Русская философия. Три типа цивилизации.
1. Индоевропейская праобщность.
Здесь будут рассмотрены самые основные типологические характеристики
индоевропейской цивилизации без описания конкретной истории возникновения
и развития её трёх основных ответвлений.
Праобщность. Общественное устройство: тройственное деление на
народ, жрецов и князей. Народ делится на родственные общности
– роды, повседневно управляемые старейшинами; жизненно важные
решения принимаются на общем собрании большинством голосов, жрецы
(волхвы) сохраняют архетипические представления и осуществляют
связанные с ними действия, князья избираются старейшинами и подтверждаются
на вече как администраторы и военные начальники, могут быть смещены,
место не наследуют.
Развиты все основные производящие формы деятельности: пашенное
земледелие, скотоводство, металлургия, гончарное производство,
строительство, изготовление тканей и шитьё, охота и рыболовство,
бортничество, виноделие, морское и речное судоходство, торговля
и пр.
Развиты искусство, письменность (так называемое слоговое письмо),
начатки наук и пр.
Мировосприятие основывается на архетипических представлениях о
включённости человека в мир как соестественного ему существа,
то есть на принципах магии.
Праобщность следует датировать не позже 3-го – 2-го тысячелетия
до нашей эры; к этому времени она уже давно не представляла собой
единое целое.
2. Восточный тип.
Мировосприятие: в единстве человек-мир выделяется мир как определяющий
элемент; «мир сам», в происходящем выделяется проявление возможностей
мира, проявляющихся через или в человеке, человек становится топосом,
пространством проявления мира, которое должно быть пустым, наполненным
только действием силы мира.
Принцип развития: изменения происходят естественным путём, сами
по себе, постепенным накоплением, стихийным созреванием необходимости
и её самореализации; осознанное изменение существующего положения
вещей порицается как несогласующегося с мировым порядком.
Индивид: созерцающий субъект, действие которого заключается в
очищении восприятия, критерий – чистота, пустота восприятия, восприятие
мира таким, какой он есть без вмешательства человека, исследование
возможностей человека как воспринимающего существа и как соприродного
существа, минимум себя, максимум мира.
Интенциональность: интенция созерцания, полагание, узнавание и
распредмечивание мира в себе, расширение себя как малой части
мира через действие собой как предметом своего действия и снятие
этого действия созерцанием (йога в широком смысле).
Идентификация: идентификация через занимаемое в мире место.
Намерение: реализация возможностей мира, действующих через человека,
намерение следования пути бытия через действие, лишенное личного
характера, герой изменяет только себя, превращаясь в созерцателя
происходящих в нём событий, свобода как актуально существующая
возможность освобождения от помрачения самим собой.
Общество: иерархический тип, иерархия соответствий по типу иерархии
вселенной, устройство общества как изначальное согласие каждого
со своим местом, все под небесами.
Церковь и верующий: намеренное сохранение веры как изначальной
традиции, согласие веры, народа и власти, вера модифицируется
в разнообразие культов общего направления; активность самоизменения,
ответственность за внутреннее изменение, которое должно соответствовать
круговороту перерождений, минимум действия – улучшение кармы,
максимум – выход из круговорота перерождений, нирвана.
Артефакты: артефакты состояния, индивидуальные состояния как состояния
бытия, природы человека, а не индивида; йога эффективна, когда
в ней нет ничего личного; артефакты йоги (не-я) и буддизма (нирвана)
как состояния отсутствия проявлений индивидуального бытия, порождающего
самим фактом своего существования круговорот перерождений.
Жизнь и смерть: взаимосвязанные феномены, сменяющие друг друга
в круговороте мира, окончателен только выход из этого круговорота.
Счастье и несчастье: счастье – в нахождении своего места в природно-общественной
иерархии, следовании предначертанному пути; несчастье – в майе,
помрачённости, пойманности бесконечностью перерождений, в невозможности
соответствовать занимаемому месту или занять его.
Пространство и время: замкнутое пространство цикличности, восприятие
времени как круговорота чередующихся событий, сансары, кармической
определённости; правильный путь приведёт к выходу из потока времени
и замкнутого пространства.
Сформировался ко 2-му – 1-му тысячелетию ло нашей эры.
3. Западный тип.
Мировосприятие: в единстве человек-мир выделяется человек как
определяющий элемент, происходящее зависит от человека, его намерения,
способностей, возможностей и действий, мир является топосом реализации
человека, «я сам».
Принцип развития: развитие достигается за счёт проработки и реализации
возможностей человека как действующего и осознающего субъекта,
за счёт взаимодействия индивидов (конкуренция), нарушения и восстановления
баланса общественных элементов, столкновение усилий взаимодействующих,
каждый из которых реализует намерение на личное, индивидуальное
действие.
Индивид: действующий субъект, контролирующий своё действие в зависимости
от его результата, завоевание своего места в мире, расширение
себя до предела возможностей, насколько мир позволяет, максимум
себя, минимум мира.
Интенциональность: интенция делания, опредмечивания, полагание
и узнавание себя в предмете, расширяющийся индивид, предметное
расширение себя, действие с предметом, расширяющим тело человека.
Идентификация: индивид идентифицируется через предмет своего делания,
через полагание себя в предмете и распредмечивании себя в новом
полагании.
Намерение:опредмечивание человека и распредмечивание мира, свобода
как актуально существующуя возможность расширения, намерение героя
как сдвигающего мир человека.
Общество: демократический тип, созданный взаимодействием действующих
субъектов, граждан; когда количество очагов (граждан) в полисе
(демократическом обществе) превышает допустимый максимум, сохранение
и развитие общества достигается за счёт баланса общественных институтов
– законодательной власти, исполнительной власти, суда, позднее,
института информации.
Церковь и верующий: церковь как созданная людьми организация,
в основании – индивидуальное действие, на максимуме – аскетическое
действие (монах), на минимуме – послушание (мирянин), свобода
как возможность оживления веры через новые формы вероисповедания
(например, реформация).
Артефакты: артефакты действия, артефакт как вещь, предмет, задающий
определённый способ действия, кровать задаёт форму сна, чашка
– способ питья, а бутылка – способ хранения, конструирование артефактов
(технология) как предметов, расширяющих возможности человека.
Жизнь и смерть: приоритет деятельной, активной жизни, игнорирование
смерти как прекращения деятельности, полагание жизни как единственной
реальности, преодоление смерти через удлинение жизни, смерть только
как конец, предел жизни, за которой ничего нет, так как нет деятельности,
связывающей с бытиём.
Счастье и несчастье: счастье – «с частью», с успехом в предметном
мире, как успешная самореализация вовне, установление себя среди
других, несчастье – не-удача, не-с-частью-мира-у-себя, неэффективность
действий, нереализация себя.
Пространство и время: бесконечность, невозможность положить предел
пространству и времени, полная возможность разворачивания человека
вне себя, неопределённость мира как возможность определения человека,
доопределение мира через действие человека.
Сформировался ко 2-му – 1-му тысячелетию до нашей эры.
4. Срединный (русский) тип.
Мировосприятие: в единстве человек-мир выделяется единство мира
и человека, «мы вместе», происходящее выделяется через связь человека
с миром, через намерение бытия, или бытиё намерения, через то,
что в намерении гармонирует с бытиём, через актуальную задачу
установления и сохранения живой связи.
Принцип развития: развитие происходит за счёт накопления живого
опыта, в основном постепенного, но при определённых обстоятельствах
(внешней угрозы, или совпадения намерений противоречащих сил),
– резкого, скачкообразного.
Индивид: смыслодержащий, смыслосохраняющий субъект, критерий действия
– не результат, а проявленность смысла, или бытийного состояния
общности с миром, поиск, проявление и сохранение бытийно-объединяющих
состояний.
Интенциональность: интенция сохранения живого смысла, вообще живого,
углубляющийся индивид, расширяющийся в идее, архетипе, сохраняющий
поток наличного бытия в пределах бытия сущностного, осмысленного.
Идентификация: идентичность через полагание и узнавание себя как
воли, особого бытийного состояния жизни, не воли к жизни, а воли
самой жизни.
Намерение: сохранение воли жизни через баланс опредмечивания и
распредмечивания, накопление живого опыта как дления бытия.
Общество: монократный тип, единовластие, но не деспотия (иерархия,
восток), при которой существует только одна воля, и не монархия
(закон, запад), при которой существует только один закон, а одновластие.
Церковь и верующий: подчиненное положение церкви, принцип «соборного»
состояния, достигаемого внутренним обращением, а не контролируемым
действием или не-действием, соборное состояние объединяет не совместным
или одинаковым действием, а внутренней обращённостью ко всему
и всем как себе (живому себе).
Артефакты: непредметные артефакты смысла, или целостности жизни.
Жизнь и смерть: жизнь и смерть как единое объединяющее всех людей
«пространство» бытия.
Счастье и несчастье: счастье заключается в нахождении и сохранении
целостности себя в живом опыте, соединяющим со всем существующим,
несчастье – в потере общности, живого смысла, «царя в голове».
Пространство и время: пространство и время как свёрнутые в дление,
пребывание живого опыта элементы, пространство и время являются
не линейными процессами, а связующими элементами архетипического
опыта жизни.
Сформировался к 1-му тысячелетию до нашей эры.
5. Заключение.
Формат данного трактата предполагает краткое описание типологии
индоевропейских культур, достаточное только для того, чтобы показать
одновременно их родство и специфику.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы