Глазами гения №34. Игра в человека
  Затронутый мной вопрос о причинах, побуждающих того или иного
  человека взяться за перо и начать кропать стихи, рассказы, романы
  и т. п., видимо, восходит к уже поставленному ранее Лениным главному
  вопросу философии, который, как известно, сводится к выяснению,
  в каких иерархических отношениях между собой находятся так называемые
  «бытие» и «дух»: какое из этих двух явлений главнее. В общем,
  что-то вроде волнующего всех детишек планеты исхода гипотетического
  поединка кита со слоном, если бы тем вдруг довелось встретиться
  где-нибудь на нейтральной территории, то есть не на море или же
  суше, а, например, в воздухе. В дошкольном возрасте я тоже часто
  представляла себе такую картину: у слона и кита вдруг вырастают
  огромные крылья, они поднимаются в воздух и со всего размаха ударяются
  друг о друга лбами. Лично я думаю, что кит, благодаря обтекаемым
  и отвечающим всем требованиям современной аэродинамики формам
  своего тела, сумел бы так разогнаться и с такой силой долбануть
  слона, что от того вообще ни фига бы не осталось, одни клыки и
  уши, но неважно... Иными словами, окинув беглым взглядом историю
  мировой философии, Ленин со свойственной ему детской непосредственностью
  сумел вычленить в ней то, что показалось ему самым существенным!
  Таким образом, у него получилось, что все предшествующие ему мыслители,
  над какими бы отвлеченными и туманными предметами они ни ломали
  свои головы, на самом деле, только и занимались разрешением этой
  животрепещущей дилеммы и — часто даже сами того не сознавая —
  неизменно склонялись в ту или же иную сторону, то есть отдавали
  предпочтение бытию или же духу. Ленину, правда, больше нравились
  слова «материя», «сознание» и «идея», а все мыслители у него,
  соответственно, делились на «материалистов» и «идеалистов»...
  Ни для кого не секрет, что самого себя он относил к «материалистам»
  и был твердо убежден, что материя всегда и во всем предшествует
  идеям и подчиняет их себе, где бы они друг с другом ни сталкивались:
  на суше, на море или же в воздухе. Бытие определяет сознание,
  короче говоря! Всех «материалистов» он считал своими предтечами,
  а «идеалистов», будь то Платон, Кант или же Ницше, не стесняясь,
  публично называл умственно отсталыми дегенератами или же, в лучшем
  случае, подлыми приспособленцами, которые умышленно в корыстных
  целях искажают картину мира — главным образом для того, чтобы
  пудрить мозги простым малограмотным людям... Отсюда видно, что
  Ленин, в точности как и я, тоже считал себя самым умным, хотя
  оснований для подобного мнения о себе у него вроде бы было гораздо
  меньше, чем у меня!
  Надо сказать, что не только сам Ленин, но и его жена, уже в детстве,
  вопреки господствовавшему тогда мнению, начали вызывать у меня
  какое-то смутную неприязнь. Причем, не столько из-за их философских
  взглядов, в которые я тогда еще толком не была способна вникнуть,
  сколько из-за их невзрачной и малопривлекательной внешности. Крупская
  вообще была похожа на жабу, больную базедовой болезнью: вылезающие
  из орбит бесцветные глаза, зоб на шее, гладко зачесанные собранные
  на затылке в пучок жидкие серые волосы, мешковатое серое платье.
  Ко всему прочему, по специальности она была педагогом. Короче,
  полный букет!.. Вот это последнее обстоятельство, видимо, и оказалось
  самым определяющим, наложившим неизгладимый отпечаток на мое восприятие
  этой дамы, которое уже ничто и никогда не смогло поколебать. Поэтому
  даже потом, когда по телевизору я увидела фильм про Ленина и Крупскую,
  с Натальей Белохвостиковой в главной роли, целью которого, видимо,
  было убедить всех зрителей в том, что в молодости Крупская была
  очаровательной нежной и хрупкой блондинкой, так вот, даже этот
  фильм оказался бессилен что-либо изменить. Более того, результат
  оказался прямо противоположным: с тех пор я стала воспринимать
  и Белохвостикову исключительно как неполноценную закомплексованную
  уродину, просто какой-то необратимый сдвиг в сознании произошел...
  Ко всему прочему, и прямые предшественники Ленина в лице Вольтера,
  Руссо, Дидро, Гоббса и других «материалистов» тоже никогда не
  вызывали у меня особой симпатии. Во всяком случае, на дошедших
  до наших дней старинных гравюрах все эти французские и английские
  просветители и борцы со всевозможными предрассудками почему-то
  всегда изображались в виде каких-то пугающих уродов. Чего стоит
  одна хранящаяся в Эрмитаже мраморная скульптура Вольтера!
  Раньше я, помню, довольно-таки часто посещала Эрмитаж, особенно
  по будням — в выходные безумные толпы туристов толклись практически
  во всех залах, а вот в будни там было тихо, пусто и уютно. К тому
  же, внизу был буфет, где продавались очень вкусные эклеры, которые
  я обожала. Так вот, во время многочисленных посещений Эрмитажа,
  блуждая по лабиринтам всех этих бесконечных залов и коридоров,
  я почему-то непременно натыкалась на огромный мраморный памятник
  сморщенного иссушенного старца с хитрыми маленькими глазками,
  птичьим носиком и искривленным ртом, придававшим всему его лицу
  какое-то чрезвычайно склочное, сварливое выражение. Одет он был,
  кажется, в нечто вроде халата, на плечи у него был накинут плед,
  а на голове — крошечная круглая шапочка, из-под которой торчали
  жидкие завивающиеся колечками волосики. На коленях у этого жутика
  лежали бумаги или же какая-то книга — точно уж не помню — и он
  там что-то старательно выводил гусиным пером. В целом он даже
  больше был похож не на старика, а какую-то злобную старуху, чем-то
  отдаленно напомнившую мне соседку по коммунальной квартире моей
  бабушки. Я все это так подробно запомнила¸ потому что в
  первый момент, когда до меня наконец дошло, кто это, я испытала
  настоящий шок. Сперва я даже подумала, что ошиблась, но нет, все
  точно: и табличка рядом, и латинские буквы на постаменте скульптуры
  указывали, что это и есть великий французский философ Вольтер.
  В дальнейшем, когда на внеклассном чтении по французскому нам
  предложили прочитать некоторые его сочинения, мне уже было очень
  трудно избавиться от этого своего первого ощущения, связанного
  с хранящимся в Эрмитаже его мраморным изваянием...
  Зато идеалисты, наоборот, мне всегда очень нравились, особенно
  всякие мистики! В их загадочных изречениях ощущалось присутствие
  некой таинственности, которая невольно накладывала отпечаток и
  на весь их внешний облик. Они все были как бы покрыты легким туманным
  флером и излучали едва уловимый аромат дефицитных в то время духов
  «Красная Москва», которые я иногда потихоньку воровала у своей
  мамаши! К тому же их реальные изображения в те далекие годы мне
  попадались гораздо реже, чем портреты Вольтера и ему подобных,
  не говоря уже о физиономиях Маркса, Энгельса и Ленина, на которые
  мне приходилось натыкаться просто на каждом шагу, даже в Эрмитаж
  ходить было не надо... Особенно глубокое впечатление в старших
  классах на меня произвел Новалис и его книга про странствующего
  поэта, отправившегося на поиски голубого цветка. Отчего он сам
  так до сих пор и остался в моей памяти этаким романтичным бледным
  чахоточным юношей с голубым цветком в петлице. Хотя я и не уверена,
  что когда-то действительно видела его портрет, и все это не является
  чистым плодом моей фантазии...
  Если же отвлечься от всех этих чисто внешних эффектов и поверхностных
  впечатлений, и обратить внимание на стиль мышления того же Ленина,
  который я в самых общих чертах постаралась представить чуть выше,
  то сегодня уже просто невозможно избавиться от ощущения, что Ленин,
  если и не являлся полным кретином, то, по крайней мере, должен
  был бы быть причислен к философам-примитивистам. К сожалению,
  в отличие от живописи, подобного направления в современной философии
  так и не вычленилось. А жаль! То есть я хочу сказать, что ход
  мысли основоположника исторического материализма настолько прост
  и по-детски примитивен, что даже мне, человеку абсолютно не искушенному
  в тонкостях и нюансах мировой философии, это невольно бросается
  в глаза. Иными словами, было бы вполне логично, если бы на Ленина
  теперь все смотрели с такими же слегка сентиментальной симпатией
  и снисходительным умилением, с какими сегодня воспринимают какого-нибудь
  убогого таможенника Руссо или же тихого алкоголика Пиросмани,
  сумевших сохранить в своих произведениях трогательное обаяние
  и чистоту детской непосредственности... Так нет же! На Ленина
  и в наши дни огромное количество людей во всем мире почему-то
  продолжают взирать с нескрываемым уважением, то есть снизу вверх,
  как на настоящего властителя дум и гения! Не говоря уже о том,
  что еще совсем недавно его учение, полностью основанное на абсолютно
  примитивных и наивных обобщениях вроде уже упоминавшегося тут
  основного вопроса философии, породило громадное количество различных
  научно-исследовательских и учебных учреждений и институтов. Сотрудники
  этих организаций писали в своих статьях и диссертациях о вещах
  уже куда более туманных, сложных и малопонятных и, по крайней
  мере, на первый, самый поверхностный, взгляд, уже не выглядели
  такими же грубыми и примитивными уродами, как сам Ильич. А о чем
  это говорит? Да о том, что умные в этом мире всегда находятся
  в подчинении у дураков, и поэтому гораздо глупее последних!
  Примерно то же самое, наверное, можно было бы сказать, проанализировав
  сложнейшие схоластические построения и многочисленные глубокомысленые
  философские трактаты, основанные на Библии и Новом Завете, где
  манна небесная сыплется людям прямо на головы, можно запросто,
  не стесняясь присутствием посторонних, ходить по воде, превращать
  воду в вино, воскрешать и воскресать из мертвых... И вообще в
  этих книжках такое обилие откровенной лажи, рассчитанной вроде
  бы уже совсем на полных лохов, а не солидных магистров богословия,
  что просто диву даешься! И тем не менее, практически весь современный
  идеализм и мистицизм восходит к Библии и другим, подобным ей абсолютно
  невероятным, по-детски наивным и сказочным сочинениям!
Окончание следует.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             