«Выборы, выборы! Кандидаты …»
Закончилось… Подсчитали… Одни – выразили «чувство глубокого удовлетворения», другие – пошли на Болото, потом пошли на проспект Сахарова. Остались вопросы: с чем пошли? зачем пошли?
Судя по лозунгам – пошли с требованиями о пересчете голосов. Требования были только об этом: от робких, типа «Верните 5 голосов за «Яблоко» на участке № ХХХ!», до радикальных: «Отменить выборы и голосовать по новой!»
Теперь – зачем. Предположим, что манифестации в полной мере удались, и правительство под напором «воссоздавшегося гражданского общества» устыдилось и все голоса ЕдРа передало «оппозиции». Что будет? Да ничего не изменится. Полезно присмотреться к спискам всех партий. Там можно увидеть одну и ту же «группу лиц» (см. определение в статье 9 Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции»): пара деятелей культуры, пара спортсменов, пара завсегдатаев гламурных тусовок и масса всяческих бизнесменов разного уровня (смотря по деньгам). А упомянутый федеральный закон предписывает относиться к формально независимым членам группы лиц как к одному субъекту права. Вполне обоснованно предписывает. Не грех бы и поруководствоваться законом.
Москва. Болотная площадь. Михаил Шемякин. "Дети – жертвы пороков взрослых"
Ну, а коль скоро это одна группа лиц, то и в законотворческой деятельности они будут вести себя одинаково. Вне зависимости от того, какой у каждого будет на лацкане партийный значок. Тем более, что участники этой группы лиц благополучно и без особых затруднений эти значки меняют. При этом лидеры партий могут и не отказываться от своих предвыборных обещаний и на голубом глазу инициировать «справедливые» законы в «интересах народа». С пафосными названиями. При этом же любой человек, хоть сколь-нибудь знакомый с методикой подготовки нормативных актов, твердо знает, что их содержание определяется не в дебатах на трибуне представительного органа под недреманным оком телекамер, а в ходе подготовки текста в комитетах и рабочих группах. И даже еще до комитетов. Когда поставленная в нужном месте точка или запятая откроют очередной канал оттока очередных миллиардов бюджетных рублей. И вот об этих «запятых» и будут договариваться между собой в тиши кабинетов участники этой единой и неделимой «группы лиц» из «разных» политических партий.
Вот теперь самое время всем участникам митинга спросить себя: а к каким последствиям конкретно для них, их друзей, родственников, коллег и единомышленников приведет «пересчет голосов» и «отмена нечестных выборов»? Нет, для участников списков различных партий последствия будут очень даже существенные. Между строчками будущих законов проглядываются конкретные коммерческие интересы различных финансово-промышленных групп. В результате перераспределения мандатов реквизиты счетов, на которые потекут благодатные финансовые потоки, будут очень даже различные. Но эти различия локализуются внутри все той же «группы лиц». Это их внутренние разборки. Ну, а «широким слоям общественности» какой интерес изображать массовку на чужом празднике жизни?
Представляется все же, что участниками стояния на Болоте двигало какое-то вполне рациональное чувство. Например, осознание того, что в обществе назрели некие нерешенные проблемы. И эти проблемы заметно затрудняют многим их жизнь. И не заметно даже высших производных в попытках хотя бы обозначить эти проблемы. И вполне логично было бы ожидать артикуляции этих действительных проблем. Но ожидания не оправдались. А тогда – че ходили?
Вообще говоря, проблема в России действительно назрела. Это двуединая проблема законодательного оформления отношений собственности и осуществления властных полномочий. Уже слышу негодующие вопли: «Опять отнять и поделить!» (не раз слышал). Ни в коем случае! Именно потому, что в России проблема собственности на протяжении столетий и решалась именно таким образом. Я не оговорился – именно на протяжении столетий. В России издревле существовала удельная система землевладения. Уделом НАДЕЛЯЛИСЬ за службу государю. В НЕОГРАНИЧЕННОЕ «кормление». А в случае неудовлетворительной службы удел безвозмездно ОТНИМАЛСЯ и им НАДЕЛЯЛСЯ кто-то другой. Такие отношения собственности имели шанс развиваться только экстенсивно, путем приращения земель. В чем Россия и преуспела. Но, с другой стороны, подобная система оказалась невосприимчивой к методам интенсивного развития, и Россия вечно плелась в обозе мирового прогресса. А кроме того, способ «кормления» не дал шансов даже в зародыше сформироваться у элиты чувству ответственного собственника, но напротив – заложил основы массовой и безграничной коррупции. К началу 20-го века возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1917 году собственность тотально была отобрана у каждого и поделена на всех. Итог этого передела мы все наблюдали в конце 20-го века.
А в течение тех же столетий Европа по крупицам накапливала опыт цивилизованного владения собственностью. Он состоял в поиске баланса между безграничным владением и полным отсутствием собственности. В конце концов, сформировались и обычаи делового оборота ОТВЕТСТВЕННЫХ собственников, и сбалансированная правовая система, закрепившая эти обычаи. И вот только в среде ОТВЕТСТВЕННЫХ собственников (ответственных за общественные результаты их владения, пользования и распоряжения собственностью) и может быть реализована успешная либеральная концепция минимально инвазивного государства. А в отсутствие слоя ответственных собственников формальное введение либерального законодательства приводит к уродливым явлениям, не дающим экономике даже шансов на хоть какое-нибудь развитие. Тем более, что процесс формирования собственников в начале 90-х был все тот же, древнерусский. Иначе, чем НАДЕЛЕНИЕМ собственностью своих присных залоговые аукционы вряд ли можно рассматривать. Поэтому представляется, что в России нужно не отнимать, но предусматривать жесткую и понятную ответственность собственников за результаты их хозяйственной деятельности.
Попытаемся рассмотреть ситуацию на известном всем примере. И техническим, и парламентским расследованием было установлено, что авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла оттого, что не было проведено необходимое техническое обслуживание гидроагрегатов. Учитывая масштабы и сложность агрегатов, это вылилось в экономию для собственников, измеряемую сотнями миллионов рублей, если не миллиардами. Даже для гигантов энергетики такие хозяйственные операции относятся к крупным сделкам и по закону не могут быть совершены (или НЕ совершены) без санкции собственников. Соответственно, учитывая тяжесть последствий, логично было бы привлечь к ответственности и собственников. Но об этом не было и речи. И не случайно. Поскольку законодательство написано настолько неопределенно, что возложить вину на собственников не представляется возможным (вспомним, кто формулировал эту нормативную базу – «группа лиц»). В результате – к уголовной ответственности были привлечены только технические руководители. Они, безусловно, должны нести свою долю ответственности. Но ведь каждому ясно, что наемные работники любого ранга выполняют волю собственников. А эта воля – за скобками.
Ну ладно, закон – есть закон. Пускай без уголовщины. Но ведь автоматическая финансовая ответственность собственника за результаты своих хозяйственных решений – это краеугольный камень любой РЫНОЧНОЙ экономической системы. Угадал – получи миллионы прибыли, не угадал – отгружай миллионные убытки, разорился – на Эмпайр Стейт Билдинг. Но это где-то там, за морями… У нас же Премьер-министр заботливо принял расходы по ликвидации последствий аварии, ни много-ни мало где-то 50 млрд рублей, на счет государственного бюджета, в конце концов – на счет всех граждан. Вот это и есть практика осуществления властных полномочий, которая ничего, кроме огорчения у большинства граждан вызвать не может. Иными словами: 50 млрд не хватит у государства где-то на постройку дороги, где-то на ремонт больницы, где-то на расселение ветхого жилья. Соответственно, 50 млрд из государственного бюджета будет подарено ЧАСТНЫМ владельцам «Русгидро» и в соответствии со сложившейся практикой в конце концов будет уведено в какой-нибудь очередной оффшор.
А с другой стороны, чего это Премьер подорвался столь щедро благодетельствовать собственников? Может, его просто выгнать с места? Это – вряд ли. Ведь ему, честно говоря, деваться некуда. Если он не даст собственникам денег на ремонт, они заглушат эту дырку или вообще прикроют станцию. И целый регион останется без электричества. Соответственно – без работы и без средств к существованию. А законы написаны таким образом (вспомним, кто формулировал эту нормативную базу – «группа лиц»), что собственникам даже «Ай, ай, ай!» сказать не можно. Не говоря уж о финансовой ответственности (строго по рынку!) за результаты хозяйствования. Нет оснований. И отвечать на возмущение отчаявшихся жителей Сибири на очередной встрече придется Премьеру. В одиночку.
Ко глубокому сожалению подобные коллизии становятся массовыми. И отсутствие ответственности собственников – также, коль скоро ни законы, ни обычаи делового оборота к тому их не понуждают. Как результат: шахты взрываются, самолеты падают, пароходы тонут (а на днях вон – целая буровая платформа, и все потому, что собственники на пароходе для экипажа решили сэкономить), заводы закрываются, поля зарастают. Экономика в физических объемах «схлопывается». Таким образом, тотальное безответственное поведение российских собственников – это системная проблема. Сменой одного, пусть и самого главного, должностного лица – не решается.
Но, хотя кардинальное решение проблемы – это долгая песня, то некоторое купирование негативных последствий корыстных действий недобросовестных хозяйствующих субъектов возможно путем осуществления властных полномочий исполнительной власти. В этом направлении можно видеть, что в течение многих последних лет исполнительная власть ведет героическую борьбу с ценами и тарифами, которые как бы «сами растут». Обычно повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ, продукты питания (самое болезненное для большинства населения!), транспорт, связь и прочее объясняется ростом цен на горюче-смазочные материалы (в конце концов – нефть) и электроэнергию. Нефтяники кивают на электричество и (обратно?!) на транспорт. Энергетики – на цену газа. А газодобытчики глубокомысленно и грустно жалуются на электроэнергию (конечно!), транспорт (кто бы сомневался!), горюче-смазочные материалы (как без них!). В общем – сказка про белого бычка.
И вот здесь следует присмотреться – насколько цены растут «сами»? Как известно, тарифы на железнодорожные перевозки полностью определяет ОАО РЖД (100% государственное участие), тарифы на электроэнергию – до недавнего времени единое РАО ЕЭС (100% государственное участие, а ежели сейчас не государственное, то по воле ныне действующей исполнительной власти), на нефтяные цены имеет возможности значительного влияния ОАО «Роснефть» (100% государственное участие). Ну, а уж про цены на газ, определяющие все остальное, и вспоминать-то неприлично. Эти цены на 100% определяются ОАО «Газпром» (200% государственное участие). Отсюда вопрос: что мешало все эти годы «героической борьбы» Премьер-министру официально (строго в соответствии с рыночными правами собственника) дать поручение господам Якунину, Чубайсу, Богданчикову, ну, и, конечно, Миллеру прекратить кивать друг на друга и заморозить тарифы? Или выгнать их с работы? То есть просто «власть употребить»!?
Ну, а судя по прошедшему на позапрошлой неделе «разговору со страной», власть употреблена не будет. Или не может быть употреблена… Как там у Чигракова: «Но что-то ему мешало: может быть трое детей, а может быть – директор школы. Ведь он любил учителя пения…»
Хотя, вот на прошлой неделе главный кандидат в Президенты сделал несколько знаковых заявлений. В них были и мероприятия по поддержке высокотехнологичных отраслей, и развитие регионов, и выявление коррупции в энергетике, и логичные налоговые изменения. Ну, под каждым тезисом можно смело подписываться. Шальная мысль – «Неужели!?.» Но где-то в закоулках памяти зашевелилось: ведь уже были яркие и жесткие заявления о решительном и непримиримом пресечении террористической деятельности в любом, самом укромном закутке мест общего пользования, твердые высказывания о необходимости нахождения лиц, признанных судом расхитителями, в местах лишения свободы… Все это уже когда-то внушало надежду на перемены к лучшему.
Естественно, ни один вменяемый гражданин не ожидал тогда мгновенного решения всех проблем. Но хотелось увидеть хотя бы тенденцию. А вместо этого все мы наблюдали то 300 млрд живых казенных денег за нефтяную компанию, подаренную несколько ранее государством же за фантики, то 50 млрд по бедности на ремонт плотины, то триллионы на олимпиаду без торгов… И млрд по 200 ежегодно – за бугор. И все это не в эмоциональном порыве, а не торопясь, осмысленно, в течение десяти лет… И все при месте – надо, дескать, беречь кадры… Это как-то не очень сочеталось с резкими заявлениями. Вы уж не обессудьте, Владимир Владимирович.
«Нет, ребята – все не так! Все не так, ребята…»
И вот только с позиций вышеизложенного и можно осмыслить прошедшие стояния на Болоте и проспекте Сахарова. С позиций формулирования действительных проблем развития российского общества. И с позиций выдвижения ДЕЙСТВЕННЫХ требований. Естественно, что приоритеты среди фундаментальных проблем общественного устройства – предмет дискуссий. Но соблюдение процедур в принципе декоративных выборов к числу этих проблем уж точно не относится. Так что, если собравшиеся на Болоте «массы возмущенной общественности» действительно были бы удовлетворены только перетасовкой мандатов среди одной и той же «группы лиц», то такое общество с очень большой натяжкой может претендовать на звание «гражданского». Так, тусовка…
А вот если в обществе уже вызрело понимание фундаментальных перемен, и лозунги об отмене выборов звучали только из-за неготовности нынешних лидеров оппозиции сформулировать нечто вменяемое, то появление нужных лидеров – это лишь вопрос времени. И вот когда появится (если появится) неангажированная партия, артикулирующая эти проблемы, тогда можно озаботиться и соблюдением процедур, и точностью подсчетов.
Поживем – увидим…
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы