Русские народные ереси. Ересь первая. Бог мертвых.
По бердяевской традиции я чувствую симпатию к любому стихийному еретику из народа. И мне пришлось повидать немало настоящих еретиков. Быть может, когда-нибудь я напишу книгу о тех ересях, которые встречались мне на русских дорогах. Так получилось, что 2011-ом году после окончания университета я много шатался автостопом по стране, и во время этих странствий мне встретилась совершенно особая и замечательная ересь, автором её был дальнобойщик средних лет, который в юности учился в семинарии, а в 90-е годы был вынужден заняться бизнесом, сесть за баранку и таскаться по стране, возя из города в город то, что загрузят ему в фуру. Во время поездок, как мне признавался дальнобойщик, он постоянно размышлял над такими предметами, как Бог, мир, человек и его смерть и т.д. Когда едешь с человеком долго по дороге, на какие только темы не набредешь со временем. С Алексеем (так звали дальнобойщика) мы ехали долго, от Старого Оскола он вез меня до Харькова. Узнав по каким-то скрытым для меня причинам, что я занимаюсь философией (сам я во время автостопа старался и стараюсь держать в секрете, что я философ, от греха подальше), Алексей естественным образом заговорил о своих заветных темах.
- Ты вот веришь, что Христос пришел в наш мир и Ему удалось то, что Он хотел сделать? – спросил меня Алексей. Я, почуяв подвох в его вопросе, ответил уклончиво, типа того, что христиане верят, что да, Христос смертью смерть попрал, искупил грехи и вернул возможность вернуться в рай, к Творцу.
- А я вот нет! – ответил мне бывший семинарист. – Я думаю, что ничего Ему не удалось.
- Как так?
- Да вот так. Человек умрет, и ничего не будет, смерть не побеждена. Это выдумка, что смерть была попрана смертью и что нас ждет воскрешение. Не будет новой земли и нового неба, будет и есть только смерть.
- Постой, чья выдумка?
- А вот тут-то и самое интересное! Это выдумка не жрецов, не политиков, не каких-нибудь там гуру, как обыкновенно считают всякие дурачки, типа вот Бога выдумали сильные мира сего для того чтобы управлять нами, обывателями, при помощи религии.
- Да, это мнение настолько же древнее, насколько глупое, согласен. Но чья же тогда это выдумка?
- А самого Бога!
- ?
- Бог ничего не смог поделать с человеком и с его жаждой погубить себя. Дело, конечно, не в дьяволе, который вообще-то вовсе не враг Богу, а враг архангелам. Дьявол никак не может навредить Богу, Бог всемогущ, но сам себе смастерил ловушку. Знаешь, греческие философы какой вопрос задавали первым христианам? Они спрашивали: может ли Бог сотворить камень, который сам же не сможет поднять?
- Да, знаю такую штуку. Этот камень человек – так отвечали христиане.
- Да, точно! Так вот, Бог ничего не может поделать с человеком. Не потому что Он не всесилен – Бог всесилен! Но потому что Бог так любит человека и так уважает его свободу, что ни за что не покусится на неё. Даже если человек свободно избрал гибель.
- Постой, я потерял нить. Насчет выдумки…
- Да, воскрешение – это выдумка, и выдумал это сам Бог. Для человека. Больше Он ничего не смог для него сделать. Он не победил смерть, потому что ничто её уже не победит, мы все умрем, и умрем безвозвратно, понимаешь?
- Да, очень…
- Уйдем в смерть и не вернемся уже никуда никогда! Но если бы мы это поняли, то жизнь обессмыслилась бы окончательно, и поэтому Бог, уже обессиленный в борьбе за нас, из любви к нам дал нам последнюю надежду – выдумал, что будет воскрешение.
- Ты вообще веришь с Бога, чувак?.. – не вытерпел я.
- Я верю в Него больше, чем любой поп. – очень серьезно и как-то очень искренне ответил мне мой приятель-водила. – Я очень верю в Бога, но верить в Него можно по-разному, вот в чем фишка. Что Бог существует – это для меня не вера, я это просто знаю. Верить в Бога надо по-другому.
- Поделись же!
- Верить надо не в Его существование, а в Его Победу. Под Божественной Победой я понимаю Победу над смертью. Вот это действительно предмет веры, потому что никаких достаточных оснований предполагать наше воскрешение и будущее бессмертие нет.
- Но такая вера получается совершенно абсурдной, ведь ты же утверждаешь, что Богу не удалось совладать со смертью!
- Да, это абсурдная вера, потому что то, во что мы верим, никогда не будет. Но мы должны верить, потому что никакой другой веры в Бога просто нет.
- Т.е. мы должны верить в выдумку о Боге, которую выдумал сам же Бог?!
- Да. – уверенно ответил мне Алексей.
- А чем такая вера отличается от обыкновенного неверия?
- Тем, что наш Творец признается в этой вере самым прекрасным, самым главным и самым ценным, что только у нас есть.
- Но не всемогущим, так? Раз Он не совладал со смертью?
- Получается, что так. – Мой собеседник мыслил логически, надо ему отдать должное. Я спросил его, откуда он знает обо всем этом?
- Мне однажды было видение. После семинарии, в армии, я стаял на посту ночью. Было холодно, хотелось спать и есть, и вот тогда у меня случилось нечто вроде видения, или какой-то внутренней беседы с Творцом. Он сказал мне, что мы очень далеко от него, в чуждом нам и Ему самому мире, и что Он ничего не может для нас поделать. Он как бы просил прощения…
- Бог просил прощения?!..
- Да. Как будто это был момент величайшего уныния, уныния самого Бога, Который обессилел… Знаешь, Андрюха, я тебе скажу, что я человек пуганый, но вот тот разговор был по-настоящему страшный, ничего страшнее со мной в жизни потом не случалось. Голос Бога будто прорывался ко мне из-за каких-то звуковых преград, это был голос усталый, страдающий, я вообще-то едва разбирал его. Но все же услышал вот то, что рассказал тебе сейчас. Можешь думать, что я ебанутый, но сам посуди, ведь то, что я рассказал тебе, это намного правдивее выглядит, чем то, что нам рассказывают попы.
Я попробовал еще поспорить с ним, но, похоже, что мой собеседник был убежден в своей доктрине на все сто процентов. Человек по этой доктрине оказывался, как у гностиков, безумно далеко от Бога в чужом для него мире, заброшенным в этот мир по чьей-то злой воле. Связь с Богом для него затруднена, как и для Бога связь с человеком. Бог ничего уже не может поменять в участи человеческой. Однажды Он явился в мир, но ничего не сумел исправить, и потому, чтобы не оставить человека даже без надежды, выдумал то, во что верят теперь христиане. Это одна из интереснейших ересей, которая мы встретилась в моих путешествиях. Много еще таких рождаются и по сей день в русской тьме, в бесконечных одиноких пространствах между нашими городами. Когда-нибудь я восстановлю их все и составлю сборник современных русских народных ересей.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы