Ощупывание слона №3. Саморазрушение: за и против
Ощупывание слона №3
Саморазрушение: за и против
Американский писатель Джек Лондон в юности был бродягой, а в зрелом
возрасте увлекался алкоголизмом. Вот что он писал об этом:
«Однажды я попал в больницу. Загар на моём лице, обросшем щетиной,
превратился в нездоровую желтизну. Врач стоял у моей постели и
смотрел неодобрительно на сигарету, которую я держал в руках.
« – Это дело надо бросить, – сказал он назидательным тоном. –
Вас это погубит. Взгляните на меня!» Я взглянул. Он был примерно
моего возраста, сильный, широкоплечий, мужественный и здоровый
экземпляр человеческой породы. «Прежде я курил сигары, – продолжал
он, – но даже от них отказался. И вот результат, видите?» Он говорил
убеждённо, имея на это все основания. А через месяц он умер. И
умер не от несчастного случая. Его погубили какие-то мудрёные
палочки, носящие длинное научное название. Он невыносимо страдал,
и много дней мучительные крики этого здоровяка и красавца были
слышны на весь квартал. С криком он и умер».
Джек Лондон
Как любой мыслящий человек, Лондон отдавал себе отчёт в том, что
жизнью управляет слепая случайность и, следовательно, в ней абсолютно
отсутствует справедливость. Алкоголь скрашивает несправедливую
жизнь лживой улыбкой – он смеётся над уродливой действительностью.
От алкоголя Джек Лондон и погиб в возрасте сорока лет – он принял
смертельную дозу яда, находясь в одном из своих периодов алкогольной
депрессии.
Немецкий философ Эрнст Юнгер (1895-1998) в юности баловался употреблением
наркотика ЛСД, а впоследствии поддерживал режим Гитлера. В день
своего столетия он курил, пил вино и весело общался с друзьями.
Юнгер любил повторять, что «с возрастом надо укреплять дружбу
со смертью, разрешая прорасти ей в тебе деревом, дающим тень».
Японский писатель Юкио Мисима, большую часть жизни не отличавшийся
крепким здоровьем, решил создать из своего хилого тела Храм физической
мощи. Ежедневно в течение нескольких лет щуплый и нескладный литератор
занимался культуризмом в спортзале. Когда в 1963 году в энциклопедии
статью о культуризме снабдили фотографией писателя, он сказал,
что это «счастливейший момент его жизни». И действительно, наиболее
совершенным произведением искусства Мисимы стал он сам. А в 1970
году Мисима совершил ритуальное самоубийство – предпочёл добровольный
уход из жизни – как символ разрушения Золотого Храма, который
сам с таким трудом создавал. Ведь без саморазрушения история его
созидательных усилий так навсегда и осталась бы лишённой своего
логического завершения.
А вот что говорит об этом герой романа Паланика «Бойцовский клуб»:
«Возможно, что самосовершенствование – это ещё не всё. Саморазрушение
– гораздо важнее.
Твоё имя не имеет значения.
Твои проблемы не имеют значения.
Твой возраст не имеет значения.
Твои ожиданья не имеют значения.
Дело не просто в том, чтобы отказаться от денег, собственности
и положения в обществе. Такой пикник может позволить себе каждый.
Дело в том, что от самосовершенствования нужно перейти к саморазрушению.
Надо начинать рисковать.
Восхитительно чудо смерти, когда ещё мгновенье назад ты ходил
и говорил, и вот ты уже неодушевлённый предмет. Воскрешение возможно
только после полного саморазрушения.
Только потеряв всё, мы обретаем свободу.» (Тайлер Дерден. «Бойцовский
клуб»).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы