начал что-то искать в ящике стола.
Она: Дорогой ты Мой человечек, раз уж ты заговорил о свободе, не происходит ли на самом деле так: сначала тебе кажется, а потом ты хочешь?
Он: Все так, согласен, но рядом со мной сомнение – Твой Цербер, тень абсолютной свободы, служащая моей воле. Я не свободен быть, однако у меня всегда есть выбор, пусть и невеликий.
Она: "Я рисую красками, которые у меня под рукой", - сказал нищий художник, беря угли из печи.
Он: Ты соскучилась по хаосу, хочешь удлинить ему цепь? Ты горишь жаждой буйного творчества? Ты желаешь размахнуться не только на внешний, но и на внутренний мир?
Она: Да, Моя идея скоро распустится в твоем я. Разве ты не замечаешь прихода весны, не слышишь журчания ручьёв, пения птиц, разве уже не чешутся твои ладони?
Ничего не найдя, мужчина сел на диван и сдул огонь с последней спички.
Он: Ты хочешь побыть Светом, зажечь мой разум, направить меня внутрь моего я? Неужели мне надо стать улиткой, полностью погрузиться в себя и следить за собственными отражениями в лабиринте кривых зеркал?
Вверху сцены загорается прожектор, выхватывая мужчину из темноты кругом света. Ослепленный герой вытягивает руку, пряча в её тени свои глаза.
Она: Нет, достаточно быть философом, твой ум – уже улитка. Да что там, весь мир – улитка, любующаяся собой в доме вечности. Мир вращается, купаясь в своих отражениях. Ты и есть этот головокружительный мир! И Я, и мир существуем только относительно тебя, иначе – мы лишь возможность. С тобой мы умираем и рождаемся, потому что "я" так и остается вечной осью бытия.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы