Вдоль по Ипути (1). "Свеча".
"Свеча"
Настоящие, древние и глубокие обычаи почти истерлись с лица России, как стирается со временем позолота. И радостно узнавать, что в той или иной деревне, еще живы обряды, праздники,таинства. Праздник, бытующий в деревне Лужная, незатейливо называемый “Свеча”, способен погрузить свидетеля во тьму веков, подарить радость ощущения единства людей, братства, взаимопомощи.
Деревня Лужная переживает не самый лучший период в свой многовековой истории. Колхоза здесь нет, он несмотря на звонкое название “Прогресс”, накрылся медным тазом. Все в Лужной только закрывается да сокращается.
Взять Луженскую школу: когда Татьяна Петровна Сивохина пришла в нее учительствовать (а это случилось почти 30 лет назад), в ней было столько учеников, что занятия вынуждены были проводить в две смены. Теперь в школе всего-то четыре ученика; да и школа теперь лишь начальная, основная школа в соседнем селе Кузьмичи. Жаль… ведь Луженская школа отметила свое столетие, она много достойных граждан Отечества воспитала и выпустила… Учительница начальных Елена Анатольевна Кульпинова рассказала, что, возможно, она – последний учитель в истории Лужной. Через год в школе будет только два ученика, а прибавления в обозримом будущем не предвидится. Елена Анатольевна готовит “плацдарм” для отступления: едва школу прикроют, семья Кульпиновых переедет в районный центр. Жаль: Елена Анатольевна искренне любит родную деревеньку Бобрывец; пусть на работу приходится ходить пять километров, деревенская жизнь ей нравится. Вот только жить в деревне все труднее… Еще относительно недавно Кульпиновы держали двух коров. Отказались от скотины только по одной причине: в Бобрывец перестали заезжать скупщики молока. Нет скотины, и уже ничего вроде и не держит в родной деревне…
Еще не отказывается от скотины Татьяна Петровна. Жаль только, прошлом году Сивохина оставила работу учителя. Она по профессии – географ, и очень любит свою работу. Устала Татьяна Петровна ездить в Кузьмичи (когда Луженскую школу сдали начальной, пришлось перевестись туда). Сосредоточилась она теперь на руководстве народным фольклорным коллективом деревни Лужная “Молодушки”, а так же над созданием районного краеведческого музея. Татьяна Петровна несмотря на занятость еще и находит время учиться:недавно, к примеру, закончила курсы “православного воспитания”, может преподавать Закон Божий. Вопрос – кому? Но ведь отсутствие перспектив – еще не повод к тотальному пессимизму!
Родные дети Татьяны Петровны, как и подавляющее большинство молодых жителей Лужной (да и других соседних деревень) на заработках в Москве. Знакомая для нашего любезного Отечества история… Из-за массового отъезда молодых в “Молодушках” остаются только старухи. По возрасту –но не по душе! Ибо все нынешние “народные” артистки вовсе не собираются ставить крест на своей песенной и танцевальной карьере. Радость Татьяне Петровне, что она воспитывает внучку Регину: дочь сдала свое дитя бабушке, ибо в столице, в условиях общежития, трудно с детьми… Ну вот, кажется, и все о “социально-экономическом” положении деревни.
Добавлю только, что Лужная находится на самой границе с Белоруссией, так сказать, на краю государства. В результате причудливого смешения культур традиции в Лужной довольно оригинальны; здесь и традиционная одежда совсем не похожа на русскую, да и говор ближе к белорусскому. И обряды какие-то чудные. Взять “Свечу”: ни в одном другом уголке великой России такое вы не увидите! Хотя говорят, “Свеча” в старину была весьма распространена.Обряд очень красивый, и рассказать о нем стоит.
Еще относительно недавно “Свеча” кроме Лужной праздновалась в деревнях Мацилевка и Литвинова Буда. Но, поскольку эти деревни почти умерли, правом на “эксклюзив” стала обладать Лужная. О том, как поддерживается традиция и кто ее сохранил, поговорим попозже, а сейчас о содержании и сути “Свечи”.
“Свечей” в году всего пять. Две “Никольские” (на Николу вешнего и зимнего), “Михайловская” (на Михайлов день), “Мироносинская”(на праздник Жен-Мироносиц) и “Егорьевская” (на Егория вешнего).
Сама Свеча (без кавычек, но с заглавной буквы) –конкретный предмет. Это настоящая толстенная и длиннющая свеча из натурального воска, которую к празднику украшают как… куклу. Натягивают настоящую шитую юбку, обвязывают лентами… А ставят ее не в подсвечник, а в плошку с пшеничным зерном; это символизирует богатство. Вот, читатель может поворчать: “Богатство,богатство… как все приземлено!” В Лужной богатство понимают по-своему: богатый тот, в ком Бога много…
Их, Свечей, столько же как и праздников – пять. И каждая Свеча – будь то Егорьевская, Михайловская или Никольская, живут по много-много лет. Есть сведения, что, к примеру, Егорьевской Свече никак не меньше сотни лет! Она уже оплыла, потолстела, но все же еще некоторый намек на былую стройность в ней есть.
Удивительна судьба Свечей: каждый год они переходят от хозяина к хозяину, из дома в дом. Считается, что Свеча оберегает жизнь и здоровье людей, а так же благополучие и достаток семьи. А так же ограждает от черных помыслов колдунов. В Лужной, как мне сказали, людей “с нехорошими намерениями” в достатке…
В канун очередного праздника, к примеру, Николы вешнего (22 мая), происходит “сговор”. Договариваются члены семьи, в которой Никольская Свеча хранится, с представителями семьи, которая хочет принять Свечу на хранение к себе. Последние называются “сватами”.
Передача Свечи из семьи в семью обставляется торжественно: после службы в храме свершается крестный ход на… перекресток. Там постелен тканый половик. Свечу проносят по нему (при этом ее именую “барыней”), и, поцеловав иконы, передают в новые руки. Новые хозяева встречают “барыню”хлебом-солью и старая хозяйка желает новой здоровья, счастья и (естественно)богатства. После этого в новом доме происходит праздничное застолье. Пиршество весьма напоминает свадебное; и даже считается, что “Свеча”, как свадьба,играется в три дня (включая “сговор”). Интересно, что даже за праздничным столом поются песни исключительно духовного содержания, славящие Иисуса,Богородицу, Николая Угодника. Например:
Или:
Семья, которая принимает Свечу, “обрекается”, то есть берет на себя определенный обет. Свеча никуда не денется, и будет со всей старательностью сохраняться от случайных посягательств. Мало ли кому что в голову придет, есть и недобрые люди… Свеча из дома выносится только в одном случае: если в деревне пожар. Тогда со Свечей обходят горящий дом, спасая другие дома от распространения огня.
В родной деревне Татьяны Петровны Высокий Борок праздника “Свечи” не было. И это несмотря на то, что она относительно недалеко от Лужной, в том же районе. Про “Свечу” она узнала только тогда, когда переехала сюда жить и работать. До определенного момента “Свечу” в Лужной справляли тихо и по возможности незаметно: боялись прокоммунистических властей,которые не приветствовали все церковное. Единственным “оплотом” православия в деревне оставалась (да и сейчас остается) кладбищенская часовня. Она никогда не закрывается на замок, те не менее в часовне я увидел множество икон, украшенных рушниками, а так же бумажные деньги, запросто лежащие в плошке для приношений. И никто все это не крадет!
И все бы здесь проходило бы тихо и незаметно. Но однажды, двадцать лет назад, поступила из райцентра разнорядка: работникам культуры собрать фольклорный коллектив. И тогдашние культработники Саша Титов да Саша Штемберг пошли на ферму, к дояркам: “Девочки, давайте что-нибудь такое-эдакое придумаем!” Женщины в Лужной всегда пели. И на отдыхе,и на работе… не только духовные, конечно, песни, но и светские, простые. Маша Алексеева, Нюра Милольчикова, Тамара Морозова, Прасковья Баркова, Маша Денисенкова согласились, в общем-то… только боязно было им на сцене выступать,в районном доме культуры. И для поддержки в свою “команду” пригласили учительницу географии. Татьяна Петровна всегда была общественницей и умела организовать людей, а так же их успокоить. Она ведь на все руки мастерица: и деревню всю обстригает, и поросят кастрирует, и уколы старикам делает, и даже огороды пашет на своем (!) тракторе. А уж поет-то как замечательно!
Подоставали женщины из сундуков старинные поневы, чехлики, лапти, фартуки, андрики (юбки), которые в наследство от бабушек достались. На концерте исполнили песни, которые слышали от своих матерей.Доярок из Лужной ждал оглушительный успех. Ну, а дальше были областная сцена,всероссийская… С тех пор доярки уже пенсионерами стали. А “Молодушками”остаются – до сих пор! А то как же: на концертах хохмить любят: устраивают юмористический “показ мод” или “классический балет”. Прославились – и стали безбоязненно “Свечу” праздновать.
“Свеча” и “Молодушки” – вот,собственно, и весь нынешний “позитив” деревни Лужная. Селу Кузьмичи повезло гораздо больше, нежели Лужной: там есть храм, который никогда не закрывался. Жаль, что за шесть ограблений, которые в прошлом веке пережил храм, освященный во имя Вознесения Сына Божия, украдены все самые ценные иконы… Храм-то не закрывали, да не было здесь постоянного священника, хозяина. Теперь батюшка появился. Иеромонах Гермоген (Антонов) развернул в Кузьмичах активную миссионерскую работу. Батюшку уважают и даже любят. Все селяне. Или почти все… я уже говорил, что в этом углу довольно много людей, связанных с темными силами(проще говоря, колдунов). Трудно здесь батюшке… Но факт есть факт: из других деревень народ бежит, в а Кузьмичи приезжают. Целыми семьями, с детьми! И батюшка организовывает рабочие места: при храме создана небольшая ферма, образуется цех деревопереработки. Отец Гермоген рассказывает:
- Хочется, чтобы люди научились жить на земле, работать на земле. Большинство людей сейчас находится в отчаянии, в безразличии. Все это лечится трудом, желательно - простым, сельским…
Довольно своеобразное отношение у отца Гермогена к этой странноватой “Свече”. Дело в том, что многие священники отрицательно относятся к местной традиции, считая “Свечу” чуть не проявлением язычества. Отец Гермоген не только приветствует “Свечу”, он участвует в крестном ходу “до перекрестка”, и даже помогает в устроении праздничной трапезы деньгами:
- Я раньше слышал про этот праздник, читал про него в духовной литературе. Обряд “Свечи” распространен в Белоруссии. К сожалению, в России традиция эта почти везде утрачена. Сыграло,видимо, большую роль то, что храмы были закрыты, вера преследовалась. Лужная здесь скорее - счастливое исключение из общего правила. В чем положительное значение “Свечи”: обряд сближает Церковь с народом. А, если мы и дальше будем сближаться, развиваться, то наверняка Господь не оставит этот уголок России! И где вы еще увидите, что так много людей собрались вместе и пели духовные песни?Часто слышу: “Скоро конец света, светопреставление…” Если народ поет и славит Имя Божие – какой же это “конец”?..
…Не случайно на сей раз Свеча передавалась из Лужной, от семьи Татьяны Афанасьевны и Ивана Викторовича Евсеенковых, - в Кузьмичи, в семью Любови Николаевны Новиковой. В Кузьмичах просматривается будущее. Пусть оно не такое, какое себе могли представить местные старожилы. Но факт, что будущее есть.
Свеча – удивительная вещь. Она одновременно и мистическая и такая домашняя! Не случайно про свечи так много написано стихов. Православный поэт, священник Николай Гурьянов сочинил такое стихотворение:
Угодна ты Богу, свеча восковая,
Пред образом Божьим ты в храме горишь.
В тебе отражается жизнь трудовая,
Ты звездочкой ясной для верных блестишь.
Ты символ усердный души непорочной,
Пред Богом горящей во тьме полунощной,
Ты избранный светоч для всех христиан,
Цена твоя – жертва святая на храм.
В саду Гефсиманском Иуда-предатель
С толпою злодеев иной имел свет.
Его засветил древний змий зложелатель,
И в свете Иудином радости нет.
Твое же мерцанье, свеча восковая
Нам радует сердце, мир Божий дает,
Всевышний усердию верных внимая,
На них чрез тебя свет Божественный льет…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы