Лермонтов и герои Нашего времени
От автора
Не стала публиковать эти заметки к недавней дате рождения М. Ю. Лермонтова, это было бы неправильно: тональность их получилась не праздничная. Впрочем, формат журнала не слишком располагает к сиюминутному.
Вначале было всего лишь слово, услышанное мною от моей бабушки с папиной стороны – Феоктисты Георгиевны. Мне было шесть с половиной.
Эту поездку я впервые осознанно ждала. Мы поехали в Железноводск в июле, когда у родителей-преподавателей начинался отпуск. Приехали поздно, было темно, и мне очень хотелось, чтобы поскорее наступило утро. Первое утро в сказочном городе, обставленном горами, утопающем в цветах, я запомнила в подробностях. Спозаранку бабушка повела познакомить с окружающей территорией. Стоило ступить за порог, густой, настоянный на цветах, воздух буквально ошеломил. «То липы цветут, – пояснила баба Фоля, так звали бабушку дома». Небольшой двор с колонкой воды посредине обступали разномастные строения. Двери, двери, двери... Туалет для всех – на улице слева, старинные Славяновские ванны – справа. Напротив двери бабушкиной квартиры, через колонку, строение с деревянной верандой лестницей на второй этаж, там кабинеты зубных врачей, а за ними – гора Железная и огромное, просто бесконечное море петуний у подножья.
За петуниями начинался другой и очень резкий запах – минеральной воды. Он доносился из небольшого красивого павильона с высокими окнами. В нём из львиной пасти в каменную купель с красными подтёками била сильно шипящая и пузырящаяся струя воды. Бабушка достала из кармана кружку с носиком, бюветницу, – я должна была попробовать «газировку». Мне понравилось.
- Есть и другие источники в парке – папа потом сводит, но ты будешь бегать сюда перед едой, в Лермонтовский, – сказала бабушка. Я плохо ела, и родители возлагали надежду на воду по части улучшения аппетита.
Мы поднялись по каменной лестнице на тропинку вдоль кромки склона горы Железной над каменной стеной. Над цветком тысячелистника порхала маленькая черно-голубая бабочка.
- Почему такое название – Лермонтовский? – спросила, уловив в нём звуки своего имени.
- Он здесь лечился, Лермонтов, поэт, – пояснила баба Фоля и добавила, – Бедный мальчик!
Я представила мальчика-поэта. То есть совсем мальчика, ребёнка. О стихах я имела представление, с них начинается детство, да и сама уже читала вполне прилично.
- И какие стихи он писал?
- Очень хорошие.
-Тогда почему он бедный?
-Его убили.
-На войне? – И в этот момент я увидела на тропе убитую змейку.
-Вот же безмозглые! Ужа убили, – возмутилась баба Фоля. Мы не стали перешагивать через ужа и повернули домой готовить завтрак.
Про гибель на войне, да и про смерть как часть жизни дети моего поколения знали чуть ли не с пелёнок. Часто наблюдаемые похоронные процессии в сопровождении духового оркестра, – заслышав его, все выбегали на улицу, – кончины соседей, походы на кладбище к ушедшим родным, фотографии погибших на фронте родных, старые похоронные фотографии в альбомах – всё это было частью жизни, и факт наличия смерти от детей не скрывался, что считаю правильным. Он принимался и оставался со мной, сколько себя помню. С взрослением менялись эмоции и мысли, предмет углублялся.
- Лермонтов был убит на дуэли, – сказала бабушка.
- Дуэли?
Бабушка промолчала, а я не стала спрашивать, что такое дуэль. К этому времени я перестала пытать окружение вопросами, – ещё совсем недавно так достала ими, что стала вызывать заметное раздражение. Поняла, что нужно дозировать. Вопрос всё равно задавала – в удобный момент, озадачивая родителей его неожиданностью.
- Иногда поминаю его в молитвах, добавила баба Фоля. – Бабушка была сильно верующей. Училась ещё в царской гимназии, по словам папы, а там учили Закону Божьему.
Дома, из окна, она показала на длинное старое строение на противоположной стороне улицы:
-В этом доме останавливался Лермонтов, когда сюда приезжал на лошади из Пятигорска через Иноземцево. Помнишь Иноземцево? Вы через него ехали. – Я представила мальчика на лошади, как он скачет на лошади через Иноземцево, соскакивает с неё на улице Семашко, привязывает лошадь к акации на углу двора у входа, – лошадей и наездников я видела у себя в Чечено-Ингушетии не раз, разъезжая с папой, любителем дикой природы, по окрестностям Грозного.
***
Дома не было книг Лермонтова, и, пока не научилась ходить в библиотеку, долго ещё не попадались они мне в руки, но имя помнила, и звучало оно сладко, связанное с Железноводском, ароматным его воздухом, и с бабой Фолей – спокойной, несколько иной, чем ближайшее окружение. Кстати, как в последствии выснилось, она к Лермонтову неоднозначно относилась из-за "Демона" и некоторых стихов, называла дерзким – слово с отрицательной коннотацией в её вокабуляре.
Не помню, когда впервые прочитала что-то из Лермонтова, быть может, это была «Песня о купце Калашникове» в детском издании, но хорошо запомнила тот день и ощущение радости от встречи, когда мне попалась в собрании сочинений его «Казачья колыбельная». Её мне часто пела баба Фоля, и тогда, когда давно уже никто не пел перед сном и тем более эту колыбельную, а она пела, как будто я ещё маленькая. На ребёнка она неизменно производила сильное впечатление. Я думала, что она пела народную песню.
Вот она:
Вокабуляр гребенских (терских) казаков, – по исследованиям женского традиционного костюма, они новгородского происхождения, – вряд ли включал в себя такие выражения, как «мой ангел». Слишком давно они ушли из Новгорода в Дикое поле. Оно более в обиходе поздних, городских сословий. Текст принадлежит Лермонтову, да и он посылал его в письме бабушке, и понятно почему: её «мой ангел» был – Миша, Мишель. За каждым выдающимся человеком стоит выдающаяся женщина. У Лермонтова ею была бабушка. Из слабого и болезненного ребёнка – три года лежачий! – её стараниями вырос умный, отважный, великодушный, преданный долгу, делу и чести человек. Грандиозный поэт.
Лермонтов неслучайно послал Колыбельную в письме своей бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урождённой Столыпиной, он хотел, чтобы она прочитала именно эти строки. На войне он думал о той единственной, которая его любит и, в случае его смерти, будет безутешна.
Личная история сделала «Колыбельную» особенным произведением для меня, но у Лермонтова полно и более мощных поэтических шедевров.
***
Вторым личным впечатлением был роман «Герой нашего времени». Повезло, что прочитала до того, как его стали проходить в школе. Слово не просто выделено курсивом – общепринятое в школе, оно имеет двоякий смысл. Удивлена безмерно была не только содержанием – роман овладевал чувствами, напрягал вопросами и противоречивыми выводами (моими), но и современностью языка. Основоположником современного русского языка считается Пушкин, и он действительно его модернизировал. Собрание сочинений Пушкина со мною было с ранних лет, его я измусолила, читая вдоль и поперёк. Бесконечная благодарность Пушкину и тому, что случилось такая диета, – мои эстетические стандарты наряду с открытостью и непредвзятостью по части индивидуальных поэтик – благодаря ему. Помните, как динамично и минималистично изложена «Капитанская дочка»? Но язык прозы Лермонтова гораздо современнее. Он отличается от того, на котором говорят сейчас только тем, что лучше. Современен его роман и содержательно. Счастье, что у нас есть такая бесподобная классика – фундамент, на котором способно развиваться и строиться русское мироздание с его идентичностями, экзистенциальными локусами, историей чувств и прочими важными материями, включая и словесность в её постоянном становлении. Всё это и происходит. Рождалось и ещё родится русских гениев, достойных восхищения. Они в России довольно часто появляются, но вокруг, как на беду, аккумулируется ядовитая среда из непорядочных личностей, если не конченных злодеев, зависти, политики, верёвок, пистолетов, колёс локомотивов и прочих неблагодатных вещей вроде водки. Увы!
Гениев не бывает много, но жизнь народа требует художественного осмысления, так что их возникновения не избежать.
Читая «Героя нашего времени» подростком, помнила предупреждение Лермонтова:
«Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности! Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?.. Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»
Предупрежденная о "болезни", подростком, я понимала в Печорине порочный продукт того времени; да, человека одного поколения и социального уровня с автором, местами пересекающимся с автором, но глубоко безнравственного, не гуманного. Не то "проницательная" учительница по литературе и некоторые критики, силящиеся свести личность автора к образу Печорина, несмотря на его прямое указание не делать этого. Хитроумный человек судит о всех по себе.
Лермонтову ставятся в вину язвительность, вспыльчивость, мизантропия и прочее подобное. Вменяется это и в связи с дуэлью – с намерением убедить, что он сам виноват в своей смерти. Не принимается. Характер – не повод для убийства. Разве остались хоть какие-то свидетельства о том, что он не сдержал слова или кого-то предал? Нет. Быть может, он трусил в бою? Нет. Наоборот, свидетельства остались о том, что он не жалел себя в сражении. Джигиты-старики восхищались его храбростью. Кстати, многих наградили за кровавое сражение на Валерике, а его, как сосланного в наказание, нет. Император Николай I вычеркивал его из списков представленных. Быть может, он жаловался на холод и недомогания, будучи маленьким, хрупким, болезненным, искал тёплого местечка? Нет. По свидетельству сослуживцев, никогда.
Можно испытывать сплин, разочарование в жизни, быть неудобным в общении и – оставаться порядочным человеком, и можно испытывать всё то же самое и – быть мерзавцем.
От непредвзятого взгляда не скроется то уважение, а то и восхищение, которое Лермонтов испытывал к тогдашним врагам – горцам. Война войной, но это очень русское – в каждом видеть человека. Слово "другой" не просто так однокоренное со словом «друг». Боль за Бэлу – русский офицер ломает жизнь горянке, девочке, ей всего шестнадцать, – это ведь боль сначала Лермонтова, а потом уже читателей. Так же, как и обида за Максима Максимыча. Смелость автора – изображать русского офицера в столь невыгодном свете. Тут же рядом Лермонтов комментирует суждение штас-капитана: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения». За каждым поворотом мысли, сюжета – авторская честность и человеческое благородство.
***
Дуэль была убийством. 1
Середина июля. Сильная гроза. Смертельно раненый Лермонтов, истекая кровью, часы лежит на склоне под проливным дождём. Сердце не было задето – он умирал очень долго...
***
Поговорить бы тихо сквозь века
С поручиком Тенгинского полка
И лучшее его стихотворенье
Прочесть ему, чтоб он наверняка
Знал, как о нем высоко наше мненье.
А горы бы сверкали в стороне,
А речь в стихах бы шла о странном сне,
Печальном сне, печальней не бывает.
“Шел разговор веселый обо мне” —
На этом месте сердце обмирает.
И кажется, что есть другая жизнь,
И хочется, на строчку опершись,
Ту жизнь мне разглядеть, а он, быть может,
Шепнет: “За эту слишком не держись” —
И руку на плечо мое положит.
Александр Кушнер
***
Уничижение русских классиков, высокий статус многих из которых не подрывался даже в советское время, становится всё более заметным. Это и свержение с «корабля современности» и постмодернисткое корёжение, незатейливая деконструкция, а то и просто элементарная утилитаризация. Возникла насмешливо-разухабистая манера писать о русских классиках – в таком духе написан текст В. Шохиной "Как был убит Лермонтов", опубликованный к дате его гибели. Думала, собаки лают – караван идёт; мало ли что напишут. Меня огорчала идиотическая доверчивость нашего читателя к печатному слову, и я верила, что оголтелое наступление на любимое, на конституирующее идентичность будет иметь обратный эффект – отторжение. С этим пониманием публиковала "Мою историю русской литературы" Маруси Климовой. Но у той был, пусть и постмодернистский, но художественный концепт. Отторжение постепенно накопилось, это заметно, однако, сама я усомнилась в правильности моих прежних представлений. Вода камень точит. Точит и точит... История ничему не учит, да и странно было бы от неё этого ожидать, но она показывает, что целые пласты культуры, целые эпохи способны исчезнуть, как кошка слизала. И особенно в России.
Сразу после развала СССР то и дело возникали мнения, что русские классики были навязаны советской властью, их намеренно сакрализовали и тем самым остановили развитие русской словесности. Так думать неправильно, внушать – низко. Словесность процветает там, где её культивируют, где есть доступ к классикам – родным и всем остальным, и – площадки восстребованности. Без фундамента в словесности даже постмодернист не состоится – нечего будет разрушать или заимствовать. Художник, литератор вырастает из почвы, в которую его угораздило попасть, и, в силу своего таланта и темперамента, отвечает на вызовы жизни творчеством. Недаром так ценны во все времена были библиотеки и архивы, и недаром стремились их спрятать, украсть и вывезти, сжечь и скрыть. В свое время введение кириллицы уничтожило письменную речь, существовавшую до неё. В настоящее время в бывших республиках СССР меняют кириллицу на латиницу, это почти уничтожает доступ к русскому наследию, к знаниям о прошлом, о жизни собственного народа для последующих поколений. Алфавиты меняют для отшибания памяти, кумиров опрокидывают, чтобы установить своих. На Украине и вовсе запрет на использование русского языка дальше кухни.
...И пошло-поехало: мракобес Достоевский; Чехов – антисемит и, к тому же, развратник и ницщеанец, на Сахалин поехал переписывать население из страха потерять лицо в глазах тогдашних либералов; Пушкин – отстой, он в ранге гения за неимением лучшего; Есенин, конечно, сам удавился – на этом обязательно, вслед за Троцким, нужно настаивать не кому-нибудь, а именно литераторам... Теперь тактика изменилась на более эффективную, и война приобрела характер на уничтожение: поменяли программы в школах, русские литераторы и особенно те русские, что с патриотическим направлением мысли, из программ были массово вытурены. Теперь взялись за архивы и музеи.
Русская культура столетиями придушена деятельностью навязываемых ей руководителей. И сегодня критерий со всей определённостью неизвестен – почему именно этот назначен, а не тот, почему тем, а не иным выдаются деньги, собранные с небогатого, мягко выражаясь, населения налогами. Но некоторые закономерности просматриваются. Возьмём историю с лермонтовским домом на Малой Молчановке. На руководство большими культурными ценностями, архивами, фондами собственности поставлен этот герой нашего времени.
Почему именно он, а не другой? Могу ошибаться, но может быть, чтобы решительно снизить удельный вес русской классики в умах и пространстве русской словесности? Иначе зачем ставить невежд командовать литературным музеем? Музей – памятник, источник знаний и человеческого опыта, именно это в приоритете – не деньги. Дом-музей любимого и почитаемого поэта – это ещё и особый локус, подобные локусы составляют метафизическую карту любви и почтения народа к своим выдающимся сыновьям и дочерям. Они – то, что делает страну общим домом. Разрушать эти локусы способны лишь мародёры, чёрные завистники к чужой радости.
Послушала и пару лекций "героя" нашего времени о Лермонтове. Пользуясь любовью читателей к поэту, он исподволь пытается изменить их сознание, расставляя более, чем странные акценты. Не важно великолепное образование гения: скрипка, фортепьяно, живопись акварелью и маслом, знание языков и русской словесности; не важно, что, несмотря на слабое здоровье, Лермонтов выбирает военную службу, - нет, куда важнее то и дело акцентировать то, что он был слаб и невротичен, нелюдим и даже – подумать только! – не принадлежал никакому литературному кругу! Ну да, принадлежность к нужной тусовке в новейшей литературе сегодня – всё. И с Белинским у него не сложилось! Белинский у них критерий.
Но – к вопросу о музеях писателей. Никакие руководители не имеют морального права искоренять всё наработанное, и тем более специалистов, квалифицированные кадры. Почему не создать свое, не покушаясь на уже наработанное, как это происходит там, где нет кумовства и большевицкого стремления всё превращать в котлованы, заполненные пустотой? По-видимому, потому что стоит задача девальвации русской культуры и насаждение чего-то другого, угодного чиновнику Баку.
Мне нравится работа гендиректора Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Антона Павловича Чехова "Мелихово" Константина Васильевича Бобкова. «Мелихово» тоже нуждается в деньгах, но главное всё же – научная часть, и это чувствуется во всём: в отношении к кадрам, к экспонатам, к уникальному чеховскому театру, ко всей чеховской атмосфере и даже к страницам этого музея в социальных сетях.
***
Не только в Москве на Малой Молчановке, и на Кавказских Минеральных Водах гений места – Лермонтов. Термин "гений места" соотносится более с нами, наследниками его творчества и носителями памяти, нежели с ним. Он означает место, к которому мы не равнодушны по той причине, что в нём обретался гений. Вряд ли душа Лермонтова оглядывается туда, где он был убит, где в июле воздух был настоян медовым ароматом цветущих лип, а он, беспомощный, лежал под грозовым дождём с простреленными навылет лёгкими. Это мы возвращаемся туда буквально и мысленно, это наши сострадание, любовь и благодарность делают Лермонтова гением места.
***
Уж тридцать лет на месте Вороньей слободки моей бабушки замороженная стройка, заросшая древесной порослью. Возле Лермонтовского источника, рядом с памятником поэта работы Леонида Тазьбы, вместо моря петуний, разруха: разбитые чугунные скамьи размером с полутораспальные кровати, чугунные мусорные баки, пошлые фонари. Мимо разрухи ходят курортники, приезжающие за изумительным воздухом, удобными лесными терренкурами и водой из знаменитых источников. Разруха, спустя почти 30 лет после развала СССР! Гораздо, гораздо быстрее восстановились после Великой Отечественной, хотя и санатории были взорваны, и денег не было. После прихода к власти – как их назвать?.. - как бы не назывались, давно понятно: они - чужие и относятся к народу, к его локусам культуры, то есть к эмоционально значимой для людей географии хуже чужеземных захватчиков.
Через 10 лет после Великой Отечественной войны Железноводск сиял красотой и свежестью. Через четверть века после горбачевской перестройки и либерального правления бывший город-сад пребывает в разрухе. Последнего городского главу в Железноводске именуют Мистером Шоуменом. Он очень любит организовывать зрелища – быстро, эффектно, эфемерно. Проверяйте расходы. Если сможете.
Михаил Юрьевич был влюблён в Кавказ, поскольку подолгу жил в этих местах в раннем детстве, и последнюю ночь провёл в подворье Карпова – первого гостинничного деятеля в Железноводске. Российские нувориши в Железноводск не ездят, при том, что в маленьком городке имеется феноменальная лечебно-диагностическая база, а ведь в Лермонтовском источнике, когда-то просто огороженном плетнём, лечилось много наших знаменитостей: Пушкин с семьёй Раевских – тогда приезжих лечиться охраняли терские казаки, и они создали первое поселение у горы Железной; Толстой жил на водах чуть ли не полгода, сочинял, гуляя вокруг г. Железной, он пишет об этом в своих дневниках; Одоевский, Глинка и многие другие жили и оживали в Железноводске. В беседке рядом, которая сохранилась, пел Шаляпин и дирижировал Штраус. Не то сегодня. Живописнейший город Железноводск, то же и Пятигорск с Кисловодском, да и весь Северный Кавказ, любимейший и гениально воспетый, – экзистенциально значимое пространство для русского сердца, его следует культивировать из самых разных соображений, но герои нашего времени тратят народные деньги и народные жизни на социальную инженерию в каких-то собственных интересах, не совпадающих с интересами многажды ограбленного и придушенного в культурном отношении народа.
________________
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
О состоянии здоровья поручика Лермонтова на Кавказе
Пятигорского военного госпиталя ординатор, лекарь, титулярный советник Барклай-де-Толли 15 июня 1841 года составил медицинское свидетельство о состоянии здоровья поэта:
«Тенгинского полка поручик Михаил Юрьев сын Лермонтов одержим золотухой и цынготным худосочием, сопровождаемым припухлостью и болью десен, также изъявлением языка и ломотою ног, от каких болезней г. Лермонтов, приступив к лечению минеральными водами, принял более двадцати горячих, серных ванн, но для облегчения страданий необходимо поручику Лермонтову продолжать пользование минеральными водами в течение целого лета 1841 года; остановление употребления вод и следование в путь может навлечь самые пагубные следствия для его здоровья».