Ощупывание слона №2. Философия смерти Юкио Мисимы
Ощупывание слона №2
Философия смерти Юкио Мисимы
За свою сравнительно недолгую жизнь (1925-1970), самый знаменитый
и читаемый японский писатель Юкио Мисима успел прославиться также
как спортсмен-культурист, режиссер, актер театра и кино, дирижер
симфонического оркестра, летчик, путешественник и фотограф. 25
ноября 1970 года он предпринял попытку монархического переворота
и, потерпев поражение, совершил харакири. Философские взгляды
Мисимы наиболее полно выражены в его комментариях к средневековому
самурайскому кодексу «Хагакурэ Нюмон».
Юкио Мисима
Исходный пункт рассуждений Мисимы: Путь самурая – это путь смерти.
В этой связи Мисима презрительно отзывается о современных мужчинах,
которые, на его взгляд, слабы и малодушны. Поэтому они недостойны
ни жизни, ни смерти. Виною этому – утрата традиции и, как следствие
– феминизация мужчин и их растущая алчность. «Большинство молодых
людей, которые служат в наши дни, одержимы мелочными устремлениями.
Они смотрят на людей подлыми взглядами карманных воров» (Книга
самурая, с.236,СПб,1999). Мисима глубоко убежден, что в современном
мире нельзя ни красиво жить, ни красиво умереть, поскольку повсюду
утвердилась воинствующая пошлость. Сексуальной революции он противопоставил
идеал тайной любви: «Высказанная любовь неизбежно теряет
свое достоинство. Подлинная любовь достигает высочайшего идеала,
когда человек уносит с собой в могилу ее тайну». Только смерть
является действенным лекарством для страждущей души, хотя современная
цивилизация стремится подавить в человеке естественный инстинкт
смерти. Но, подавленный, он неизбежно пробуждается и тогда смерть
берет свое, но уже в грубых и безобразных формах, поскольку вместе
с традицией человек утратил и культуру смерти. «Мы не умеем извлекать
из смерти благородную суть и заставлять ее работать на нас».(с.245).
Как восстановить утерянную традицию? Для этого необходима в первую
очередь решимость. Добиваться цели нужно даже в том случае, если
ты знаешь, что обречен на поражение. Провозглашая решимость, Мисима
исповедует свой экстремизм. Он считает, что впадение в крайность
может служить духовным трамплином для осознания ценности смерти.
Обычно философия основывается на расчетах, в которых жизнь считается
приобретением, а смерть потерей – чтобы перевернуть этот уютный
и привычный мир, нужно совершить насилие над собственным здравым
смыслом и интеллектом. Вот почему Мисима стоит на позициях антиинтеллектуализма,
что роднит его взгляды с ранними формами европейского фашизма.
«Интеллектуалы за разговорами и умствованием скрывают тщедушие
и алчность», – презрительно бросает он в адрес записных теоретиков.
В отличие от них, Мисима выступает как сторонник экстремизма и
прямого действия. «Преданность и почитание придут вместе с одержимостью»,
– учит он, противопоставляя бесплодному теоретизированию мощь
и спонтанную гармоничность чистого действия.
Если человек достиг высокой степени одержимости, перед ним открываются
ворота смерти. При этом между добровольной и вынужденной смертью
нет никаких различий. Нельзя умереть «за правое дело», поскольку
природа смерти абсолютна, а любая цель относительна. На распутье
между жизнью и смертью самурай выбирает любую смерть.
«Даже бессмысленная смерть – смерть, которая не принесет ни цветов,
ни плодов, – обладает достоинством Смерти Человека. Если мы так
высоко ценим достоинство жизни, как мы можем не ценить достоинства
смерти? Никто не умирает напрасно.» (Юкио Мисима. «Хагакурэ нюмон»).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы